Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 10:16, дипломная работа
Целью работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ООО «Исток-Сибирь».
Для достижения цели, поставленной в бакалаврской работе, решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь»;
- предложить для использования на практике и обосновать эффективность использования метода «360 градусов» в системе аттестации персонала.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………….....7
1.1 Понятие системы аттестации персонала организации……………………..7
1.2 Виды и формы аттестации персонала…………………...............................13
1.3 Методы аттестации персонала………………………………...…………...17
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)…………………………………...22
2.1 Организационная характеристика и характеристика персонала
ООО «Исток-Сибирь»……………………………………………………...22
2.2 Анализ кадровой политики ООО «Исток-Сибирь»……………………….26
2.3 Анализ системы аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь»…….….31
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»…..36
3.1 Общие направления совершенствования системы аттестации
персонала в ООО «Исток-Сибирь»………………………………………...36
3.2 Календарный план мероприятий по проведению аттестации ……...........42
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий………………..........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……....50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...……..52
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Основание для оценки сотрудников)………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Пример анкеты при оценке методом «360 градусов»)……..57
Текучесть кадров в ООО «Исток-Сибирь» небольшая. В основном на место увольняющихся сотрудников, сразу набирают новых. Уровень текучести гораздо выше среди персонала департамента продаж и департамента операций. В этом случае издержки становятся значительными и возрастают с увеличением оттока кадров. Издержки связаны с затратами на обучение принятого на работу сотрудника, потерями вызванными проведением процедуры найма работников на вакантное рабочее место, потерями рабочего времени.
Основные задачи регионального менеджера по персонал – обеспечение своевременного и качественного выполнения приказов, распоряжений, утвержденных и действующих в компании, обеспечение своевременной подготовки необходимой отчетной документации для руководителей, своевременное и качественное осуществление утвержденных процедур по управлению персоналом в компании.
В обязанности менеджера по персоналу входят:
- ознакомление с организацией, характеристика, условия найма, оплата труда;
- представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению;
- организация экскурсии по рабочим местам;
- разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем);
- организация обучения (совместно с отделом обучения);
- введение в коллектив, представление сотрудников (совместное с руководителем).
Основные цели кадровой политики в ООО «Исток-Сибирь» в области управления персоналом:
- обеспечение максимальной гибкости и адаптивности организационного управления и управления персоналом;
- комплексное управление эффективностью персонала;
- комплексное управление качеством персонала;
- максимальная эффективность инвестиций в развитие персонала;
Для достижения поставленных целей руководство:
а) строит взаимоотношения между работниками и работодателем, строго соблюдая требования законодательства Российской Федерации и принцип социального партнерства, направленный на достижение согласованных интересов, социальной стабильности и общего благосостояния. Руководство компании проявляет заботу о своих работниках, отражая искреннее желание способствовать благополучию и успеху работников на всех уровнях, создавая для них конкурентоспособные условия труда и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне;
б) формулирует и ставит четкие, измеримые, реалистичные цели перед компанией, её подразделениями и каждым работником, контролирует их достижение и определяет достойное и справедливое вознаграждение и поощрение в зависимости от достигнутых результатов;
в) формирует и поддерживает корпоративную культуру, основанную на общечеловеческих и корпоративных ценностях. Руководством определены следующие корпоративные ценности:
1) работники – главная ценность компании. Именно работники ежедневно решают производственные, коммерческие, финансовые и управленческие вопросы. Именно работники ежедневно создают те самые ценности, которые мы считаем благополучием нашего компании, его акционеров и работников, а также наших клиентов и партнеров;
2) эффективность – от эффективности труда каждого работника зависит рост и развитие, уровень капитализации, рост доходов акционеров и конкурентоспособность;
3) качество – качество труда на каждом рабочем месте влияет на качество предоставляемых услуг, эффективность бизнес-процессов и репутацию Общества;
4) ответственность – от ответственности каждого работника Общества зависит выполнение всех взятых обязательств перед клиентами, партнерами, работниками и акционерами;
5) доверие – ключевая ценность компании, фундамент для достижения целей и залог успешной командной работы. Доверие требует получение результатов, обещанных другим людям, доверие требует порядочности в отношениях с людьми, доверие требует проявления заботы о благополучии других людей;
г) осваивает и развивает методы и средства управления персоналом на основе передовых отечественных и зарубежных достижений и опыта в этой области, применяя эти знания в следующих стратегических направлениях системы управления персоналом:
1) организационное управление;
2) планирование в области управления персоналом;
3) подбор, найм и ротация персонала;
4) оценка персонала;
5) обучение и развитие персонала;
6) компенсация и мотивация персонала;
7) управление корпоративной культурой;
д) улучшает существующую систему управления персоналом, осуществляя планирование деятельности, организацию и контроль выполнения работ, анализ и регулирование функционирования системы управления персоналом.
При наборе персонала используют следующие методы:
- поиск внутри организации. Прежде чем выйти на рынок труда, сначала пробуют искать среди своих сотрудников, размещая объявления о вакантном месте на стендах фирмы, обращаясь к начальникам подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов и анализ личных дел с целью подбора сотрудников с требуемыми характеристиками;
- объявления в средствах массовой информации. Для привлечения кандидатов ООО «Исток-Сибирь» размещает объявления в специализированных газетах и рубриках.
Преимуществом данного метода является широкий охват населения при относительно низких первоначальных издержках. Недостатком является обратная сторона преимущества: огромный наплыв кандидатов, большинство из которых не обладает требуемыми характеристиками;
- частные агентства по подбору персонала. Обратившись в одно из частных агентств, директор по персоналу облегчает себе работу по первоначальному отбору кандидатов, рассматривая только кандидатуры, предложенные специалистами агентства.
Необходимо так же при подборе кадров применять размещение вакансий в сети Интернет. Это не требует больших затрат и так же эффективно, как размещение объявлений в средствах массовой информации. Но не существует универсального метода подбора кандидатов, поэтому сотрудники отдела по работе с персоналом используют различные методы в зависимости от вакантной должности.
Процесс адаптации в ООО «Исток- Сибирь» можно условно разделить на четыре этапа и изобразить в виде схемы, представленной на рисунке 4.
Процесс адаптации персонала в ООО «Исток-Сибирь» |
Оценка уровня подготовленности нового работника |
Ориентация – знакомство нового работника с его обязанностями и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны организации. |
Действенная адаптация – новичок приспосабливается к своему новому положению и широко включается в межличностные отношения с коллегами. |
Функционирование. На завершающем этапе адаптации работник преодолевает производственные и межличностные проблемы и переходит к стабильной работе. |
Рисунок 4 – Процесс адаптации персонала в ООО «Исток-Сибирь»
а) новый сотрудник – вновь принятый сотрудник, находящийся на испытательном сроке:
1) ознакомиться с правилами и нормами, принятыми в организации;
2) ознакомиться с целями и задачами подразделения и индивидуальным планом работы на испытательный срок;
3) выполнить поставленные на испытательный срок задачи;
4) не позднее, чем за неделю до окончания испытательного срока пройти процедуру оценки по результатам испытательного срока;
б) непосредственный руководитель – руководитель, в прямом подчинении которого находится новый сотрудник:
1) подготовить рабочее место, обеспечить всеми необходимыми инструментами;
2) познакомить с коллегами, офисом;
3) по окончании испытательного срока передать новому сотруднику необходимые знания и опыт для максимально эффективного вхождения в должность;
4) передать все отчетные формы ответственным сотрудникам отдела кадров;
в) сотрудники департамента персонала – сотрудники отдела подбора персонала или сотрудника отдела обучения и развития, участвующие в проведении адаптации:
1) участвовать в проведении адаптации, контролировать соблюдение положения об адаптации;
2) контролировать и корректировать работу непосредственного руководителя в части адаптации вновь принятых на работу сотрудников.
Таким образом, кадровая политика ООО «Исток-Сибирь» нацелена на эффективное и качественное управление и использование персонала организации.
Аттестация персонала – процесс, который позволяет эффективно оценивать результаты работы персонала, формировать кадровый резерв, оптимально распределять фонд оплаты труда и материального вознаграждения. Рассмотрим основные элементы существующей системы оценки работы персонала в исследуемой организации [6, с. 67].
Аттестация – регулярная организационная процедура в отношении сотрудников компании, включающая оценку достижений и компетенций сотрудника за прошедший период, а также постановку целей и планирование развития на следующий период.
Цели проведения аттестации в ООО «Исток-Сибирь» представлены на рисунке 5.
Цели аттестации |
Оценка достижения запланированных целей |
Формирование целей на следующий период |
Определение необходимых приоритетов развития |
|
Формирование внутреннего кадрового резерва |
Рисунок 5 – Цели проведения аттестации в ООО «Исток-Сибирь»
Критерии оценки:
- итоги рабочей деятельности сотрудника;
- уровень проявления профессиональных компетенций.
Разработка, проведение, контроль сроков проведения и реализации результатов оценки находится в ведении отдела обучения и развития персонала департамента персонала, и ведутся на основании действующего законодательства РФ, настоящего положения и других корпоративных локальных актов.
Оценка проводится в сроки, установленные в плане проведения оценки. Списки сотрудников, подлежащих оценке, определяются приказом о проведении оценки отдела продаж. Оцениваемый сотрудник должен быть предупрежден руководителем подразделения о предстоящей процедуре не позднее, чем за две недели до ее начала.
Регламент проведения оценки:
- оценке подлежат сотрудники отдела продаж, проработавшие в занимаемой должности не менее 6 месяцев;
- каждый сотрудник оценивается своим непосредственным функциональным руководителем;
- процедура оценки проводится индивидуально с каждым сотрудником (не допускается групповой формат, при котором руководитель проводит встречу одновременно с несколькими сотрудниками);
- сотрудник предупреждается
о прохождении процедуры
- в ходе оценки руководитель представляет сотруднику обратную связь о результатах его работы (достижении целей) и уровне демонстрируемых профессиональных навыков (компетенций), после чего определяются задачи на следующий период (6 месяцев);
- по результатам оценки принимаются следующие кадровые решения: изменение соотношения оклада и бонусной части; занесение в кадровый резерв.
Результаты оценки не разглашаются среди других сотрудников.
Оценка сотрудника производится по двум критериям:
- оценка итогов работы сотрудника проводится на основании выполнения ежемесячного плана;
- оценка профессиональных компетенций.
Оценка сотрудников ООО «Исток-Сибирь», заключается в оценке их профессиональных компетенций и навыков и достижении поставленных планов.
Компетенции – знания, навыки и умения решать рабочие задачи.
Профессиональные компетенции – знания и навыки в специализированной профессиональной области, необходимые для успешного выполнения рабочих задач.
Перечень профессиональных компетенций определяется руководителем совместно с сотрудником отдела обучения и развития персонала, на основе должностной инструкции оцениваемого сотрудника.
Информация о работе Современные формы и методы аттестации персонала (на примере ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)