Современные тенденции управления на примере Procter and Gamble

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода России на инновационный путь развития экономики становится необходимым поиск новых форм и методов управления, позволяющих предприятиям адаптироваться к динамике внешней среды, рационально использовать производственно-рыночный потенциал, наращивать конкурентные преимущества и создавать на этой основе реальные предпосылки к обеспечению стратегической устойчивости. В связи с этим возникает потребность изучения и освоения концепций и методов современного менеджмента, направленных на решение проблем организационно-экономического развития организаций, выработку навыков постановки и решения проблем управления, разработку механизмов повышения конкурентоспособности.

Вложенные файлы: 1 файл

проктер энд гэмбл.docx

— 175.04 Кб (Скачать файл)

 

На основе таблицы 2. можно проследить возможности и угрозы макросреды предприятия и увидеть возможные варианты действий предприятия в сложившейся ситуации и под воздействием определенных факторов.

Если говорить в общем, то, например, изменения в социокультурных факторах происходят достаточно медленно, но они могут привести к серьезным изменениям в окружающей среде. Поэтому P&G серьезно их отслеживает.

Такой политический фактор, как вступление России в ВТО, тоже оказал влияние на компанию. В результате данного события рыночные барьеры стали значительно ниже. Одновременно с этим снизились и пошлины, стали более предсказуемыми. В результате чего, компания увеличина поставку своих продуктов на территорию РФ.

В период мирового финансового кризиса компания была вынуждена прекратить набор нового персонала и изменить свою рекламную деяельность. Реклама бритвенных станков Gillette и другой продукции Procter&Gamble практически исчезла с телевизионных экранов, но появилась в сетевом пространсте. В условиях экономического кризиса такая форма рекламы дала результаты при более низких затратах. Более того, продавцы интернет-рекламы пообещали не поднимать рекламные расценки на следующий год. Однако рынок России не значительно пострадал в период кризиса. Это объясняется тем, что развивающиеся страны – в том числе Россия – это рынки, где происходит основной рост. Поэтому, чтобы успешнее противостоять кризису, компания активно занималась расширением на перспективных развивающихся рынках. Если рассматривать рост экономики в стране, то это будет способствовать повышению спроса на продукцию. Повышение уровня доходов за последние два года, также способствовало росту объемов продаж продукции. Чистый объем продаж компании за 2011-2012 финансовыйгод увеличился на 3% и составил 83,680 млрд долл. Операционная прибыль компании составила 13,292 млрд долл. и оказалась на 14% ниже аналогичного показателя 2010-2011 финансового года. (http://top.rbc.ru/tags/?tag=Gamble). Так как компания является крупным производителем и поставляет свою продукцию по всей стране, то экономические различия по регионам не сильно влияют на спрос продукции. Однако компания все равно следит за формированием и распределением ресурсов, уровнем безработицы и инфляции и имеет большое количество товаров заменителей для избежания стагфляции на продукции компании.

Влияние экологических и природных факторов можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны наличие ресурсов в России позволяет компании создавать новые производственные мощности и увеличивать производство, экспортируя продукцию. С другой стороны усиление действия экологических законов приводит либо к сокращению, либо к перестройке химического производства. В данном плане в связи с тем, что в России экологическое законодательство еще плохо развито, компании проще организовать производство. То есть компания не встретит больших преград со стороны правительства.

Научно-технический прогресс оказывает большое влияние на производственный процесс, качество и свойства продукции. В данной отрасли основными инновациями являются инновационный состав продукции, придающий ей новые свойства и качества. Компания отслеживающий научную обстановку и в России, и в мире. Тем самым P&G всегда в курсе, что происходит за пределами ее стен.

Степень культурности общества в целом оказывает влияние на уровень потребления продукции. В развитых странах потребление продукции выше чем в развивающихся, так там укоренилась своя культура ухода за домом, а также за телом. В развивающихся странах данная культура еще слабо развита.

Стоит отметить, что именно сын основателя компании Джеймс Гэмбл помогал в создании первого фонда для сбора средств для благотворительных организаций. Этот фонд, получивший название The United Way, и сегодня остается ведущей благотворительной организацией в США. Компания с особым вниманием изучает социально – культурную атмосферу во всем мире. В России P&G передала на социальные программы более 6 миллионов долларов США: покупка аппарата искусственной вентиляции легких для родильного дома, строительство нового многофункционального физкультурно-оздоровительного центра, закупка современного рентгеновского оборудования для лечебных учреждений, реконструкция и оборудование инфекционного отделения городской больницы в Новомосковске и многое другое. Активно занимается различными образовательными программами. За время своего существования стоматологическая образовательная программа, спонсируемая торговой маркой Blend-a-Med, охватила 3,5 миллиона детей в 123 городах. Гигиеническая образовательная программа для девочек-подростков, спонсируемая торговыми марками Always и Tampax, за 8 лет своего существования охватила более 5 миллионов детей.

В ответ на возникновение мирового кризиса по нехватке чистой питьевой воды в 2006 году, P&G создает программу «Children’s Safe Drinking Water» («Чистая питьевая вода для детей»), в которой используется уникальные фильтры для очистки воды PUR. Эта программа отвечает поставленным целям по долгосрочным программам и помогает улучшить жизнь в беднейших странах мира. В то же время компания придерживается принципа осуществления бизнеса вне политики, однако подвержена изменениям в этой сфере.

Теперь хотелось бы рассмотреть внешние факторы прямого воздействия.

Начнем, пожалуй, с потребителей. Потребителями продукции компании являются люди по всему миру, любого пола и возраста. P&G производит продукцию как для конечных потребителей, так и для бизнеса. Последние закупают средства для офисов, среди них могут быть средства для мытья посуды, полов, унитазов, окон, ковров и так далее. Компания с особым вниманием относится к потребностям своих клиентов, часто рассматривая их как полезный источник информации. Благодаря хорошему контакту с ними выявляет проблемы на ранних стадиях и отслеживает новые тенденции на рынке. После запуска Oil of Olay, покупатели начали обращаться в P&G с вопросом о том, не производит ли компания такой же лосьон, но без запаха. Вскоре после этого на рынке появился Oil of Olay без запаха. P&G сообщила заинтересованным потребителям о наличии нового товара, отправила им бесплатный образец и купон на приличную сумму в качестве благодарности. Стоит отметить, что компания ставит доверие потребителей превыше всего. Например, в 1980 году резко увеличилось количество случаев возникновения токсического шока у женщин. Медики указывали на связь этого заболевания с использованием тампонов Rely, выпускаемых тогда P&G. Несмотря на то, что продажи Rely приносили P&G хорошую прибыль, руководство компании решило снять товар с производства – слишком велик был риск, что именно Rely могли оказаться причиной болезни, а это могло подорвать доверие потребителей. А в 1941 году P&G стала одной из первых компаний, которая официально ответила на письмо покупателя от имени нового отдела – Службы Потребителей. Чтобы предоставить потребителю более широкие возможности связаться с ними, в 1973 году были установлены бесплатные телефонные номера, а в 1980-ых появился адрес электронной почты. Все эти данные можно найти на каждой упаковке товара, производимого P&G. Именно потребители в большей степени определяют стоимость товара. Примером этого может служить то, что, когда Procter & Gamble разработала Pampers, на рынке уже существовало несколько марок одноразовых подгузников, но они были не слишком качественными и слишком дорогими, чтобы их могли использовать постоянно. P&G улучшила качество своих подгузников и снизила цену до 10 центов за штуку, но и эта цена оказалась высокой. P&G решила увеличить объемы продаж для того, чтобы снизить цену. До этого подгузники продавались только в аптеках, но P&G убедила руководителей супермаркетов продавать Pampers. Благодаря этому ей удалось снизить цену на подгузники до 6 центов за штуку. И именно такие деньги оказались готовы платить покупатели за то, чтобы регулярно приобретать и использовать Pampers.

Несмотря на то, что марки P&G лидируют в 19 из 39 товарных категорий, представленных компанией, она не скупится на то, чтобы препятствовать продвижению новых марок конкурентов и укреплению их позиций. Сотрудники организации считают, что очень важно уделять должное внимание тому, что делают конкуренты, а также их возможным реакциям на деятельность компании. Необходимо анализировать непросто их сильные и слабые стороны и реакцию, но и новые модели бизнеса, которые они развивают в товарных категориях, в которых P&G уже представлена, и в тех, которые могут заинтересовать. Компания придерживается той политики, что наилучший способ выделиться из круга конкурентов и оторваться от них — это высококлассное использование информации. Именно поэтому компания использует, так называемую, бизнес – разведку. Также недавно компания перешла от статичного анализа конкурентной ситуации к анализу, ориентированному на практическую деятельность. Он включает моделирование конкурентных действий, разрабатываемое «командами» специалистов разного профиля, и планирование на основе моделей сценариев, которое позволит лучше подготовиться к контрдействиям конкурентов

Самый давний и важный конкурент и почти что врага – англо-голландская компания Unilever. Корпоративные войны, которые ведут оба мировых гиганта на протяжении десятилетий. В длинной истории их конкурентной борьбы была даже такая интересная страничка, как промышленный шпионаж, затеянный тремя сотрудниками P&G на предприятиях Unilever под видом проведения маркетингового исследования. Менеджеров уволили только после того, как эти факты стали достоянием гласности и выплеснулись на первые полосы газет, а самой компании пришлось возместить пострадавшему конкуренту крупную сумму в обмен на обещание не доводить дело до суда. Несмотря на то, что условия достигнутой договоренности не разглашаются, от осведомленного источника стало известно, что в числе прочих мер соглашение предусматривает выплату $10 млн. Основные конкуренты Procter & Gamble — глобальные производители бытовой химии и товаров личной гигиены:

Unilever — шампунь, зубные пасты, дезодоранты, мыло и гель для душа.

Colgate-Palmolive — зубные пасты и щётки, мыло и гель для душа, дезодоранты, корма для животных, бытовая химия.

L’Oreal — шампунь, уход за кожей, косметика, дезодоранты, средства для укладки волос, краски для волос.

Schwarzkopf / Henkel — средства для укладки волос, краски для волос, шампуни, дезодоранты, гели для душа, мыло, уход за кожей.

Henkel — стиральные порошки, кондиционеры для белья, средства для мытья посуды, бытовая химия.

Reckitt Benckiser — отбеливатели и чистка дома, средства от кашля, средства для депиляции.

Kimberly-Clark — женская гигиена, одноразовые подгузники, туалетная бумага.

 

 

Таблица 3. Сравнительные показатели компаний

 

Сравнительная с конкурентами оценка коэффициентов Procter & Gamble показывает смешанную картину. Несмотря на не самую высокую операционную рентабельность, по коэффициенту EV/EBITDA (отношение стоимости компании к прибыли до налогов, процентов и амортизации) Procter & Gamble выглядит самым привлекательным. Хотя у Unilever этот показатель и ниже, но за счет низкой рентабельности это преимущество нивелируется. Дивидендная доходность акций Procter & Gamble одна из самых низких, при том, что компания выплачивает почти половину чистой прибыли в виде дивидендов. Это негативно сказывается на краткосрочной привлекательности акций, однако на длительных временных отрезках доход от роста котировок восполняет этот пробел. Соотношение собственных и заемных средств находится на хорошем уровне, что позволяет компании в дальнейшем безболезненно для финансовой независимости привлекать кредиты. По данным таблицы видно, что у компании значительное количество серьезных конкурентов.

Еще один фактор внешней среды – государство,в том числе местные власти. Оно может проводить протекционную политику, тем самым регулировать цены различными способами. Поэтому P&G старается активно взаимодействовать с властями: спонсирует избирательные кампании, поддерживает различные программы в городах, в которых находятся заводы Procter&Gamble и т.д. То есть компания предпочитает выстраивать сеть субъектов, куда она инвестирует средства, чтобы, в случае необходимости, затем получить дивиденды в форме обратной поддержки (такие взаимодействия часто описываются в западных источниках, как Based on Obligation Power). Например, в России Procter & Gamble подтвердила приверженность заявленной ею ранее стратегии замещения импорта высококачественными товарами, произведенными на территории страны по международным стандартам. Вся продукция производится в основном из российского сырья, за исключением некоторых добавок, которые компания импортирует из-за рубежа. В дальнейшие планы компании входит переход на производство продукции со стопроцентным использованием только российского сырья. “Новомосковскбытхим” приносит огромные деньги в казну Тульской области. Следствие – лояльность администрации и всевозможная поддержка (в российских условиях, невмешательство – это уже поддержка). Procter&Gamble поддерживает творческие и спортивные коллективы города Новомосковск и планирует инвестировать в будущем финансовом году в строительство Дворца спорта в городе, помогая местным властям.

Одним из основных моментов является – выбор поставщика. Важность его объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковой продукции, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером. Компания P&G тщательно относится к выбору поставщиков. Она запустила расширенную и усовершенствованную программу по введению карты оценки экологической устойчивости для поставщиков. Результаты поставщиков по этой карте влияют на оценки эффективности работы поставщиков и, поэтому, окажут воздействие на возможности будущего сотрудничества с P&G. Поставщиков и организации оценивают баллами от 1 до 5. Для тех партнеров, которые проявляют себя недостаточно хорошо, результаты оценочной карточки составляют основу для совместных планов по улучшению устойчивости развития, а затем они применяются для оценки достижений за определенное время. Таким образом, P&G является собственником системы оценочных карточек вместе с департаментом, который сильно влияет на изменения с внешними партнерами по бизнесу. P&G планирует увеличить количество поставщиков, обладающих такими карточками, до 600, список которых был обновлен для того, чтобы отразить результаты за первый год использования программы. Компания P&G поделилась этими результатами на общедоступной онлайн-конференции, проведенной 7 апреля 2011, на которой руководители компаний подчеркнули важность использования инновационных идей и сотрудничества поставщиков, с целью достижения амбициозных целей по вопросу устойчивости развития.

Акционеры и инвесторы – важные факторы для изучаемой компании, потому что использование их средств, ставит перед менеджментом на первый план задачу минимизации финансовых потерь, что достигается только путем сохранения устойчивого экономического развития компании. Ситуация в P&G с акционерными показателями меняется, но компания старается повысить стоимость своих акций. Если чистая прибыль американского производителя бытовой химии и товаров гигиены, доступная для распределения среди акционеров, снизилась на 23% - до 7,125 млрд долл. по итогам 9 месяцев 2011-2012 финансового года4, то в скором времени компания нашла выход и из этого положения. Бережливое производство позволило снизить коммерческие, общие и административные расходы более чем на 250 млн. долларов, тем самым увеличить прибыль на акцию на 5% (1,06$)5. Инвесторы с оптимизмом восприняли повышение дивидендов производителя товаров народного потребления Procter & Gamble.

 Также, хотелось бы отметить, компания  является крупнейшим рекламодателем  и не упускает возможности  поучаствовать в различных конкурсах, связанных с качеством продукции и ее популярностью. В первую очередь это ежегодные “Товар года” и “Бренд года”, хорошо освещаемые в СМИ. Периодически устраиваются пресс-туры по разнообразным поводам, особенно связанных с открытием новых производств, инвестициями (в России инвестиции кроме их прямого назначения, решают также PR-задачи). Компания - крупный инвестор в российскую экономику. Объем инвестиций в российскую экономику приближается к 300 миллионам долларов США, они охватывают Тульскую и Нижегородскую области.

 

2. Менеджерский анализ внутренней среды организации

 

Миссия и цели

Определение миссии и целей предприятия является фундаментом для любого бизнеса. Миссия – это ответ на вопрос, в чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься. Procter & Gamble имеет довольно понятную формулировку: «Мы рядом, чтобы улучшить Вашу жизнь».

 После  миссии организации необходимо определиться с целью. В данном случае цель – производить товары и услуги наивысшего качества и потребительской ценности, улучшающие жизнь сегодняшнего и будущего поколений по всему миру. В свою очередь, потребители помогают занять ведущие позиции по уровню продаж, обеспечить процветание бизнеса, что способствует повышению благосостояния работников и акционеров, а также тех регионов, где живут и работают сотрудники. Цель объединяет работников для общего дела реализации стратегии роста. В ней заложен огромный потенциал благодаря простой идее каждодневно изменять к лучшему жизни потребителей в разных странах мира. Именно подобная установка позволяет P&G добиваться максимально полноценного роста.

Информация о работе Современные тенденции управления на примере Procter and Gamble