Совершенствование территориальной организации местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – совершенствование территориальной организации муниципального образования на примере Добровского района. Задачи: проанализировать теоретические основы территориальной организации муниципального образования на примере Добровского района; проанализировать правовые основы территориальной организации и их реализацию на примере Добровского района; разработать предложения по совершенствованию территориальной организации Добровского района.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Сущность и понятие территориального местного самоуправления...........5-9
1.2 Основные модели территориальной организации местного самоуправления......................................................................................................9-10
2. АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВСКОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Анализ местного самоуправления Добровского района.............................11-16
2.2. Анализ социально-экономического развития Добровского района............16-24
2.3. Анализ правового регулирования Добровского района................................24-29
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДОБРОВСКОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Разработка мероприятий для развития муниципального образования Добровского района.................................................................................................30-35
3.2. Разработка мероприятий для социально - экономического развития Добровского района..................................................................................................35-43
ЗАКЛЮЧЕНИE .........................................................................................................44-46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .....................................................................47-48

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсовик.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Правовая основа местного самоуправления – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

К муниципальным правовым актам Добровского района относятся:

- Устав района;

- правовые акты, принятые на  местном референдуме;

- нормативные и иные правовые  акты районного Совета, администрации;

- правовые акты, постановления  и распоряжения главы района, иных должностных лиц местного  самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

Устав района и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории района. Районный Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Липецкой области, настоящим Уставом принимает решения, устанавливающие правила обязательные для исполнения на территории района, а также решения по вопросам организации деятельности районного Совета.

Председатель районного Совета издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности районного Совета. Глава района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Липецкой области, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами районного Совета, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Липецкой области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации района.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами районного Совета, главой района, представительными органами поселений, инициативными группами граждан. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. Нормативные правовые акты районного Совета, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств районного бюджета могут быть внесены на рассмотрение районного Совета только по инициативе главы района или при наличии его заключения. Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения района, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан) определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

Устав района, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав района подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесенные в Устав района и изменяющие структуру органов местного самоуправления района, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий районного Совета, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в Устав указанных изменений и дополнений. Нормативный правовой акт, принятый районным Советом, направляется главе района для подписания и обнародования в течение пяти дней. Глава района имеет право отклонить указанный нормативный правовой акт. В этом случае данный нормативный правовой акт в течение десяти дней возвращается в районный Совет с мотивированным обоснованием его отклонения, либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава района отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается районным Советом. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее двух третей от установленной численности депутатов районного Совета, он подлежит подписанию главой района в течение семи дней и обнародованию. Нормативные правовые акты не подписанные и (или) не обнародованные, не направленные главой района для повторного рассмотрения районным Советом, либо не подписанные в случае отсутствия главы района или невозможности исполнения им должностных обязанностей по истечении четырнадцати дней подписываются и обнародуются председателем районного Совета. Нормативные правовые акты главы района вступают в силу со дня их подписания, если иное не оговорено в самих актах. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами области, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти области.

Однако наблюдается несоответствие принятых нормативных актов федеральным законам. Муниципальный законодатель в условиях явной недостаточности норм регулирования, заложенной в федеральном законе, установил достаточно широкий правовой предел регулирования территориальной организации самоуправления.

В процессе анализа юридических свойств устава делается вывод о том, что нормы ст. 57 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон), допускающие возможность восполнить пробел в праве при отсутствии законодательства субъекта РФ правовыми нормами устава муниципального образования, не позволяют обеспечить соблюдение принципа законности, соответствие устава законодательству субъекта РФ. Временное правовое регулирование отношений, предусмотренных ст. 57 Федерального закона, целесообразно осуществлять в переходных положениях устава.

Значительный объем регулирования осуществляется в уставе. На основе законодательства субъекта РФ при этом соотношения объема регулирования между уставом муниципального образования и законами субъекта РФ в Федеральном законе точно не определено. В разных субъектах РФ не одинаково подходят к проблеме соотношения правового регулирования основных вопросов местного самоуправления.

Анализ вопросов уставного регулирования позволил выяснить противоречия и не согласованность норм Федерального закона, связанные с определением наименования органов местного самоуправления, установлением их компетенции, определением порядка отзыва выборных должностных лиц в результате утраты доверия населения и других вопросов организации деятельности иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти вопросы в одних статьях Федерального закона отнесены к предмету совместного законодательного и уставного регулирования, в других - только к предмету самостоятельного уставного регулирования.

На основе анализа структуры устава городов делается вывод о необходимости разработки теоретических положений, определяющих внутреннее содержание устава, порядок его организационного построения, согласованность и последовательность расположения его составных частей. Структура устава обуславливается: обязательными положениями, отнесенными к предмету уставного регулирования федеральным и региональным законодательством; дополнительными положениями, относящимися к предмету самостоятельного уставного регулирования; правилами и средствами юридической техники, территориальными, национальными особенностями, историческими и иными местными традициями.

Нормотворчество на уровне района области в вопросах урегулирования правового положения привело к множеству противоречий по отношению к Федеральным нормам. В отдельных районах не учитывалось мнения населения местного самоуправления, в других ущемлялись права. За период с момента принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления…» до начала 2003 года в Верховном суде РФ и Конституционном суде РФ рассматривались десятки дел о противоречии местного законодательства федеральному и о их конституционности.

Таким образом, выявлены следующие недостатки:

1.         Нецелесообразность полностью регулировать в законе такие вопросы, как порядок формирования органов местного самоуправления, определение компетенции органов и должностных лиц местного самоуправления, сроков их полномочий, порядок подотчетности перед населением, управление муниципальной собственностью и предусматривать определенный объем для регулирования уставом. Часть таких вопросов, как бюджет, налоги, экономические и финансовые основы, собственность не может быть полностью передана на усмотрение органов местного самоуправления, поскольку различные подходы в разных муниципальных образованиях, в конечном счете, могут подорвать единые основы бюджетной, налоговой, финансовой системы страны.

2.         Необоснованность расширения перечня вопросов местного значения, включение в этот перечень вопросов государственного управления или отдельных полномочий органов государственной власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  ДОБРОВСКОГО РАЙОНА 

3.1. Разработка мероприятий  для развития муниципального  образования Добровского района

В районе имеются все необходимые условия для успешной животноводческой деятельности: достаточные площади естественных сенокосов и пастбищ, трудовые ресурсы. С целью поднятия стимула в ведении личного подворья и улучшения генетического потенциала сельхозживотных, реализуется целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса в муниципальном образовании Добровский район на период 2012-2015 годы», в плане мероприятий которой приобретаются телята мясомолочного и мясного направления с целью поднятия стимула в ведении личного подворья и улучшения генетического потенциала сельхозживотных. В результате эффективных методов хозяйствования в сочетании с государственной и муниципальной поддержкой рост поголовья животных составит 20% к уровню 2012 года.

Увеличение поголовья скота и наращивание его продуктивности тесно взаимосвязано с кормовой базой. В связи с этим сельхозпредприятия планируют уже в 2007 году приобрести кормоцех и кормоизмельчители. С целью повышения продуктивности кормовых угодий будут внедряться перспективные кормовые культуры (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Прирост объёмов сельхозпродукции

Эффективность мероприятий в растениеводстве будет достигнута в результате внедрения и использования современных средств защиты растений и ресурсосберегающих технологий.

Цель политики в сфере развития малого предпринимательства - создание условий, обеспечивающих развитие малого предпринимательства для роста численности населения с повышенным уровнем платежеспособного спроса.

Основные задачи:

-     создание благоприятных условий для деятельности малого бизнеса;

-     развитие финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;

-     расширение круга субъектов малого предпринимательства;

-     укрепление социального статуса предпринимателей;

-     совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

В рамках преобразований в жилищно-коммунальной сфере предполагается:

-     осуществление технического перевооружения коммунального хозяйства на энерго- и ресурсосберегающие технологии;

-     создание инвестиционной привлекательности коммунального хозяйства;

-     обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

-     недопущение экономически необоснованного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

-     совершенствование адресной защиты малообеспеченных граждан, упорядочение системы предоставления жилищных субсидий.

Цель политики в сфере социальной поддержки населения - создание условий для реализации социальных гарантий человеку.

Основные задачи:

-     снижение бедности, смягчение ее негативных последствий;

-     улучшение положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска;

-     развитие системы социальной адресной помощи.

Для решения поставленных задач необходимо:

-     создать необходимые условия для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг;

-     расширить масштабы реабилитации инвалидов и развивать социальную инфраструктуру, обеспечивающую нормальную жизнедеятельность инвалидов.

Основной целью налоговой политики является поддержание экономического роста в муниципальном образовании.

Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих направлений:

-     содействие экономическому росту путем поддержки инвестиционной и инновационной деятельности на территории муниципального образования;

-     ориентация на поиск резервов роста налогового потенциала муниципального образования;

-     совершенствование системы эффективного управления муниципальным имуществом.

Информация о работе Совершенствование территориальной организации местного самоуправления