Современные принципы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических основ принципов менеджмента для их применения в управлении современной российской организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- определить понятие и сущность принципов менеджмента;
- рассмотреть понятие о принципах управления и их особенности;
- изучить классификацию принципов управления в системе школ управленческого менеджмента;

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 76.39 Кб (Скачать файл)

Введение

Представления о роли и  месте управления организацией, о  содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления  неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в  организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались  общественные отношения, изменялся  бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.

Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой  менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами  управленческой мысли новые идеи в области управления, а также  новые подходы к осуществлению  управления знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили  широкие преобразования в практике менеджмента. В курсовой работе будут  рассматривать только те подходы  и учения об управлении, которые  широко известны и приняты в большинстве  стран мира.

Система управления опирается  на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы управления и можно ли в современном  производстве обойтись без них? Ведь в прошлом, не зная ни о каких принципах, люди успешно вели свою хозяйственную  деятельность. Здесь нужно отметить, что в своей деятельности люди всегда руководствовались определёнными принципами, может быть, упрощёнными. В относительно недалёком прошлом не было сложной системы хозяйственных связей, обусловленной развитием специализации и кооперации труда и научно-техническим прогрессом.

Актуальность темы связана  с тем, что в современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные практикой принципы управления, невозможно обеспечить эффективное  развитие предприятия и экономики в целом. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определённой мере они призваны служить рекламой предприятию. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов.

Целью работы является изучение  теоретических основ принципов  менеджмента для их применения в  управлении современной российской организацией.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

- определить понятие и сущность принципов менеджмента;

- рассмотреть понятие о принципах управления и их особенности;

-  изучить классификацию принципов управления в системе школ управленческого менеджмента;

-        рассмотреть  современные общие и частные принципы управления организацией.

-  изучить выполнение принципов управления на примере общества с ограниченной ответственностью «АМИТ-1»

При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию  материала.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность  принципов менеджмента в системе  управления

1.1 Понятие принципов управления и их особенности

Менеджмент - это концепции  управления, в которой приоритет  отдаётся экономическим интересам, ведущую роль играют экономические методы управления людьми. Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления — его принципы.

Само слово «принцип»  происходит от латинского «principium» –  начало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке  законы и закономерности, а также  эмпирический опыт. Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов  развития всей совокупности управленческих отношений и различных форм их проявления при определении целей, разработке планов, создании экономических  и организационных условий для  эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение  этими закономерностями являются необходимым  условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъёма народного хозяйства страны.

Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов  управления — человека также строится на определённых принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали.

Принципы управления объективны, т.е. не зависят от воли и желаний  отдельных личностей, хотя любая  истина познаётся через сложнейшую систему субъектно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотя бы немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему, и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие [1; 45].

В наиболее общем виде принципы управления можно определить как  изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей  и решению задач [4; 31].

Важно выделить два момента:

1) принципы формулируются  на основе законов и закономерностей  развития экономики и организаций  и на основе предшествующего  опыта хозяйствования;

2) принципы имеют смысл  только в том случае, если на  их основе организация может  достигать своих целей [5;122].

На содержание принципов управления оказывают существенное влияние не только известные современной науке законы управления и накопленный опыт. К факторам, определяющим принципы менеджмента можно отнести и существующие на данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, а также социально-культурные факторы.

Принципы управления представляют собой его основные начала, вытекающие из отношений управления. Они определяют требования к системе, структуре  и организации процесса управления.

Однако не следует забывать, что хотя принципы менеджмента и  содержат наиболее общие положения  теории и практики управления, их нельзя считать непреложными и универсальными. В современном менеджменте отсутствует  единый и общепризнанный набор принципов  управления. Практически у каждого  исследователя, изучающего проблемы управления, имеются свои разработки в этой области. Один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрации» Анри Файоль говорил: «Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправления, занимает своё место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением» [6; 18].

Таким образом, искусство  управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Это  искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной  за тысячи лет человеческой цивилизацией, — на принципах, законах управления. Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: её структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.

 

1.2 Классификация принципов  управления в системе школ  управленческого менеджмента

В результате развития науки  управления за сто с небольшим  лет возникло несколько различных  подходов, которые составляют сегодня  современную теорию менеджмента. Первоначальное формирование науки об управлении организациями  происходило в рамках четырёх школ «школ управления»: научного управления, административной, человеческих отношений и количественной. Далее последовательно возникали процессный, системный и ситуационный подходы.

1. Школа научного управления - Г.Форд, Ф.Тейлор. Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции рыночного труда. Первой фазой методологии данной школы были анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Это направление характерно на базе рационализации, типизации и конвейеризации [2; 70].

Основные принципы научного управления Тейлора состоят в  следующем:

- разработка оптимальных  методов осуществления работы  на базе научного изучения  затрат времени, движений, усилий  и т.п.;

- абсолютное следование  разработанным стандартам;

- подбор, обучение и расстановка  рабочих на те рабочие места  и задания, где они могут  дать наибольшую пользу;

- оплата по результатам  труда (меньшие результаты –  меньше оплата, большие результаты  – больше оплата);

- использование функциональных  менеджеров, осуществляющих контроль  по специализированным направлениям;

- поддержание дружеских  отношений между рабочими и  менеджерами с целью обеспечения  возможности осуществления управления [8; 66].

Отношение к человеческому  фактору. Для этой школы характерно систематической использование  стимулирования работников с целью  заинтересовать работников в увеличении производительности труда. Предусматривалась  возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Важным является, по мнению теоретиков той же школы, отбор людей, которые  по интеллектуальным и физическим качествам  соответствовали выполняемой работе. Они также придавали большое  значение обучению.

2. Административная школа  управления (классическая). - Анри Файоль (1920-1950 гг.)

Цель школы: создание универсальных  принципов управления, следование которым  приведёт организацию к успеху.

Принципы управления Файоля:

- разделение труда. Целью разделения является выполнение работы большей по объёму и лучшей по качеству при тех же усилиях;

- полномочия и ответственность. Ответственность нацелена на выполнение, а полномочия дают право отдавать приказ;

- дисциплина. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;

- единоначалие;

- подчинённость личных интересов общим;

- централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;

- вознаграждение персонала;

- порядок;

- инициатива персонала;

- корпоративный дух (преданность организации);

- единство направления.

Каждая группа, действующая  в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь  одного руководителя. Аналогичные принципы были сформулированы в тот же период Лениным в книге «Очередные задачи советской власти». Главное отличие  Ленинских положений менеджмента - в особом выделении задачи повышения  производительности труда как самой  важной для повышения благосостояния народа.

3. Школа человеческих  отношений и поведенческие науки (бихевиоризм) (1930-1950 гг.). Несмотря на развитие школы научного управления и классической школы, такой элемент эффективной организации, как человеческий фактор был не полностью осознан. В ответ на это зародилось движение за человеческие отношения. Представители: Элтон Мейо, А. Маслоу. Мейо, проводя эксперимент, обнаружил, что чётко разработанные производственные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Понять причины этого явления помогли исследования А. Маслоу:

- физиологические потребности  (вознаграждения);

- безопасности (охрана труда);

- принадлежности (к определённому кругу);

- признание (оценка общества);

- самореализация (идеи).

4. Современная школа менеджмента.

а) Школа науки управления (1950-1990 гг.) базируется на теории принятия решений. Формирование школы связано  с возникновением кибернетики и  исследований операций. По своей сути исследования операций - это применение методов научного исследования к  операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов разрабатывает модель ситуации. Модель - это форма представления реальности, упрощающая эту реальность, обеспечивающая понимание её сложности. После создания модели её переменным задаются различные количественные значения для того, чтобы уяснить состояние между ними. Ключевой характеристикой этой школы является замена совестных рассуждений моделями, параметрами и количественными значениями. Это все даёт возможность применять ЭВМ к обработке этих данных.

Информация о работе Современные принципы управления