Современные методы управления туристическим предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение методов управления на примере туристской фирмы «Холидэй Трэвел».
Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие и классификацию методов управления;
2) Провести анализ методов управления туристическим предприятием (на примере ЧУП «Холидэй Трэвел»);
3) Предложить пути совершенствования методов управления на примере данного туристическом предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………....……………………………………..3
Глава 1.Понятие и классификация методов управления в туризме...................5
1.1. Общая характеристика методов управления………………………...…..... 5
1.2. Характеристика методов управления в туризме…………………………...7
Глава 2. Пути совершенствования методов управления (на примере туристического предприятия «Холидэй Трэвел»)………………………….….12
2.1. Общая характеристика туристического предприятия, анализ и оценка использования методов управления в ЧУП «Холидэй Трэвел»……………...12
2.2. Совершенствование методов управления на туристическом предприятии «Холидэй Трэвел»…………………………………………………………...…. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая сов. методов управления тур.пред.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Самоуправление  предусматривает не только выбор и самостоятельное принятие коллективом тех или иных решений, но и их обязательное выполнение его членами. Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответственность за выполнение решений.

Самоуправление возможно в  том случае, если трудовой коллектив  включен в так называемую самоуправляющую  систему туристической фирмы (рис.1.1.). [5]




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Комплексная  система коллективного самоуправления

Глава 2. Пути совершенствования методов управления (на примере туристического предприятия «Холидэй Трэвел»)

 

2.1. Общая характеристика туристического предприятия, анализ и оценка использования методов управления в ЧУП «Холидэй Трэвел»

 

Объектом исследования данной работы является туристическое предприятие ЧУП «Холидэй Трэвел». Офис данного предприятия находится по адресу: г. Минск, пр-т Партизанский, 81-1405.

Данная туристическая  компания является многопрофильным  оператором и работает как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и занимается въездным, выездным и внутренним туризмом. Фирма разрабатывает и реализует турпродукты, которые включают в себя:

1) пляжный отдых; 
2) бронирование отелей, гостиниц, санаториев; 
3) активный отдых на горнолыжных курортах и экстремальный туризм для профессионалов; 
4) обширная экскурсионная программа; 
5) деловые поездки и организация конференций, симпозиумов, семинаров, выставок; 
6) лечебно-оздоровительный отдых; 
7) комбинированные туры, круизы по морям и рекам; 
8) организация индивидуальных туров; 
9) прием и обслуживание в Беларуси индивидуальных туристов и групп; 
10) транспортное сопровождение; 
11) услуги переводчика; 
12) авиабилеты; 
13) визовая поддержка; 
14) медицинское страхование.

Приоритетными направлениями деятельности компании являются такие страны как Индия, Китай, Непал и Израиль. Компания «Холидей Трэвел» является партнёром глобальной туристической сети Worldhotel-ink (WHL) в Беларуси.

Управление  предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью.

В основу структуры  управления положена определенная система. Известно три основные системы управления производством: 
*линейная 
*функциональная 
*смешанная

ЛИНЕЙНАЯ - представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ - система представляет собой схему  подчинения нижестоящего подразделения  ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять... В чистом виде эта система используется очень редко. [9]

На описываемом  мною предприятии встречается наиболее часто используемая система - СМЕШАННАЯ, в которой сочетается линейная и функциональная системы. В этом случае решения, подготовленные функциональными подразделениями рассматриваются, и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.

Предприятие возглавляет  директор, который организует всю  работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния  и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях  и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Руководитель ЧУП «Холидэй Трэвел» в качестве основы для организации работы фирмы использует организационно-административные методы управления. Это проявляется в воздействии на персонал как через обязательные предписания, так и через консультации, рекомендации, пожелания. Благодаря этому обеспечивается четкость, дисциплинированность и порядок в работе коллектива. Руководитель использует и экономические рычаги, например, выдача премиальных, что стимулирует работников и повышает производительность труда.

Так же, руководитель, делает замечание подчиненным, высказывается  одобрительно в их адрес, распределяя  премии, осознавая, что таким образом  он оказывает воздействие на будущий  результат.

В данном предприятии трудно не заметить дружеской атмосферы, сотрудники вместе справляют праздники и дни рождения, поэтому очевидно использование и социально-психологических методов управления.

Руководство при  принятии решений полагается лишь на интуицию, опыт и знания о том, что  произошло в сходных ситуациях ранее. Используются также неформальные методы: вербальная информация - информация, получаемая из теле - радиопередач, от поставщиков, потребителей, конкурентов, на выставках, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров, консультантов; письменная информация - газеты, журналы, справочники, информационные бюллетени, профессиональные журналы и годовые отчеты. Такая ситуация вполне типична для малых организаций.

С точки зрения количества, важности, последствий  принимаемых решений менеджерами турфирма является децентрализованной. Но с точки зрения степени контроля директора за работой подчиненных - централизованной, так как директор в курсе всех принимаемых менеджерами решений и в случае необходимости может на них повлиять. Планирование на предприятии также если и осуществляется, то на основе предыдущего опыта сотрудников.

В сфере туризма  качество услуг, прежде всего, определяется квалификацией исполнителей и их умением работать с клиентами.

Персонал туристической  компании «Холидей Трэвел» отвечает всем требованиям:

- имеет профессиональную  подготовку и квалификацию, наличие  специального образования;

- отлично ознакомлены  с законодательными и нормативными  актами, формальностями международных  норм в сфере туризма, материалами  и документами международных туристических организаций, иностранным языком в объеме соответствующем выполняемой работе;

- умеют дать  четкие, точные ответы на поставленные  посетителем вопросы, владеют  информацией, необходимой для  потребителя, и могут ее активизировать;

- знают свои  должностные обязанности.

При формировании туристического предприятия кадровая работа сводится к следующему:

- определение  качественной и количественной  потребности в персонале и  формирование штатного расписания;

- разработка  правил внутреннего трудового распорядка;

- разработка  должностных инструкций персонал;

- подбор персонала;

Сущность подбора  персонала заключается в том, чтобы оценить соответствие способностей и личных качеств кандидата его  будущей работе, выявить заинтересованность (мотивированность) претендента в данной работе, дать возможность кандидату решить, подходит ли ему эта работа.

Отбор персонала  при приеме на работу должен включать следующие этапы:

- выбор источника  набора персонала;

- предварительный отбор;

- отборочное собеседование;

- принятие решения.

Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации  и планы по использованию рабочей  силы.

 Кадровая политика  осуществляется стратегическими и оперативными системами управления. Задачи кадровой стратегии включают:

- поднятие престижа предприятия;

- исследование атмосферы  внутри предприятия;

- анализ перспективы развития  потенциалов рабочей силы;

- обобщение и предупреждение  причин увольнения с работы. [6]

Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации  и планы по использованию рабочей  силы.

Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу. [15]

Кадровая политика должна создавать не только благоприятные  условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива. [19]

Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы  работы с кадрами, которая ориентировалась  бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при  условии соблюдения действующего законодательства.

Основной чертой работников туристической сферы  является постоянное общение с людьми со всеми его положительными и  отрицательными аспектами. Поэтому  персонал туристической фирмы обладает такими качествами, как терпение, общительность, доброжелательность, терпимость, выносливость.

Так же руководитель туристического предприятия внедряет повышение трудовой мотивации, что способствует развитию интеллектуального и профессионального потенциала на основе непрерывного образования и переподготовки. Поэтому в бюджете организации предусмотрены средства для реализации программ образования работников, используемые при этом современные методы обучения, например компьютерные программы и т.п.

На туристическом  предприятии разрабатываются системы участия работников в управлении организацией. Они внедряются в целях повышения заинтересованности персонала в результатах своего труда. [5] Право участия в принятии решения реализуется в вопросах: организации труда, форм и уровня заработной платы, консультации по вопросам кадровых программ.

Так же в турфирме учитывается, что важной составляющей новой концепции является задача самореализации личности. Так, например, в японской системе персонального  менеджмента, используемого в турфирме, выделяются три основных аспекта подготовки кадров:

1) управленческий - приобретение работниками знаний  и навыков, необходимых для  успешного функционирования производства  и процветания фирмы;

2) личностный - самоутверждение и самореализация  работников в результате профессионального роста и карьерного продвижения;

3) социальный - социализация личности и расширение  ее вклада в развитие общества. [18]

Таким образом, в турфирме «Холидэй Трэвел» имеет место применение оптимального сочетания всех вышеперечисленных методов управления, но так же есть и существенные пробелы в выборе и применении методов управления персоналом в современных условиях. Это, свою очередь, вызвано ограниченностью персонала турфирмы, отсутствием времени на выполнение функций планирования, знаний в области методов и моделей принятия решений и невозможностью или нежеланием нанять специалиста в области планирования и прогнозирования.

Фирма проявляет  значительный интерес к туристской общественной жизни, участвует во всех важных туристских мероприятиях.

ЧУП «Холидэй Трэвел» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Совершенствование методов управления на туристическом предприятии «Холидэй-Трэвел»

 

Для совершенствования системы управления так же можно использовать такие методы управления как: систематизация процесса нахождения идей по развитию системы управления персоналом внедрение гибкого рабочего времени и гибкого рабочего места, разделение должностей, специальные программы стимулирования работников организации.

Использование такого метода, как систематизация процесса нахождения идей по развитию системы управления персоналом, в  рассматриваемой турфирме, окажет существенное положительное влияние.

В этом методе каждый из шести членов экспертной группы излагает на бумаге по три идеи и передает их остальным членам группы, те в свою очередь на основе уже предложенных вариантов пишут еще по три и т.д. По окончании этой процедуры на каждом из 6 листов будет записано по 18 вариантов решений, т.е. всего 108. Процедура найма работника в системе управления персоналом должна обеспечивать уменьшение текучести кадров и снижение у работников уровня неудовлетворенности работой и разочарования. Начало этой процедуры - проведение интервью, где 80% времени следует отводить выяснению профессионального уровня кандидата, при этом требования и суть предстоящей работы должны быть четко сформулированы. Например, должностная инструкция менеджера по продажам туров содержит следующие должностные обязанности:

- консультирование  клиента по вопросам оказания  туристской услуги;

- прием заказа  от туриста;

- бронирование  тура;

- оформление  договора на оказание туристской  услуги. [17]

Метод внедрение  гибкого рабочего времени и гибкого рабочего места дает возможность для самореализации работника. Гибкое рабочее место в дополнение к скользящему графику, разделение обязанностей одной штатной единицы между двумя работниками позволит увеличить число рабочих мест, что должно привести к росту занятости населения, а также даст возможность работникам выполнять задания дома (это особенно актуально для руководящих работников и специалистов, которые вынуждены оставаться на рабочем месте допоздна) или на другом рабочем месте, если обязанности работника требуют постоянных разъездов.

Разделение  должностей - это предоставление одной  должности при полном рабочем  дне двум работникам, каждый из которых  занят, например, еженедельно по два  с половиной рабочих дня. Они  делят заработную плату и другие материальные ценности, которые положены работникам, занятым полный рабочий день. Этот метод позволяет удержать ценных работников в штате организации, а также создать дополнительные рабочие места. [8]

Информация о работе Современные методы управления туристическим предприятием