Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 10:16, дипломная работа
Целью работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ООО «Исток-Сибирь».
Для достижения цели, поставленной в бакалаврской работе, решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь»;
- предложить для использования на практике и обосновать эффективность использования метода «360 градусов» в системе аттестации персонала.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………….....7
1.1 Понятие системы аттестации персонала организации……………………..7
1.2 Виды и формы аттестации персонала…………………...............................13
1.3 Методы аттестации персонала………………………………...…………...17
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)…………………………………...22
2.1 Организационная характеристика и характеристика персонала
ООО «Исток-Сибирь»……………………………………………………...22
2.2 Анализ кадровой политики ООО «Исток-Сибирь»……………………….26
2.3 Анализ системы аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь»…….….31
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»…..36
3.1 Общие направления совершенствования системы аттестации
персонала в ООО «Исток-Сибирь»………………………………………...36
3.2 Календарный план мероприятий по проведению аттестации ……...........42
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий………………..........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……....50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...……..52
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Основание для оценки сотрудников)………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Пример анкеты при оценке методом «360 градусов»)……..57
Метод оценки выполнения похож на предыдущий. Экспертами могут быть также руководители, но оценивать они будут не яркие моменты деятельности сотрудника, а всю его работу за определенный период времени.
Метод групповой дискуссии тоже относится к описательным. Он наиболее часто используется отечественной практикой. Это беседа группы руководителей или экспертов с работниками относительно их деятельности. Метод групповой дискуссии позволяет по определенным критериям выбрать наиболее активных, самостоятельных, логично рассуждающих людей.
Система квалификации по порядку или метод рангового порядка: группа руководителей, исходя из определенных критериев оценки, располагает оцениваемых сотрудников по порядку - от самого лучшего до самого худшего. Итоговая оценка определяется суммой порядковых номеров, полученных работником за выполнение поставленных задач.
Метод заданной балльной оценки заключается в присвоении заранее установленных баллов за каждое достижение работника с последующим определением его общего делового уровня в виде набранных очков [35, с.268].
Метод свободной балльной оценки состоит в присвоении руководителем или экспертом определенного количества баллов каждому качеству работника. Общая оценка складывается как сумма баллов или как средний балл.
Система графического профиля заключается в изображении каждого из деловых качеств сотрудника (в баллах) в виде точек на графике.
Тестирование – оценка работников по степени решения ими заранее подготовленных производственных задач (тестов); определение коэффициента интеллектуальности сотрудника (количественных показателей качественного уровня решения заранее подготовленных производственных задач).
Метод суммируемых оценок заключается в определении экспертами частоты проявления («постоянно», «часто», «иногда», «редко», «никогда») у работников тех или иных качеств и присвоении определенных балльных оценок за тот или иной уровень частоты [21, с. 225].
Неудовлетворенность многих организаций традиционными методами оценки побудила их начать активные поиски новых подходов к оценке персонала. Можно выделить несколько направлений в развитии нетрадиционных методов [3, с. 256].
Во-первых, новые методы оценки рассматривают рабочую группу, подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе.
Во-вторых, оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов всей организации.
В-третьих, во внимание принимается не столько успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков.
Нетрадиционные методы аттестации начали распространяться достаточно недавно – 15-20 лет назад, поэтому их до сих пор часто называют экспериментальными. К их числу принадлежат метод «360 градусов аттестация», психологические методы аттестации, деловые игры, метод критического инцидента, «Assessment center» [33, с. 20].
Метод «360 градусов» является методом оценки по компетенциям. Компетенциями называются опыт, знания и навыки сотрудника, которые он проявляет в рабочем поведении. Сотрудника оценивают не только его непосредственный руководитель, коллеги по работе, подчиненные, клиенты и он сам себя оценивает - дает самооценку [33, с. 20].
«Assessment center» – это конгломерат методов, подбираемых для комплексной оценки персонала под конкретные задачи Заказчика. Эта технология оценки персонала включает в себя помимо анкетирования, тестирования, проведения интервью и письменных заданий - деловое взаимодействие участников оценки между собой. В специально смоделированных ситуациях, приближенных к реальной деятельности, участники имеют возможность проявить свою компетентность, профессиональные знания, навыки, личностные качества, раскрыть имеющийся потенциал. «Assessment center» проходит в виде тренинга под наблюдением видеокамеры и группы наблюдателей во главе с ведущим экспертом. Они фиксируют в специальных бланках поведение участников. В группу наблюдателей входят обученные эксперты, HR-менеджеры и линейные менеджеры компании-заказчика [33, с. 21].
Таким образом, заканчивая анализ традиционно используемых методов и методов экспериментальных, нетрадиционных, можно сделать вывод, что традиционные методы могут эффективно применяться на крупных стабильно работающих предприятиях, которые функционируют в условиях неизменной внешней среды, где не требуются инновационные и нестандартные подходы к решению возникающих проблем. Но современная экономическая действительность предъявляет к большинству предприятий иные требования: предприятия существуют в условиях динамично изменяющихся внешней и внутренней среды, от предприятий на рынке в условиях жесткой конкуренции требуются инновационные решения, умение быстро адаптироваться к новым условиям. При этом от персонала требуются инициативность, креативность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, высокая адаптивность и т. д. Эти качества сотрудников становятся решающими при прочих равных в условиях конкуренции. Инструментария традиционных методов оказывается недостаточно, чтобы в полной мере оценить те качества сотрудников, которые позволят организации выжить и эффективно функционировать в будущем.
Группа компаний «Исток» создана в 1995 году. Владеет производственным комплексом в Северной Осетии (г. Беслан), объединяющим заводы по выпуску ликероводочных изделий, игристых вин и спирта. В портфель марок входят водка «Исток», «Ледокол», шампанское «Золотая коллекция», Charlotte и другие. В 2008 году выручка компании составила 2,9 млрд. руб., чистая прибыль – 2,9 млн. С осени 2007 года «Исток» открыл 19 торговых домов в разных городах России, в том числе и в Сибирском регионе.
Головной офис по Сибири находится в городе Новосибирске. К нему относятся представительства, находящиеся в Алтайском крае, Омске, Томске, Кемерово, Красноярске.
В ООО «Исток-Сибирь» действует функциональная организационная структура, она представлена на рисунке 3.
Ген. директор |
Административный департамент |
Департамент безопасности |
Департамент операций (логистика) |
Департамент персонала |
Департамент продаж |
Департамент финансовый |
Департамент юридический |
Рисунок 3 – Организационная структура ООО «Исток-Сибирь»
Анализ основных показателей использования кадров офиса продаж ООО «Исток-Сибирь» начнем с изучения динамики, структуры и структурной динамики персонала, показанной в таблице 2.
Таблица 2 – Среднесписочная численность персонала ООО «Исток-Сибирь»
Показатели |
Среднесписочная численность, чел. | ||||
2008г. |
Удел. вес (%) |
2009г. |
Удел. вес (%) |
2008г. к 2009г. | |
Административный департамент |
4 |
7,1 |
4 |
8,2 |
0 |
Департамент безопасности |
2 |
3,6 |
1 |
2,1 |
-1 |
Департамент операций (логистика) |
16 |
28,6 |
12 |
25 |
-1 |
Департамент персонал |
2 |
3,6 |
2 |
4,2 |
0 |
Департамент продажи |
22 |
39,3 |
20 |
41,7 |
-5 |
Департамент финансовый |
9 |
16,1 |
8 |
16,7 |
-1 |
Департамент юридический |
1 |
1,7 |
1 |
2,1 |
0 |
Итого: |
56 |
100 |
48 |
100 |
-8 |
Как видно из таблицы 3, в 2009 году в офисе продаж ООО «Исток-Сибирь» среднесписочная численность персонала снизилась, как по сравнению с прошлогодним уровнем - на 8 человека. Снижение среднесписочной численности персонала офиса продаж ООО «Исток-Сибирь» произошло в основном из-за и департамента продаж. Это произошло по причине сокращения персонала фирмы. Среднесписочная численность административного и офисного персонала персона в отчетном году по сравнению с уровнем прошлого года не изменилась.
Какой стаж работы имеют сотрудники в ООО «Исток-Сибирь» рассмотрим в таблице 3.
Таблица 3 – Стаж работы персонала ООО «Исток-Сибирь»
Категории персонала |
Числен. персонала |
Стаж работы | ||
Менее 6 мес. |
От 1-1,5 года |
Более 2 лет | ||
Административный департамент |
4 |
- |
- |
4 |
Департамент безопасности |
1 |
- |
1 |
- |
Департамент операций (логистика) |
12 |
- |
8 |
4 |
Департамент персонал |
2 |
- |
1 |
1 |
Департамент продажи |
20 |
6 |
12 |
2 |
Департамент финансовый |
8 |
- |
- |
8 |
Департамент юридический |
1 |
- |
- |
1 |
Итого (%) |
100 |
12,5 |
45,8 |
41,7 |
Самый большой стаж характерен для департамента финансов и административного департамента, практически все работают в компании с её образования. Самый маленький стаж работы на изучаемом предприятии имеют сотрудники департамента продаж (торговые представители, мерчендайзеры). Так, 12,5 % персонала имеют стаж работы менее 6 месяцев, большая часть персонала (45,8 %) имеют стаж чуть больше года и 41,7 % персонала работают в компании более 2 лет, соответственно с самого появления офиса, что является положительным результатом.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что исследуемая организация ООО «Исток-Сибирь» имеет удовлетворительную и стабильную структуру персонала. В качестве недостатка можно отметить тот факт, что большинство сотрудников торгового отдела имеют небольшой стаж работы на предприятии. Следовательно, основным направлением совершенствования работы с кадрами на исследуемом предприятии может быть улучшение адаптации, обучение и повышение квалификации данной категории персонала. Кроме того, предприятию необходимо совершенствовать методику подбора персонала. Движение персонала в ООО «Исток-Сибирь» показано в таблице 4.
Таблица 4 – Движения персонала в ООО «Исток-Сибирь»
Категории персонала |
2008 год |
2009 год | ||||
Принято |
Выбыло |
Среднеспис. числ. |
Принято |
Выбыло |
Среднеспис. числ. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Административный департамент |
- |
- |
4 |
- |
- |
4 |
Департамент безопасности |
1 |
1 |
2 |
- |
1 |
1 |
Департамент операций |
4 |
4 |
16 |
- |
4 |
12 |
Департамент персонал |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
2 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Департамент продажи |
6 |
6 |
22 |
- |
2 |
20 |
Департамент финансовый |
- |
- |
9 |
- |
1 |
8 |
Департамент юридический |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
Итого (%) |
21,4 |
21,4 |
100 |
2 |
14,6 |
100 |
Информация о работе Современные формы и методы аттестации персонала (на примере ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)