Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 11:00, курсовая работа
В условиях формирования открытого демократического общества и предпринимательской деятельности в России возникла объектная необходимость в отказе от таких принципов командно-бюрократического управления, как административное назначение на руководящие должности, строгая иерархия подчинение ориентация на власть, приказ, контроль, которые порождали пассивность коллектива, недооценку творчества и инициативы и низкую организационную культуру. Для изменения такого положения недостаточно отдельных улучшений, необходим поиск новых подходов. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают теория и практика современного менеджмента.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что активный интерес к менеджменту как одна из самых определённых тенденций современности отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем переходного периода.
Современный библиотекарь осознает, что наряду с производством услуг он создает внерыночные культурные ценности, и что помимо информации как рыночного продукта он осуществляет духовное воспроизводство личности. Отсюда появление по инициативе «снизу» инновационных моделей библиотек: музеев, театров, салонов и др., в деятельности которых главным ключевым словом становится «культура».
ведение………………………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1. ПРОФЕСИОНАЛЬНО – КВАЛИФИКАЦИОННАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА……….6-16
1.1 Менеджер – профессиональный руководитель. Самоменеджмент……6-13
1.2 Функции менеджера………………………………………………………13-14
1.3 Роль руководителя в управлении современной библиотекой…………14-16
ГЛАВА 2. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКОЙ………………………………….…..17-22
2.1 Опыт управления библиотекой в современной России………………..17-20
2.2 Менеджер в НБ ДГУ……………………………………………………...20-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23-24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………….....25-27
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГУ)
------------------------------
Курсовая работа
по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
студентки 4 курса ОДО Койчуевой Зиярат Абрековны
СОВРЕМЕННЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕНЕДЖЕР: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ НБ ДГУ)
Научный руководитель:
Лошаковская З.К., доцент__________
Махачкала 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРОФЕСИОНАЛЬНО – КВАЛИФИКАЦИОННАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА……….6-16
1.1 Менеджер – профессиональный руководитель. Самоменеджмент……6-13
1.2 Функции менеджера…………………………………
1.3 Роль руководителя в
управлении современной
ГЛАВА 2. РУКОВОДИТЕЛЬ
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКОЙ………………………………….…..17
2.1 Опыт управления библиотекой
в современной России………………..
2.2 Менеджер в НБ ДГУ…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………
Введение
В условиях формирования открытого
демократического общества и предпринимательской
деятельности в России возникла объектная
необходимость в отказе от таких принципов
командно-бюрократического управления,
как административное назначение на руководящие
должности, строгая иерархия подчинение
ориентация на власть, приказ, контроль,
которые порождали пассивность коллектива,
недооценку творчества и инициативы и
низкую организационную культуру. Для
изменения такого положения недостаточно
отдельных улучшений, необходим поиск
новых подходов. Этим требованиям в наибольшей
степени отвечают теория и практика современного
менеджмента.
Актуальность темы исследования обусловлена
тем, что активный интерес к менеджменту
как одна из самых определённых тенденций
современности отразил насущную потребность
библиотек в формировании нового класса
специалистов, которые способны к решению
сложнейших проблем переходного периода.
Современный библиотекарь осознает,
что наряду с производством услуг он создает
внерыночные культурные ценности, и что
помимо информации как рыночного продукта
он осуществляет духовное воспроизводство
личности. Отсюда появление по инициативе
«снизу» инновационных моделей библиотек:
музеев, театров, салонов и др., в деятельности
которых главным ключевым словом становится
«культура».
Сейчас понятие "менеджер"
завоевало прочные позиции в профессиональной
среде. Всё большее число библиотек пополняется
молодыми энергичными менеджерами, получившими
престижную квалификацию в высших учебных
заведениях. Однако основная масса существующих
работников управления библиотечной деятельностью
— это ценный потенциал людей, знающих
реальность, имеющих немалую профессиональную
подготовку, приученных к целенаправленному
труду, обладающих чувством ответственности.
Для них необходимо сформировать активную
среду обучения, повышения квалификации,
создать стимулы к эффективному труду.
Обратимся к истокам. Уже в конце
80-х – начале 90-х гг прошлого века многие
ученые нашей страны (Н.С.Карташов, А.И.Пашин,
А.В.Соколов) отмечали наличие кризисных
факторов области библиотечного дела.
Наиболее глубокие исследования кризисных
факторов были представлены в работах
социологов: В.Стельмах, Л.Гудков, Б.Дубина.
Наиболее последовательная
критическая позиция по отношению к системам
управления обозначена в работах авторов
концепции библиотечного менеджмента,
обобщены И.М.Сусловой.
Так, в конце ХХ века менеджмент
выделился в самостоятельную область
знаний, в науку. Концепцию библиотечного
менеджмента активно разрабатывали И.М.Суслова,
В.К.Клюев, И.К. Джерелиевская, Е.В.Клеппер,
Ю.Ф.Чернякова и др.
Теоретической основой при
написании работы послужили работы ведущих
специалистов в области библиотечного
дела, психологов и социологов, таких как:
Суслова И.М., Паршукова Г.Б., Кудакова Г.,
Карташов Н.С., Езова С., Зайцев В.Н., Ванеев
А.Н. и др.
Объект исследования
- современный менеджер библиотечной системы.
Предмет исследования – требования к его профессионально-
Методом научного исследования является анализ опубликованных источников
Целью написания курсовой работы
является рассмотрение профессионально-
Для достижения указанной цели
решались следующие задачи: 1. Рассмотрение
роли современного менеджера в системе
управления библиотекой, в частности проанализированы
составляющие профессиональной деятельности
менеджера, его функции; 2. Изучение профессионально-
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе раскрывается понятие менеджера библиотеки, его функции и значимость в современной библиотечной системе. Во второй главе рассматривается профессиональная деятельность менеджеров в современной России, в том числе в НБ ДГУ. В заключении подводятся итоги.
ГЛАВА 1. ПРОФЕСИОНАЛЬНО – КВАЛИФИКАЦИОННАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА
1.1. Менеджер – профессиональный руководитель. Самоменеджмент
Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам библиотечной деятельности.
К современному менеджеру предъявляются в первую очередь требования высокого профессионализма и компетентности и именно в области управления. Недостаточно быть специалистом библиотечного дела. Необходимо знать закономерности и принципы управления, теорию и практику современного менеджмента, теорию организации и методы моделирования организационных структур функционирования библиотеки, формы и методы мотивации целенаправленного поведения людей в процессе библиотечного труда, современные парадигмы мотивационного управления, системный подход к проектированию маркетинговых структур в библиотеке, методы комплексного анализа библиотечной деятельности.
Деятельность современного руководителя осуществляется в социально-психологическом, организационном, правовом экономическом направлениях, каждое из которых требует совокупности основательных знаний и умений.
Менеджер, обладающий хорошими
навыками руководства:
• постоянно анализирует свою роль по
отношению к коллективу, вышестоящему
руководству, общественным организациям;
• определяет задания для сотрудников,
внимательно и глубоко анализирует основную
цель, адаптирует её к интересам конкретного
исполнителя;
• делегирует полномочия, создавая в коллективе
творческий подход к работе;
• стимулирует хорошую работу похвалой,
продвижением по службе;
• устанавливает и активно поддерживает
"обратную связь" с подчинёнными;
• умеет справляться с самыми разными
"трудными" людьми: ленивыми, злыми,
беспомощными, слишком эмоциональными
или ожесточёнными, самоуверенными или
запуганными. [27, с. 17]
Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, предполагающего и самостоятельность, и ответственность, и инициативность, а с другой – самоуправление коллектива, для чего руководителю необходимо мыслить и действовать творчески, умножая свои интеллектуальные усилия за счет коллективных сил подчиненных. Умение управлять людьми, уровень влиятельности менеджера составляет сегодня основу руководства. Поэтому он должен в совершенстве владеть социально-психологической методикой управления.
В общем объеме управления библиотекой значительное место принадлежит организационной работе менеджера. Она охватывает многие стороны управления: постановку целей и задач; обеспечения ресурсами; организацию труда, деловых контактов, контроля; прогнозирование новых направлений деятельности.
В осуществлении жизнедеятельности современной библиотеки важное место принадлежит правовому направлению (законодательные и правовые акты, налоговая политика, государственное регулирование предпринимательства).
Экономическое направление деятельности современного руководителя библиотеки включает координацию материальных и трудовых ресурсов, управление маркетингом, принятие решения о соотношении платных услуг в общем объеме библиотечного обслуживания.
Мастерство менеджера проявляется в самых разнообразных областях: наличие и способности применять конкретные знания; умение работать с широким кругом людей, определении проблемных зон в поиске альтернатив.
Современная динамичная многовариантная система взаимодействия различных управленческих структур значительно расширяет круг требований к способностям руководителя. Наиболее адекватно влияние политических, социальных, психологических изменений на личность руководителя в современном мире представили английские консультанты по управлению М.В. Вудкок и Д. Френсис. По их мнению, от умелого менеджера в настоящем и будущем требуются способность управлять собой, наличие разумных личностных ценностей и четких личностных целей, упор на постоянное саморазвитие, навык решать проблемы, восприимчивость к инновациям, умение влиять на окружающих и знание современных управленческих подходов, способность руководить, обучать подчиненных и развивать их мастерство, формировать эффективные трудовые коллективы.
Одно из главных требований к современному руководителю – наличие разумных личностных ценностей. Именно они определяют все поведение менеджера и диктуют выбор правильных, однозначных решений. Руководитель, которому не ясны его собственные личностные ценности, не имеет твердой базы для действий, склонен к принятию спонтанных решений, поэтому каждому менеджеру важно и целесообразно определить и выработать главные ценностные установки. Основой для этого служит уверенная и активная жизнедеятельная позиция, положительное и открытое отношение к окружающим.
Следующее необходимое качество – способность ставить четкие личные цели. Именно они позволяют выработать критерии, по которым руководитель может судить о важности того, что он делает, убедиться в правильности выбранного пути.
Работа менеджера предполагает высокую способность к самообразованию. Современный руководитель, будь то директор крупной библиотеки и заведующий сельским филиалом сможет эффективно выполнять свои представленческие функции лишь при условии постоянного внутреннего обучения повышения квалификации в той или иной форме.
Первоочередная обязанность руководителя – решение проблем, поэтому опыт в этой сфере является ключевым для их работы, соответствующие способности решения проблем, должен развивать в себе каждый руководитель. Умело решающего проблемы менеджера отличают: выбор методов, подходящих к определенной ситуации, использование системного, комплексного подхода, четкое определение ответственных за проблему и цели в работе каждого сотрудника, эффективное планирование, анализ, контроль, координация.
Неотъемлемая черта менеджера – творческие способности. Он может смело нарушать традиции, испытывая потребность в переменах, предпочитать новаторские решения, идти на риск. Он также ценит творческий потенциал в других людях, поддерживая совершенно новые идеи, поощряются совершенно новые предложения.
В характеристике руководителя должно присутствовать умение влиять на окружающих. Авторитет – очень сложное понятие, здесь включается такой фактор, как непосредственное влияние на окружающих, создающееся личным общением, манерой поведения, одеждой, наружностью и т.п.. Авторитетный менеджер уверен в себе, ясно излагает свои мысли, дает четкие указания, стремится быть настойчивым, прислушивается к другим, имеет убедительный внешний вид.
Следующее качество менеджера – понимание стиля и практики менеджмента. Ключ к эффективному управлению заключается в способности руководителя тщательно и углубленно анализировать ситуацию и на этой основе выбирать подходящую в данный момент философию менеджмента. Способность к свободному владению различными стилями руководства всегда привлекательна для окружающих, делает их единомышленниками менеджера, участниками решения новых сложных проблем.
Ключевой задачей управления становится обучение подчиненных и развитие их способностей. Менеджер – это по совместительству преподаватель, который создает в коллективе атмосферу, благоприятную для обучения своих сотрудников, развитие их мастерства. Высокие педагогические способности руководителя проявляются в том, что он прекрасно знает сильные и слабые стороны окружающих, дает подчиненным сложные задания и ставит перед ними цели, требующие усилий, систематически консультирует сотрудников и оценивает их потенциал.
Прямая обязанность менеджера – создание дружного, сплоченного коллектива. Руководителю библиотеки необходимо осознание важности коллективной работы, которая выступает ощутимым фактором поддержки и воодушевления. Руководитель, способный к формированию коллектива, поддерживает идеи коллективизма, правильно и умело подбирает кадры, заботится о каждом, создает оптимальный психологический климат. Чем выше уровень культуры управленческого труда руководителя, тем значительнее его влияние на социально-психологический климат.
Способности руководителя составляют второй блок его характеристик. В этом аспекте привлекает внимание книга английских консультантов по управлению Майкла Вудкока и Дэйва Френсиса «Раскрепощенный менеджер». Ее ценности в том, что личность менеджера исследована авторами в условиях нестабильности и изменчивости современного мира.
Информация о работе Современный библиотечный менеджмент: профессиональные и личные качества