Современные научные подходы в менеджменте (процессный, системный, ситуационный)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы моей курсовой работы заключается в том, что современные научные подходы в менеджменте (процессный, системный, ситуационный) играют важную роль в понимании всей системы менеджмента. Решают определённый ряд проблем, связанных с эффективностью деятельности предприятий.
Также эта тема привлекает внимание ещё и потому, что представляет собой одно из самых развивающихся направлений в менеджменте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
Глава 1. Процессный подход….................................................................5
1.1. Процессный подход как концепция.............................................. 5
1.2. Процессный подход в новых стандартах менеджмента……...........6
Глава 2. Системный подход…..................................................................12
2.1. Теоретические основы системного подхода…....………….…..12
2.2. Концепция управления предприятием на основе системного
подхода к информации ………………..………...………………….….14
Глава 3. Теоретические основы ситуационного подхода….…………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..........25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Современные научные подходы в менеджменте.doc

— 246.26 Кб (Скачать файл)

Как правило, в качестве критерия выбора используются стадии жизненного цикла создания, изготовления и использования продукта. В общем случае к основным процессам принято относить маркетинг продукта, его проектирование и разработку, производство, транспортировку и хранение, реализацию.

Согласно идеологии процессного подхода, предприятие должно осуществлять постоянное улучшение характеристик своих процессов по результатам их количественной оценки, предупреждая появление возможных проблем, а не реагируя на уже случившиеся несоответствия. Таким образом, от того, в каком объеме и насколько эффективно предприятие предупреждает появление возможных проблем, зависит не только его финансовое благополучие, но и само существование. Лишь непрерывное совершенствование на основе проведения предупреждающих и корректирующих действий является залогом дальнейшего развития и процветания предприятия, как самостоятельной хозяйственной структуры.

Несоответствие. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 под несоответствием понимается любое невыполнение установленных или предполагаемых требований предприятия, потребителей или других заинтересованных сторон к продукции, процессам или системе. Так, потери от несоответствия в процессе материально-технического снабжения предприятия включают:

  • потери от закупок материалов и комплектующих по завышенным ценам;
  • накладные расходы на обмен несоответствующей продукции;
  • потери от невзысканных с поставщиков сумм за несоблюдение условий контракта;
  • затраты на устранение несоответствий, выявленных по результатам внутренних проверок;
  • потери от несоответствий, связанных с хранением продукции на складах;
  • издержки от несвоевременного обеспечения цехов материалами и комплектующими;
  • потери от необоснованной выплаты премий;
  • потери в производстве, связанные с закупкой несоответствующей продукции.

Все действия делятся на предупреждающие и корректирующие. Их отличие состоит в том, что первые предпринимаются с целью предотвращения возможного возникновения несоответствия, тогда как вторые -- для предотвращения их повторения. Оба вида действий должны быть адекватны воздействию потенциальных проблем. Таким образом, затраты предприятия вследствие невыполнения любых установленных требований (а не только требований к продукции) следует считать затратами, относящимися к качеству.

Измерение эффективности процессов. Для измерения процессов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 рекомендует применять показатели результативности и эффективности. Результативность -- степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов [3]. Если намеченные результаты не достигнуты, менеджмент предприятия должен проводить корректирующие и предупреждающие действия.

Эффективность -- связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами [3].

Результативность и эффективность должны рассчитываться по всей цепи ключевых процессов предприятия [8]. Непременной составляющей анализа должно быть сравнение значений показателей по отдельным процессам, которое следует применять как средство улучшения процессов. Однако сами стандарты не предлагают конкретной методики количественной оценки эффективности и результативности процессов на предприятии. Их надо каждый раз разрабатывать или использовать типовые методики.

Входы процесса следует определить и зарегистрировать с целью обеспечения основы для формулирования требований, которые будут применяться при проверке и утверждении выходов. Такая проверка призвана установить необходимые корректирующие и предупреждающие действия. При этом оценка эффективности корректирующих и предупреждающих действий рассматривается как обязательное условие.

В организации должны быть разработаны и внедрены процедуры сбора, обработки и представления руководству результатов мониторинга и измерения процессов и системы [5, п. 8.4]. Указанные процедуры служат инструментом выявления потерь и неэффективных действий и могут использоваться руководством при принятии управленческих решений.

На предприятии требуется прилагать усилия для количественной оценки и устранения потерь на всех этапах его работы. Снижение потерь ведет к повышению качества процессов, что, в свою очередь, влияет на качество и стабильность производимой продукции и услуг. «Искоренение потерь и предотвращение их повторения относят к ключевым элементам эффективного управления. Такой подход оправдан для всех процессов, в том числе и непроизводственных. Он помогает устранить потери в процессах маркетинга, продаж, исследований и разработок, администрирования, финансирования и т.д.» [7, с. 8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

 

2. 1. Теоретические основы системного подхода          

Процессный подход, так же как и все школы управления, затрагивает только внутрифирменные аспекты  управления организациями. До определенного момента именно внутрифирменная проблематика находилась в центре внимания исследователей процессов менеджмента. И это не удивительно, поскольку и для практиков менеджмента - руководителей компаний - до начала 60-х годов 20 столетия главная проблема заключалась в обеспечении постоянно растущего, но ограниченного платежеспособным спросом рынка необходимыми и, по возможности, дешевыми товарами. Однако после завершения послевоенного восстановления народного хозяйства стран Западной Европы и насыщения рынков товарами ситуация начала меняться. Традиционный подход к бизнесу как умению делать нечто полезное для традиционных потребителей и продавать свой продукт постепенно сменился новым. Теперь, в условиях обостряющейся конкуренции и стабильного превышения производственных мощностей над платежеспособным спросом, фирмам пришлось все больше задумываться над поисками новых продуктов и новых потребителей, которые захотели бы эти продукты покупать. Так внешняя среда перестала быть пассивным фоном, на котором традиционными методами действовали традиционные производители и продавцы. Внешняя среда стала активным элементом управленческого процесса и внутренние проблемы фирмы следовало решать с учетом ее потребностей и ограничений. Наступило новое время - время маркетинговой ориентации управленческого процесса, а, следовательно, понадобился новый теоретико - познавательный подход для фундаментального обоснования новой практики. Этой теоретической базой стала так называемая общая теория систем, результатом применения который к проблемам управления организациями стал системный подход в управлении.   Общенаучная традиция рассмотрения сложных объектов и явлений, сложившаяся в прошлом, предполагала физическое и мысленное разбиение объекта исследования на части, изучение их свойств и качеств и описание целого как суммы свойств  и качеств этих частей. Подобный механистический подход складывался веками и давал неплохие результаты. Однако уже к середине 21 века, по мере усложнения объекта и задач исследования, начали проявляться недостатки подобного подхода. Все чаще исследователи сталкивались с ситуациями, когда традиционный подход не позволял удовлетворительно интерпретировать поведение объекта исследования. В ряде случаев целое обладало свойствами, не вытекавшими из свойств частей, т.е. обладало свойством целостности. Необходимость нового теоретико - познавательного подхода для преодоления этих противоречий привела к формированию так называемого системного подхода. Возникновение этого подхода связывается с именем Л. Фон Берталанфи, австрийского биолога, эмигрировавшего в 30-годах 20 века в США.                      Системный подход, применяемый в биологии, психологии, социологии и информационной теории, рассматривает организацию как интегрированную систему [9].

Общая модель открытой системы показа на рис. 1.

 

Внешняя окружающая среда

 


Ресурсы:                                                      Открытая система


людские,                       


финансовые,               Ввод       Транспортные    Выход             Продукты и услуги


материальные,                                   процессы            

информационные


                                    Обратная связь


Рис.1. Модель открытой системы     

 

Первым крупным специалистом в области системного подхода был Честер И. Барнард (1886--1961), который был также тесно связан с поведенческой школой управления. Как уже отмечалось, Барнард хорошо известен с 1938 года после опубликования книги «Функции руководителя», в которой представлен его подход к социологическим концепциям управления и предложен сравнительный анализ организационных структур. Его основная предпосылка состояла в том, что организация -- это «система сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором» [9].

Считается, что у Барнарда был более глубокий подход к изучению управления, чем у Тейлора и Файоля, так как он проводил «анализ типов и качества сил в работе и способа их взаимодействия». В его исследованиях гораздо больше внимания уделялось изучению окружающей среды управления, чем в работах его предшественников или современников. По Барнарду, руководитель может достигнуть превосходных результатов в своей работе, только выполнив следующие три важных условия:

1.Обеспечив систему коммуникаций.

2.Предприняв усилия, необходимые для действия системы.

3.Сформулировав и определив цели системы.

Барнард считал, что второе из этих условий было, возможно, самым важным, если рабочие не будут побуждены к кооперации, то планы менеджеров потерпят крах. 

При современном применении системного подхода менеджеры 
должны сознавать важность следующих аспектов организации:     

1.Субсистемы (подсистемы) являются индивидуальными частями, составляющими целую организацию. Каждая подсистема есть 
часть системы, которая, в свою очередь, может быть подсистемой завода, который может быть подсистемой конгломерата, который, 
и свою очередь, является подсистемой какой-то отрасли индустрии. 
В конце концов индустрия есть подсистема всей экономики.

  1. Синергия означает концепцию, что целое является большим, 
    чем сумма его частей. Это означает, что целая организация не может быть определена простым перечислением ее различных отделов. Синергия делает упор на взаимозависимость среди всех частей организации. В смысле бизнеса это означает, что отдельные под разделения внутри организации являются более продуктивными, когда они кооперируются и взаимодействуют, чем когда они действуют независимо.
  2. Открытая система -- эта система, в которой элементы взаимодействуют с окружающим миром; закрытая система -- это система, в которой такого взаимодействия нет. Фактически все организации в той или иной степени взаимодействуют с их окружением, и задача состоит в том, чтобы определить оптимальную степень активности.
  3. Границы являются точками, в которых организация встречается с внешним окружением. В закрытой системе, такой, как частный обслуживающий бизнес, обеспечивающий питание в одной компании, границы довольно четко определены. Интересы этого бизнеса не выходят за рамки точно регулируемого числа потребителей. Для угольной компании, однако, граница между самой фирмой и внешним окружением постоянно изменяется. Угольная компания постоянно ищет ресурсы во внешнем окружении. 
  4. Поток есть движение материалов и человеческой энергии в системе. Информация входит в систему как ввод (сырье), трансформируется внутри системы (рафинируется) и оставляет систему как выход (товары и услуги). Таким образом, железная руда входит в сталелитейный завод, трансформируется в литой металл и выходи как сталь.
  5. Обратная связь есть процесс получения информации о раз 
    личных системах для того, чтобы определить их состояние и вносить 
    коррективы, если необходимо. 

 

2.2. Концепция  управления  предприятием  на основе системного

         подхода к информации.

Сегодня отрасль информации и её технологии кардинальным образом изменяют технологические новинки, почерпнутые из других отраслей. Сплошь и рядом «чужие» технологии заставляют специалистов изучать, приобретать, применять и изменять не только багаж технологических знаний, но и отношение к собственной деятельности. Менеджмент должен исходить из представления, что все технологии оказывают влияние на любую индустрию [1]. Сегодня революционные изменения происходят не в технологиях, технике или скорости. Революционные изменения происходят в концепциях применения ресурса «информация».

Информация радикально отличается от остальных (ограниченных) основных ресурсов тем, что обладает свойством безграничности. Она не привязана ни к одному из видов промышленности. Мало того, информация не имеет явно выраженной формы конечного использования, равно как ни один вид конечного использования не требует специфического вида информации и не зависит ни от одного конкретного вида информации [1]. Значит, категориально информация характеризуется не как ресурс, а как потребность. Такое понимание ведёт к кардинальной реорганизации российских предприятий, которые должны разрабатывать новые информационные технологии, исходя из конкретных условий производственно-хозяйственной деятельности.

Пока что существующие информационные технологии не задействованы в выработке управленческих решений и не слишком влияют на них. Служащие, связанные с информационными технологиями, склонны винить в этом руководителей, «воспитанных старой системой». На мой взгляд, дело в другом. Существующие информационные технологии не обеспечивают руководителя информацией, необходимой для выполнения стоящих перед ним и организацией задач. Для рационального управленческого поведения необходимо создавать упрощённые информационные технологии, воплощающие квинтэссенцию проблем и понятные всем участникам производственного процесса. Изменения в концепции применения ресурса «информация» не менее важны, чем изменения в орудиях производства и технологиях.

Если организация не ставит себе целью идти навстречу изменениям и меняться вместе с окружающим миром, используя при этом разработанную персональную информационную технологию, она обречена на прозябание. В периоды коренных структурных преобразований выживают только те, кто чутко улавливает тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя во благо новые открывшиеся возможности. В этих условиях политика лидера должна быть направлена на инициирование перемен. Таков практический заказ производственно-хозяйственных систем в современных условиях. Этим требованиям соответствует недавно разработанная информационная технология управления переменами на предприятии. Она использует российскую нормативную модель.

Нормативная модель как базовая информация для создания благосостояния предприятия.

Существующая традиционная система измерения результатов деятельности предприятия, нашедшая своё воплощение в бухгалтерском балансе, отражает ликвидационную стоимость предприятия. Эта концепция изначально разработана на случай печального исхода -- ликвидации предприятия и обеспечение кредиторов достоверной информацией о его ликвидационной стоимости. Однако цель предприятия заключается в создании материальных благ, и поэтому им разумнее управлять, исходя из иной, информационной, парадигмы.

Информация о работе Современные научные подходы в менеджменте (процессный, системный, ситуационный)