Вывод: компании выбирают простые
методы. В России их используют в
силу двух причин: дешевость и факт ориентации
на краткосрочные цели в силу быстрого
изменения внешней среды в России.
Организация прогнозирования
включает в себя следующую деятельность:
Элементы прогнозирования
Организация системы
или проектов |
Порядок и последовательность
работы |
Сбор информации |
Определение исполнителей |
Организация системы предполагает
определение типа системы, которая
будет изучаться, в зависимости
от масштаба и типа прогнозирования.
Система может быть мирохозяйственная,
отраслевая, государственная, внутрифирменная.
Затем определяется последовательность
работы. Предполагает определение следующих
условий:
- Определение целей и задач
- Определение имеющихся тенденций
- Разработка прогнозов
Сбор информации. Информация
по проблеме должна быть такой, чтобы
можно было определить перспективу.
При этом при использовании информации
важное значение имеет определение надежности
информации. Различают 4 категории надежности:
- Надежные ожидания. Имеется полная и точная информация. Благоприятная, но редко встречающаяся ситуация.
- Рискованные ожидания. Имеющаяся информация не является достаточно надежной. Рекомендуется составлять расчеты, чтобы можно было определить отклонения от предполагаемой информации.
- Субъективно-ненадежные ожидания. Информация является неточной и ненадежной, но получить новую информацию невозможно.
- Объективно-ненадежные ожидания. Отсутствуют данные для оценки возможного развития событий.
Исполнители при составлении
прогнозов формируются на макро
и микро-уровне. Органы макропрогнозирования
в России – Министерство экономики, основная
задача заключается в разработке прогноза
социально-экономического развития страны;
Министерство финансов – разработка и
осуществление федерального бюджета;
Центральный банк РФ – определяет параметры
денежно-кредитной и валютной политики
страны; Росстат – статистический мониторинг
итогов социально-экономического развития
страны за определенный период времени.
Микроуровень – исследовательские коллективы
специалистов внутри фирмы, либо соответствующие
организации.
Когда речь идет о прогнозировании,
оно может происходить на разных
уровнях.
Прогнозирование
микропроцессов.
- Прогнозирование сбыта. Определение основных показателей деятельности фирмы на определенный период. Это такие объемные показатели как: объем товарной и реализованной продукции (для промышленности и сельского хозяйства), объем розничного и оптового товарооборота (торговля), объем производимых и оказанных населению услуг (сфера услуг), грузооборот и объем перевозимых грузов/пассажиров (транспорт), объем капитальных вложений (строительство). Прогноз сбыта разрабатывается на разные периоды времени – краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы. При этом прогноз сбыта содержит разные измерители, но среди них обязательными показателями является цена продукции или услуги и количество единиц продукции. При определении объемов сбыта первостепенное значение выделяется спросу.
Доля рынка товара А –
6%, а товара Б – 5,4% товарного рынка региона.
Определить прогноз сбыта товаров на 2011
год. Региональный прогноз спроса на товар
А – 20к, а Б – 50к
А – 20x0,06 = 1,2к.
Определение инвестиций. За
основу берется обоснование различных
проектов и выбирается наилучших
из них. Для определения используются
такие методы:
- Метод потока денежной наличности. Основывается на применении данных о начальных инвестициях и сроках окупаемости. За основу выбирается тот проект, срок окупаемости которого – наименьший. Особенность – простота расчета, но недооценка прибыли и основного капитала.
Объем инвестиций в проект
– 40 ед. Прогн. Годовой доход – 30 ед., затраты
– 25 ед.
- Метод нормы рентабельности капитала. За основу берется норма рентабельности капитала.
Показатели |
Проект А |
Проект Б |
Объем капитальных вложений |
2000 |
10000 |
Годовая прибыльпр |
400 |
1500 |
Рентабельность капитала,
% |
20 |
15 |
- Метод дисконтируемости. Приведение экономических показателей будущих лет к текущей стоимости.
Д = P / (1+i)n
n –
Кол-во лет.
P – прибыль
I – дисконтный коэффициент
Сумма инвестиций – 250 ед., через
3 года эксплуатации можно будет
получить суммарную прибыль 320 ед. Дисконтный
коэффициент – 22%.
- Технологическое прогнозирование. Зачем знать прогноз развития технологий? Имеет значение для подготовки стратегий НИОКР. На каких технологиях сосредоточиться, от каких отказаться. Технологические прогнозы необходимы также в краткосрочном планировании для оценки применяемых технологий. Используя такой прогноз, можно узнать потолок текущей технологии. Технологическое прогнозирование имеет значение в первую очередь для технологических лидеров. Менее важное значение – для компаний, ориентированных на выживание. Наиболее часто применяется в телекоммуниациях, компьютерных отраслях, нефтехимии, транспорте. Широко используются методы, как метод сценариев, метод дельфи, метод экстраполяции трендов и т.п., и в то же время – специфические методы:
- Морфологический анализ. Предполагает построение двухфакторной матрицы основных показателей производимого товара и выбираются альтернативные методы выпуска продукта. Пример:
Способ / вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
Материалы |
Глина |
Металл |
Пластик |
Утилизированные отходы |
Процесс формовки |
Штамповка |
Отливка |
Прессовка |
- |
Особые качества |
Звукопроницаемость |
Термоизоляция |
Эластичность |
Эстетичность |
Форма |
Прямоугольная |
Сферическая |
Сцепляющаяся |
Кубическая |
- Анализ перекрестного влияния. Предполагает определение сфер, в которых может применяться технология – лазеры, микропроцессоры. На основе перекрестного влияния определяются результаты использования технологий в других сферах.
Прогнозирование
макропроцессов.
Темпы экономического развития.
Развитие производства происходит в
результате экономического роста. В
связи с этим при определении
экономического роста сначала выделяют
две группы факторов роста: интенсивные
и экстенсивные. Как определить экономический
рост? Для измерения и прогнозирования
применяются различные макроэкономические
показатели, такие как ВВП, В Вн.
П, национальный доход. Темп роста ВНП
определяется исходя из двух показателей:
dВНП = (Прогнозное значение
ВНП/базисное значение ВНП)* 100
Наибольшее влияние оказывает
производственный и трудовой потенциал,
при этом учитывается влияние
обоих факторов на ВНП, исходя из следующего
значения:
ВНПпрог. = (Основные фонды1*фондотдача1)
+ (ОФ2*ФО2)
Влияние трудового потенциала
на изменение ВНП определяется исходя
из:
ВНПпрог. = Численность работников1*
Прогнозируемый уровень производительности
труда + Прирост численности работников*Прогнозируемый
уровень производительности труда
Прогнозирование эффективности
производства. Экономическая эффективность
– отношение результатов к
затратам, т.е.: Э = Р/З. Для определения
эффективности на уровне всей экономики
используется два показателя: это отношение
прироста ВВП к капитальным вложениям
–
Э = dВВП/КВ
Данный показатель является
интегральным. Наряду с ним определяется
показатель эффективности использования
отдельных ресурсов, в первую очередь
это материалоемкость:
Материалоемкость: Материальные
затраты/ВНП
Фондоотдача: стоимость основных
производственных фондов / ВНП
Трудоемкость: численность
трудовых ресурсов / ВНП
Прогнозирование уровня эффективности
состоит в выявлении факторов,
которые влияют на динамику результатов
и затрат. Основным из таких факторов
является научно-технический прогресс.
После выявления всех факторов
дается оценка степени влияния каждого
фактора на показатели эффективности.
Затем определяется ожидаемый
показатель эффективности.
К числу макроэкономических
показателей относится также
структура экономики. Структура
экономики может быть отраслевой,
натурально-вещественной (производство
средств производства и предметов потребления),
территориальной.
Прогнозирование структуры
экономики включает в себя несколько
стадий. Первая стадия прогнозирования
– это оценка сложившейся структуры.
Вторая стадия – определение
основных направлений структурных
изменений.
Завершающая стадия – определение
и переход к новой или усовершенствованной
структуре экономики.
Тема 3. Проблемы организации
планирования компании
- Методология планирования
- Особенности и проблемы использования типов планирования
- Стратегическое и оперативное планирование
Процесс планирования проводится
на основе своих внутренних законов.
Методология планирования –
это учение о совокупности основных
принципов, методов, и системе применяемых
показателей, необходимых для выполнения
плана.
К основным элементам методологии
планирования можно отнести:
- Принципы планирования. Основные принципы планирования:
- Принцип единства. Означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, т.е. с учетом взаимозависимости. На практике данный метод обеспечивается путем координации действий служб и подразделений внутри фирмы.
- Принцип непрерывности. Планирование должно быть постоянным, когда на смену одному выполненному плану приходит другой план. Этот принцип касается прежде всего различных периодов планирования.
- Принцип гибкости. Способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях. Предполагается необходимость корректировки плана для приспособления изменившимся условиям.
- Принцип точности. Требует обоснованности и конкретизации плановых показателей. Соответствие плана имеющимся ресурсам. При этом, необходимость конкретизации плана в долгосрочном периоде менее выражена, чем в краткосрочном периоде.
- Принцип участия. Предполагает, что в разработке плановых показателей должны участвовать все специалисты.
- Методы планирования. Методы планирования определяют способы разработки планов. Наиболее распространенный метод – балансовый. Предполагает построение таблиц, в одной части которых указываются ресурсы, а в другой – направление их использования.
Другой метод – опытно-статитистический.
Данный метод планирования строится от
достигнутых результатов. Такой метод
является остаточно простым, но не учитывает
возможные изменения в планировании.
- Системы показателей
Тема. Проблемы организации
планирования компании.
Критерии типов планирования:
- Степень неопределенности планирования: детерминированные и вероятностные.
- Временная ориентация: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
- Горизонт планирования: реактивные, инактивные, преактивные, интерактивные.
Детерминированные планы
– планы, которые действуют в
полностью предсказуемой среде.
События в таких системах имеют
полную определенность. В этом случае
можно дать 100% гарантию, что если
произойдет событие А, то вслед за ним
произойдет событие Б. Такие системы планирования
могут применяться на уровне подразделений
предприятия
Вероятностные планы –
планы, связанные с фактором неопределенности.
Могут иметь разные варианты:
- Планирование, основанное на системе жестких обязательств. Подходит для ситуаций с высокой уверенностью. Например, планирование контракта с надежным партнером.
- Планирование под личную ответственность. Для ситуаций полной неопределенности. Менеджер не уверен в чем-либо, и действует на свой страх и риск. Например, заключение контракта с новым партнером, которого не знает, и готов поручиться за него. Такое планирование нетипично для устойчивых стабильных предприятий. Что кается небольших компаний, не обладающих нужным запасом знаний, такое планирование является достаточно частым.
- Планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам. С одной стороны, такое планирование сталкивается с постоянной неопределенностью с деятельностью фирмы. С другой стороны, эту неопределенность стараются максимально снизить. Обычно разрабатывают 3 варианта – благоприятный, неблагоприятный и реальный.
Типы планов по направлению.
В зависимости от ориентации:
- Реактивное планирование, или возврат к прошлому. На основе данного планирования текущие задачи решаются на основе прошлого опыта. В этом случае отрицают все достижения сегодняшнего дня. Негативный подход к современному технологическому обществу. Такое планирование характеризуется тем, что требует факта сбора необходимой информации, и на этой основе принимается решение. Такой тип планирования имеет свои преимущества: компания постоянно обращается к своему прошлому опыту, в котором можно найти немало поучительного; сохранение преемственности создает у персонала чувство стабильности; компания сохраняет и развивает традиции. Недостатки: не учитывает реальности сегодняшнего дня и будущие изменения => не соблюдается принцип гибкости; при таком планировании вопросами планирования занимается, как правило, человек, обладающий опытом, из старшего поколения, что в определенной мере ограничивает способности молодых сотрудников; при этой форме планирования планы подразделений нередко составляются завышено из-за поправок на сокращение планируемых ресурсов.
- Инактивное планирование. Ориентируется в основном на текущее состояние фирмы. Не считается нужным возвращаться к прошлому опыту, но и не стоит торопиться в будущее – удовлетворенность настоящим. Соответственно, при таком планировании при принятии решений господствует бюрократизм и волокита, т.к. принятие решений проходит в виде постоянных собраний и совещаний. В то же время, такой подход отличается осторожным подходом к планированию. Основной недостаток: неспособность приспосабливаться к изменениям. Подходит тем предприятиям, чьи бюджеты формируются на бюджетные средства. Второй недостаток: слабо используется творческий персонал компании, которые удалены от составления планов.
- Преактивное планирование. Направленность на будущее. Такое планирование ориентировано в основном на будущие изменения. Основная задача – ускорить изменения, угадать вероятное направление изменений, оседлать его первую волну. Представители такого планирования ориентируются на поиск оптимальных решений – решения задач с минимальными затратами. Плюсы: стремление учесть изменения факторов внешней среды и приспособиться к ним. Недостатки: слабое использование прошлого опыта, который, как минимум, недооценивается, а чаще – игнорируется; слабое внимание к текущим нуждам; чрезмерное увлечение будущими изменениями.
- Интерактивное планирование. Характеризуется тем, и основывается на предположении, что будущее поддается контролю, и поэтому, будущее можно спроектировать. Ближе к идеальному построению, чем к реальному использованию. Никакая организация не может полностью контролировать своё будущее.