Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 10:16, дипломная работа
Целью работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ООО «Исток-Сибирь».
Для достижения цели, поставленной в бакалаврской работе, решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь»;
- предложить для использования на практике и обосновать эффективность использования метода «360 градусов» в системе аттестации персонала.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………….....7
1.1 Понятие системы аттестации персонала организации……………………..7
1.2 Виды и формы аттестации персонала…………………...............................13
1.3 Методы аттестации персонала………………………………...…………...17
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)…………………………………...22
2.1 Организационная характеристика и характеристика персонала
ООО «Исток-Сибирь»……………………………………………………...22
2.2 Анализ кадровой политики ООО «Исток-Сибирь»……………………….26
2.3 Анализ системы аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь»…….….31
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»…..36
3.1 Общие направления совершенствования системы аттестации
персонала в ООО «Исток-Сибирь»………………………………………...36
3.2 Календарный план мероприятий по проведению аттестации ……...........42
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий………………..........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……....50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...……..52
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Основание для оценки сотрудников)………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Пример анкеты при оценке методом «360 градусов»)……..57
4) оценка работника после завершения испытательного срока, после завершения стажировки;
в) улучшение использования кадров:
1) определение степени загрузки работников, использование по квалификации;
2) совершенствование организации управленческого труда;
г) выяснение вклада работников в результаты работы:
1) организация поощрения работников (усиление материальных и моральных стимулов, обеспечение взаимосвязи оплаты и результатов труда, организация премирования);
2) установление меры взыскания;
д) продвижение работников, необходимость повышения квалификации:
1) прогнозирование продвижения по службе работников;
2) формирование резерва на выдвижение;
3) отбор для выполнения ответственных заданий, направление на стажировку как поощрение;
4) необходимость повышения квалификации, и ее направленность;
5) разработка программ повышения квалификации работников управления;
6) оценка эффективности учебы на курсах и в институтах повышения квалификации.
е) улучшение структуры аппарата управления:
1) обоснование численности аппарата управления, специалистов и служащих в подразделении;
2) проверка нормативов численности;
3) обоснование структуры кадров по должностям, уровню квалификации;
4) разработка и уточнение должностных инструкций.
ж) совершенствование управления:
1) совершенствование стиля и методов управления (усиление демократических начал, борьба с бюрократизмом и т.п.);
2) повышение ответственности работников;
3) укрепление взаимосвязи руководителей и подчиненных.
Каждая из этих проблем связна с разными аспектами оценки. Так, прием на работу требует, прежде всего, оценки личных качеств претендентов, что предполагает широкое использование тестов, аттестация кадров – оценки результатов труда, для чего необходимы другие методы оценки. Различие обязанностей, выполняемых различными категориями персонала, требует дифференцированной оценки результатов их деятельности [16, c. 219].
Аттестация персонала позволяет организации решать ряд задач и достигать определенных целей.
Цели аттестации представлены в таблице 1 [1, с. 194].
Наименование целей |
Характеристика целей |
1 |
2 |
Административные: |
|
повышение |
Заполнение вакансий работниками, проявившими свои способности; удовлетворение стремления к успеху |
перевод |
Расширение опыта работника |
понижение |
Происходит в случаях, когда руководство считает, что прекращение трудового договора с работником нецелесообразно из-за его стажа и заслуг в прошлом |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
прекращение трудового договора |
Сокращение штатов |
Информационные |
Информирование работника об относительном уровне его квалификации, качества и результатах труда |
Информирование о качественном составе персонала организации, степени загрузки работников и использовании их по специальности, совершенствовании стиля и методов управления персоналом организации | |
Мотивационные |
Вознаграждение работников увеличением зарплаты, повышением в должности, объявлением благодарности |
Изыскание резервов роста производительности труда | |
Создание заинтересованности работников в результатах своего труда и всей организации | |
Использование экономических стимулов и социальных гарантий | |
Создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности |
Таким образом, мы видим, что цели аттестации могут носить как административный характер, так и информационный и мотивационный, что позволяет улучшать качество управления, более эффективно использовать человеческий потенциал и формировать и поддерживать благоприятный климат в коллективе.
Аттестация персонала может применяться в различных видах в зависимости от организации и таких ее характеристик, как организационно – правовая форма, размеры, численность персонала, стадия жизненного цикла, внутренняя среда и внешнее окружение организации и многих других особенностей организации. Обобщенно классификация видов аттестации персонала в современной организации может быть представлена в виде схемы на рисунке 1 [23, с. 115].
Рисунок 1 – Критерии классификации видов аттестации персонала
На рисунке 1, показана классификация аттестации персонала по критериям, но также классификация видов аттестации может проводиться в зависимости от объектов аттестации (аттестуемых) и субъектов оценки (оценщиков).
Вопросы о субъектах и объектах аттестации являются малоизученными не только в России, но и в западной системе управления персоналом. Объекты аттестации могут, в основном, классифицироваться по функциям, которые они выполняют в организации (основные и вспомогательные работники, и т.д.) или по занимаемым должностям (руководители и подчиненные различных звеньев). В зависимости от вида объекта могут применяться различные методы оценки, привлекаться различные субъекты и т.п.
Но больший интерес для изучения представляют субъекты аттестации. Выбор того или иного субъекта оценки персонала должен осуществляться исходя из следующих принципов:
- принцип компетентности - субъект должен обладать способностями и навыками использования инструментов оценки в соответствии с принятой в организации методологией управления персоналом;
- принцип информированности - субъект должен обладать необходимой информацией об оцениваемом объекте;
- принцип экономичности - исходя из этого принципа должен быть выбран такой субъект оценки, который обеспечит необходимый уровень достоверности и надежности оценки при оправданных для этой цели затратах (ресурсов времени и средств).
Обобщенно субъектами оценки можно назвать тех, кто осуществляет процесс оценки. Ими могут быть отдельные лица, социальные группы и социальные институты. Говоря о субъектах оценки, часто не разделяют субъектов, принимающих решения по персоналу, от субъектов, проводящих эту оценку. В первом случае речь идет о наделенных определенными полномочиями субъектах, которые могут сами непосредственно не принимать участия в проведении процесса оценки. Это чаще всего высшие руководители организации, иногда - линейные менеджеры.
В оценке персонала могут и должны принимать участие различные субъекты. Каждый их них имеет свои достоинства и недостатки. Выбор субъекта должен исходить из того, насколько он компетентен, информирован и экономичен для проведения оценки, насколько его особенности соответствуют состоянию и развитию оцениваемого объекта.
Все субъекты можно сгруппировать по нескольким основаниям, которые можно представить схематично на рисунке 2 [23, с. 121].
Рисунок 2 – Классификация видов оценки в зависимости от субъекта
Итак, в соответствии с критериями системности выделяют системную оценку, осуществляемую путем четкого определения всех важных признаков оценки (процесса оценки, периодичности, критериев и способов и т. д.) и бессистемную оценку, при которой оценщику предоставляется выбор способа измерения оценки, процесса и критериев.
Таким образом, в соответствии с критериями регулярности различают: регулярные оценки, которые используются чаще всего непрерывно, например, для определения размера вознаграждения. Обычно такие постоянные оценки проводятся один раз в полгода, в год, в два года. Также выделяют оценки, обусловленные каким-либо событием, например:
- истечением испытательного срока;
- перемещением и передвижением по службе;
- мерами дисциплинарной ответственности;
- желанием получить справку-характеристику с места работы;
- увольнением.
В соответствии с критериями, применяемыми для оценки, различают также следующие виды оценок.
Количественная оценка – связана исключительно с количественными результатами, количеством произведенной продукции, для оценки используется достигнутый результат. Качественная оценка – учитывает качественные показатели (деятельность по управлению, надежность, инициатива, ответственность и т.д.). Аналитическая оценка, которая заключается в совокупности оценок по всем параметрам.
В зависимости от объекта оценки выделяют:
- оценка деятельности (сложность, эффективность, качество, отношение к ней и пр.);
- оценка достижения цели, количественный и качественный результат, индивидуальный вклад и вклад в общие итоги подразделения и организации в целом;
- оценка наличия у работника тех или иных качеств (знаний, навыков, черт характера), степени выраженности и овладения сотрудником теми или иными функциями.
В зависимости от источников, на данных которых базируется оценка различают:
- оценка по документам (автобиография, резюме, характеристика, проверочное сочинение);
- оценка по результатам кадровых собеседований (интервью);
- оценка на основании данных общего и специального тестирования;
- оценка по итогам участия в дискуссиях;
- оценка на основании отчетов о выполнении производственных заданий или поведения в специальных ситуациях;
- оценка с помощью графологической и физиогномической экспертиз.
Таким образом, видно, что оценка может классифицироваться по различным критериям, в зависимости от источников, на которых базируется оценка, объектов оценки, критериев оценки и событий [2, с.165].
1.3 Методы аттестации персонала
Метод оценки персонала – это способы, с помощью которых оцениваются те или иные показатели, их наличие или отсутствие, степень выраженности у того или иного работника [8, с. 67].
В настоящей работе мы будем придерживаться следующей классификации методов аттестации персонала: традиционные (проверенные временем, широко применяемые методы) и нетрадиционные методы (экспериментальные, новые, созданные лишь 10 лет назад, получившие распространение лишь в самых передовых российских компаниях, хотя более широко используемые на Западе, в большей степени в США).
Хотя, эта классификация достаточно условна, все же с точки зрения происходящих изменений в российской практике менеджмента, перехода от административно-командной системы к рыночным отношениям, т.е. перехода от старых способов управления и администрирования к новым, деление методов оценки на традиционные и нетрадиционные представляется приемлемым и точным.
Несмотря на большое разнообразие методов оценки, до сих пор не разработано универсального, подходящего для любой ситуации, для любой организации метода.
В России до сих пор существует отношение к кадровым службам как к вспомогательным подразделениям. Это сказывается и на практике оценки персонала – используются зачастую устаревшие, несовершенные технологии и методы оценки. Методы оценки, при которых сотрудников оценивает непосредственный руководитель, являются традиционными для большинства современных компаний. Они эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды.
Дадим краткую характеристику основным из них.
Матричный метод – один из самых простых и распространенных описательных методов. Его суть заключается в сравнении фактических качеств работников с набором качеств, требуемых занимаемой должностью.
Метод эталона напоминает предыдущий, но сравнивает фактические данные не с положенными по должности навыками и поведением, а с характеристиками наиболее успешных работников данного направления.
Система произвольных характеристик – тоже распространенный метод. Он предусматривает достаточно свободную (устную или письменную) форму оценки сотрудников. Руководитель или группа руководителей (экспертов) описывают выдающиеся успехи и упущения подчиненных за определенный период их деятельности [24, с.158].
Информация о работе Современные формы и методы аттестации персонала (на примере ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)