Современные формы и методы аттестации персонала (на примере ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 10:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ООО «Исток-Сибирь».
Для достижения цели, поставленной в бакалаврской работе, решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь»;
- предложить для использования на практике и обосновать эффективность использования метода «360 градусов» в системе аттестации персонала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………….....7
1.1 Понятие системы аттестации персонала организации……………………..7
1.2 Виды и формы аттестации персонала…………………...............................13
1.3 Методы аттестации персонала………………………………...…………...17
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)…………………………………...22
2.1 Организационная характеристика и характеристика персонала
ООО «Исток-Сибирь»……………………………………………………...22
2.2 Анализ кадровой политики ООО «Исток-Сибирь»……………………….26
2.3 Анализ системы аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь»…….….31
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»…..36
3.1 Общие направления совершенствования системы аттестации
персонала в ООО «Исток-Сибирь»………………………………………...36
3.2 Календарный план мероприятий по проведению аттестации ……...........42
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий………………..........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……....50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...……..52
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Основание для оценки сотрудников)………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Пример анкеты при оценке методом «360 градусов»)……..57

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (бакалавр).doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

Метод оценки выполнения похож на предыдущий. Экспертами могут быть также руководители, но оценивать они будут не яркие моменты деятельности сотрудника, а всю его работу за определенный период времени.

Метод групповой дискуссии тоже относится к описательным. Он наиболее часто используется отечественной практикой. Это беседа группы руководителей или экспертов с работниками относительно их деятельности. Метод групповой дискуссии позволяет по определенным критериям выбрать наиболее активных, самостоятельных, логично рассуждающих людей.

Система квалификации по порядку или метод рангового порядка: группа руководителей, исходя из определенных критериев оценки, располагает оцениваемых сотрудников по порядку - от самого лучшего до самого худшего. Итоговая оценка определяется суммой порядковых номеров, полученных работником за выполнение поставленных задач.

Метод заданной балльной оценки заключается в присвоении заранее установленных баллов за каждое достижение работника с последующим определением его общего делового уровня в виде набранных очков [35, с.268].

Метод свободной балльной оценки состоит в присвоении руководителем или экспертом определенного количества баллов каждому качеству работника. Общая оценка складывается как сумма баллов или как средний балл.

Система графического профиля заключается в изображении каждого из деловых качеств сотрудника (в баллах) в виде точек на графике.

Тестирование – оценка работников по степени решения ими заранее подготовленных производственных задач (тестов); определение коэффициента интеллектуальности сотрудника (количественных показателей качественного уровня решения заранее подготовленных производственных задач).

Метод суммируемых оценок заключается в определении экспертами частоты проявления («постоянно», «часто», «иногда», «редко», «никогда») у работников тех или иных качеств и присвоении определенных балльных оценок за тот или иной уровень частоты [21, с. 225].

Неудовлетворенность многих организаций традиционными методами оценки побудила их начать активные поиски новых подходов к оценке персонала. Можно выделить несколько направлений в развитии нетрадиционных методов [3, с. 256].

Во-первых, новые методы оценки рассматривают рабочую группу, подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе.

Во-вторых, оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов всей организации.

В-третьих, во внимание принимается не столько успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков.

Нетрадиционные методы аттестации начали распространяться достаточно недавно – 15-20 лет назад, поэтому их до сих пор часто называют экспериментальными. К их числу принадлежат метод «360 градусов аттестация», психологические методы аттестации, деловые игры, метод критического инцидента, «Assessment center» [33, с. 20].

Метод «360 градусов» является методом оценки по компетенциям. Компетенциями называются опыт, знания и навыки сотрудника, которые он проявляет в рабочем поведении. Сотрудника оценивают не только его непосредственный руководитель, коллеги по работе, подчиненные, клиенты и он сам себя оценивает - дает самооценку [33, с. 20].

«Assessment center» – это конгломерат методов, подбираемых  для  комплексной оценки персонала под конкретные задачи Заказчика. Эта технология оценки персонала включает в себя помимо  анкетирования, тестирования, проведения  интервью и письменных заданий -  деловое взаимодействие участников оценки между собой.  В специально смоделированных ситуациях, приближенных к реальной деятельности,  участники имеют возможность  проявить  свою компетентность, профессиональные  знания, навыки, личностные качества, раскрыть имеющийся потенциал. «Assessment center»  проходит в виде тренинга под наблюдением видеокамеры и  группы наблюдателей во главе с ведущим экспертом. Они фиксируют в специальных бланках поведение участников. В группу наблюдателей входят обученные эксперты, HR-менеджеры и линейные менеджеры компании-заказчика [33, с. 21].

Таким образом, заканчивая анализ традиционно используемых методов и методов экспериментальных, нетрадиционных, можно сделать вывод, что традиционные методы могут эффективно применяться на крупных стабильно работающих предприятиях, которые функционируют в условиях неизменной внешней среды, где не требуются инновационные и нестандартные подходы к решению возникающих проблем. Но современная экономическая действительность предъявляет к большинству предприятий иные требования: предприятия существуют в условиях динамично изменяющихся внешней и внутренней среды, от предприятий на рынке в условиях жесткой конкуренции требуются инновационные решения, умение быстро адаптироваться к новым условиям. При этом от персонала требуются инициативность, креативность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, высокая адаптивность и т. д. Эти качества сотрудников становятся решающими при прочих равных в условиях конкуренции. Инструментария традиционных методов оказывается недостаточно, чтобы в полной мере оценить те качества сотрудников, которые позволят организации выжить и эффективно функционировать в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ системы аттестации персонала ОРГАНИЗАЦИИ (на примере ООО «Исток-Сибирь»)

 

2.1 Организационная характеристика и характеристика персонала ООО «Исток-Сибирь»

 

Группа компаний «Исток» создана в 1995 году. Владеет производственным комплексом в Северной Осетии (г. Беслан), объединяющим заводы по выпуску ликероводочных изделий, игристых вин и спирта. В портфель марок входят водка «Исток», «Ледокол», шампанское «Золотая коллекция», Charlotte и другие. В 2008 году выручка компании составила 2,9 млрд. руб., чистая прибыль – 2,9 млн. С осени 2007 года «Исток» открыл 19 торговых домов в разных городах России, в том числе и в Сибирском регионе.

Головной офис по Сибири находится в городе Новосибирске. К нему относятся представительства, находящиеся в Алтайском крае, Омске, Томске, Кемерово, Красноярске.

В ООО «Исток-Сибирь» действует функциональная организационная структура, она представлена на рисунке 3.

Ген. директор



Административный

департамент

 

Департамент

безопасности

 

Департамент операций (логистика)


 

Департамент персонала

 

Департамент

продаж

 

Департамент финансовый


 

Департамент юридический


 

Рисунок 3 – Организационная структура ООО «Исток-Сибирь»

Анализ основных показателей использования кадров офиса продаж ООО «Исток-Сибирь» начнем с изучения динамики, структуры и структурной динамики персонала, показанной в таблице 2.

 

Таблица 2 – Среднесписочная численность персонала ООО «Исток-Сибирь»

Показатели

Среднесписочная численность, чел.

2008г.

Удел. вес (%)

2009г.

Удел. вес (%)

2008г. к 2009г.

Административный

департамент

4

7,1

4

8,2

0

Департамент

безопасности

2

3,6

1

2,1

-1

Департамент операций (логистика)

16

28,6

12

25

-1

Департамент персонал

2

3,6

2

4,2

0

Департамент

продажи

22

39,3

20

41,7

-5

Департамент финансовый

9

16,1

8

16,7

-1

Департамент юридический

1

1,7

1

2,1

0

Итого:

56

100

48

100

-8


 

Как видно из таблицы 3, в 2009 году в офисе продаж ООО «Исток-Сибирь» среднесписочная численность персонала снизилась, как по сравнению с прошлогодним уровнем - на 8 человека. Снижение среднесписочной численности персонала офиса продаж ООО «Исток-Сибирь» произошло в основном из-за и департамента продаж. Это произошло по причине сокращения персонала фирмы. Среднесписочная численность административного и офисного персонала персона в отчетном году по сравнению с уровнем прошлого года не изменилась.

Какой стаж работы имеют сотрудники в ООО «Исток-Сибирь» рассмотрим в таблице 3.

 

Таблица 3 – Стаж работы персонала ООО «Исток-Сибирь»

Категории персонала

Числен.

персонала

Стаж работы

Менее 6 мес.

От 1-1,5 года

Более 2 лет

Административный

департамент

4

-

-

4

Департамент

безопасности

1

-

1

-

Департамент операций (логистика)

12

-

8

4

Департамент персонал

2

-

1

1

Департамент

продажи

20

6

12

2

Департамент финансовый

8

-

-

8

Департамент юридический

1

-

-

1

Итого (%)

100

12,5

45,8

41,7


 

Самый большой стаж характерен для департамента финансов и административного департамента, практически все работают в компании с её образования. Самый маленький стаж работы на изучаемом предприятии имеют сотрудники департамента продаж (торговые представители, мерчендайзеры). Так, 12,5 % персонала имеют стаж работы менее 6 месяцев, большая часть персонала (45,8 %) имеют стаж чуть больше года и 41,7 % персонала работают в компании более 2 лет, соответственно с самого появления офиса, что является положительным результатом.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что исследуемая организация ООО «Исток-Сибирь» имеет удовлетворительную и стабильную структуру персонала. В качестве недостатка можно отметить тот факт, что большинство сотрудников торгового отдела имеют небольшой стаж работы на предприятии. Следовательно, основным направлением совершенствования работы с кадрами на исследуемом предприятии может быть улучшение адаптации, обучение и повышение квалификации данной категории персонала. Кроме того, предприятию необходимо совершенствовать методику подбора персонала. Движение персонала в ООО «Исток-Сибирь» показано в таблице 4.

 

Таблица 4 – Движения персонала в ООО «Исток-Сибирь»

Категории персонала

2008 год

2009 год

Принято

Выбыло

Среднеспис. числ.

Принято

Выбыло

Среднеспис. числ.

1

2

3

4

5

6

7

Административный

департамент

-

-

4

-

-

4

Департамент

безопасности

1

1

2

-

1

1

Департамент операций

4

4

16

-

4

12

Департамент персонал

1

1

2

-

-

2


 

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

6

7

Департамент

продажи

6

6

22

-

2

20

Департамент финансовый

-

-

9

-

1

8

Департамент юридический

-

-

1

-

-

1

Итого (%)

21,4

21,4

100

2

14,6

100

Информация о работе Современные формы и методы аттестации персонала (на примере ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)