Современный библиотечный менеджмент: профессиональные и личные качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях формирования открытого демократического общества и предпринимательской деятельности в России возникла объектная необходимость в отказе от таких принципов командно-бюрократического управления, как административное назначение на руководящие должности, строгая иерархия подчинение ориентация на власть, приказ, контроль, которые порождали пассивность коллектива, недооценку творчества и инициативы и низкую организационную культуру. Для изменения такого положения недостаточно отдельных улучшений, необходим поиск новых подходов. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают теория и практика современного менеджмента.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что активный интерес к менеджменту как одна из самых определённых тенденций современности отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем переходного периода.
Современный библиотекарь осознает, что наряду с производством услуг он создает внерыночные культурные ценности, и что помимо информации как рыночного продукта он осуществляет духовное воспроизводство личности. Отсюда появление по инициативе «снизу» инновационных моделей библиотек: музеев, театров, салонов и др., в деятельности которых главным ключевым словом становится «культура».

Содержание

ведение………………………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1. ПРОФЕСИОНАЛЬНО – КВАЛИФИКАЦИОННАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА……….6-16
1.1 Менеджер – профессиональный руководитель. Самоменеджмент……6-13
1.2 Функции менеджера………………………………………………………13-14
1.3 Роль руководителя в управлении современной библиотекой…………14-16
ГЛАВА 2. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКОЙ………………………………….…..17-22
2.1 Опыт управления библиотекой в современной России………………..17-20
2.2 Менеджер в НБ ДГУ……………………………………………………...20-22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23-24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………….....25-27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 101.58 Кб (Скачать файл)

Большое внимание Брагина Т.В. уделяет повышению кадрового потенциала библиотечных работников области, является председателем аттестационной комиссии библиотеки, председателем государственной комиссии Владимирского областного колледжа культуры и искусства и руководителем практики для студентов библиотечного отделения колледжа, где читает курс «Менеджмент качества».

За добросовестный и плодотворный труд Т.В. Брагина награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры, нагрудным знаком Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации «За высокие достижения».

Вислый Александр Иванович – генеральный директор Российской государственной библиотеки. В Российской государственной библиотеке работает с 1998 года – сначала помощником директора по автоматизации, затем заведующим Центром информационных технологий, с 2001 по 2009 год – заместителем генерального директора РГБ, директором по информатизации.

При участии А. Вислого в РГБ открывались залы, ориентированные на электронные технологии:

  • в 1999 году – Интернет-зал;
  • в 2000 году – Зал электронного каталога;
  • в 2001 году – Центр деловой информации;
  • в 2002 году – Зал автоматизированного обслуживания Отдела СБО;
  • в 2003 году – Центр автоматизированной записи читателей;
  • в 2004 году – около 50 виртуальных читальных залов «Электронной библиотеки диссертаций» РГБ были открыты в учреждениях науки и образования по всей территории России.

Распоряжением президента РФ он награжден почетной грамотой «За большой вклад в работу по восстановлению, сохранению и оцифровке редких и ценных изданий, хранящихся в президентских библиотеках».

Лихоманов Антон Владимирович – генеральный директор РНБ. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. Кандидат исторических наук по специальности – «Отечественная история».

С 1982 г. – сотрудник Российской национальной библиотеки: библиотекарь, заместитель директора по административно – хозяйственной работе, заведующий отделом фондов и обслуживания – главный администратор Нового здания, заместитель генерального директора по организационной деятельности. В 2000 году награжден нагрудным знаком «За достижения в культуре», медаль ордена «За услуги перед отечеством» II степени (2006).

Леонов Валерий Павлович – директор библиотеки Российской Академии наук. Он окончил Институт культуры им. Н. К. Крупской, а затем и аспирантуру и успешно защищает кандидатскую диссертацию. Докторская диссертация, защищенная В. П. Леоновым в 1987 году, была посвящена механизмам библиографического свертывания содержания научной литературы, в частности аннотированию в традиционном и автоматизированном режимах.

За двадцать лет руководства библиотекой жизненные условия поставили перед ним такие сложные задачи, на решение которых, по всем объективным обстоятельствам, должны были уйти многие годы. Перемены, происшедшие в нашей стране в последнее время, не обошли стороной и БАН. Именно в этот период такие деловые качества В. П. Леонова, как умение планировать и координировать работу, правильно подбирать кадры помогли адаптироваться к новым условиям и сохранить ядро высококвалифицированных библиотечных работников.

В. П. Леонов – заслуженный работник культуры РФ (2002), награжден юбилейной медалью «В память 300 – летия Санкт - Петербурга» (2003), медалью Комиссии по делам национального образования (Польша) (2005), дипломом и серебряной медалью в связи со 100 – летием ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) (2005), дипломом и именной медалью «200 лет Имаму Шамилю» и Международного комитета по Шамилевской премии и наградам (2006).

Это далеко не весь список выделившихся работников управления библиотечной деятельностью. В российских библиотеках немало людей, получивших профессиональную менеджерскую квалификацию, знающих реальность, имеющих немалую профессиональную подготовку, приученных к целенаправленному труду, обладающих чувством ответственности.

 

2.2 Менеджер в  НБ ДГУ

Тананыкина Лариса Валентиновна – директор научной библиотеки ДГУ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и библиографии ДГУ. Она имеет высшее библиотечное образование, закончила аспирантуру Московского государственного университета культуры и искусств, получив квалификацию педагога – исследователя. В 1998 году на базе выпускающего университета защитила диссертацию. В 2000 году стала выпускницей Первой международной летней библиотечной школы; победитель конкурса «Открытый мир» (совместный проект Библиотеки конгресса США и МК РФ, 2003 г.); финалист конкурса БиблиОбраз (Центр развития русского языка, 2003 г.) Автор 50 работ по специальности, концепции развития НБ ДГУ на 2006-2010 г. Работает над докторской диссертацией по закрепленной теме «Информационное образовательное пространство библиотеки». Работает в Научной библиотеке ДГУ работает с 1 апреля 1999 года. Исполняет обязанности директора с мая 2009 года.

С тех пор как Лариса Валентиновна вступила в права директора внесены многие кардинальные изменения в деятельности библиотеки:

    • в процедуре комплектования: не стали выставлять закупки на конкурс, пошли на покупку у единого поставщика, тем самым уменьшили риск на некачественную литературу;
    • существенно увеличились темпы компьютеризации и сетевого взаимодействия библиотеки со структурными подразделениями ДГУ, усилились темпы работы по переподготовке персонала библиотеки и обучению читателей библиотеки работе с информационными ресурсами Научной библиотеки.
    • происходит постепенный уход от накопления информации на бумажных носителях;
    • библиотека постепенно преобразовалась в интегральный информационный центр, объединяющий в себе функции и сервисы традиционной библиотеки с предоставлением информации на всех видов носителей;
    • введен мониторинг эффективности использования накапливаемых информационных ресурсов;
    • в медиатеке читатель - пользователь может получить аудио-, видеокассету, посмотреть фильм, прослушать звукозапись. Для проведения массового мероприятия библиотека представляет свою площадь (конференц-зал), необходимую аппаратуру.

К основным задачам по приоритетным направлениям развития научной библиотеки относятся:

    • улучшение информированности читателя Научной библиотеки ДГУ о размещенных в ней ресурсах;
    • развитие программно – аппаратного комплекса Научной библиотеки с целью увеличения быстродействия, стабильности работы и надежности хранения данных;
    • развитие системы предоставления статистической информации для руководства ДГУ, а также персональной статистики читателей. Эта система в настоящее время функционирует и будет развиваться в сторону увеличения количества предоставляемых отчетов и возможности их гибкой настройки и мн. др. [8,с.173-174]

Тананыкина Лариса Валентиновна ведет активную жизнь. Она побывала в библиотеках Московского государственного университета, Российского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета, Московского государственного университета культуры и искусства, Санкт – Петербургской академии культуры и искусства, Государственного университета Великого Новгорода, Тверского государственного университета, Ростовского государственного университета, Южно – Уральского государственного университета, Саранского государственного университета, Нижегородского государственного университета, в некоторых библиотеках зарубежных университетов. Она поддерживает профессиональные связи в рамках ассоциации внутри библиотечного сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В последнее десятилетие понятие «менеджер библиотеки» стало гораздо чаще и уважительнее использоваться в профессиональной терминологии. Все большее число библиотек пополняется специалистами, получившими в профессиональных высших учебных заведениях престижную менеджерскую квалификацию.

Современный менеджер выполняет следующие функции:

  • неуправленческие
  • налаживание межличностных отношений
  • информационные
  • принятие решений и многие другие.

Для выполнения этих функций к современному менеджеру предъявляются в первую очередь требования высокого профессионализма и компетентности именно в области управления. В настоящее время менеджеры обладают следующими профессиональными качествами:

  • высокая  способность к саморазвитию
  • решение проблем
  • творческие способности
  • умение влиять на окружающих
  • создание дружного, сплоченного коллектива и т.д.

Так же менеджер обладает следующими личностными качествами: уметь управлять собой, определять цели, умение формировать коллектив, иметь личные установки, характеризующие ответственность и принципиальность руководителя и в высшей степени его авторитет и влиятельность.

Перечень способностей, которыми должен обладать менеджер в нынешних условиях, несет важную психологическую нагрузки. Речь идет о самоменеджменте как необходимости руководителя правильно анализировать и оценивать собственный управленческий потенциал.

Современный менеджер – это профессионал, который с оптимизмом оценивает будущее библиотеки, умеет находить рациональные пути выхода из самых трудных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список источников по теме исследования

 

1. Официальные  документы

  1. Федеральный закон «О библиотечном деле» [Текст]//Библиотека.- 1994г.- № 3.
  2. Закон республики Дагестан «О библиотечном обслуживании населения в республике Дагестан» [Текст]//Даг. Правда.- 2005г.

 

II. Сборники, монографии, доклады, учебные пособия и справочные издания

 

  1. Библиотечная политика России: стратегия, проекты, партнеры [Текст]: материалы Всерос. совещания руководителей федерал. и регионал. библиотек, Москва, 30 ноября-2 декабря 2004 г. / [сост. Л. Н. Тихонова]; М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Рос. гос. б-ка, Рос. национальная б-ка. - М.: Пашков дом, 2005. - 224 с.
  2. Ванеев, А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика [Текст]: сборник / А. Н. Ванеев; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: Профессия, 2004. - 368 с.
  3. Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность [Текст]: лекции / М.Я.Дворкина. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств: Профиздат, 2002. - 44с.
  4. Езова, С.А. Культура общения библиотекарей [Текст]: учебно-методическое пособие / С.А. Езова. - М.: ЛИБЕРЕЯ, 2004. - 144 с.
  5. Зайцев, В.Н. Библиотечная сфера в период преобразований: Факты, события, люди, размышление руководителя [Текст]/ В. Н. Зайцев. – М.: ЛИБЕРИЯ, 2006. – 200 с.
  6. Паршукова, Г. Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности [Текст]: учебно-метод. пособие / Г. Б. Паршукова; СО РАН, Гос. публичная научно-техн. б-ка. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004. - 187 с.
  7. Пашин, А. И. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления [Текст]: учебно-методическое пособие / А. И. Пашин. - М.: Либерия-Бибинформ, 2005. - 96 с.
  8. Управление библиотекой [Текст]: учебно-практ. пособие / сост. С.А. Аверьянов, А.Н. Ванеев, В.Г. Горев и др.; науч. ред. А.Н. Ванеев. Ж.С. Шадрина. - СПб.: Профессия, 2005. - 302 с.
  9. Рубакин, Н. А. Библиологическая психология [Текст] / Н. А. Рубакин. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 800 с.
  10. Суслова, И.М. Менеджер библиотеки: требование к профессии и личности [Текст]- 2-е изд., дораб и доп. / И. М. Суслова. – М.: Профиздат: МГУКИ, 2001. – 132 с.
  11. Суслова, И.М. Менеджмент в современной библиотеке [Текст]: Научно-методическое пособие / И. М. Суслова, В.В. Кармовский. – М.: Издательство «ЛИБЕРИЯ», 2004. – 176 с.
  12. Управление персоналом организации [Текст]: учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 512 с.
  13. Фонотов, Г. П. Таков он, библиотекарь [Текст] : Популярная беседа в форме диалога для библиотекарей и не только…/ Г. П. Фонотов. - М.: Либерея, 2001. - 173с.

 

III. Статьи

 

  1. Борцова, Н.Н. Библиотека - корпорация - информационное общество: Трансформация библиотек в эпоху цифровых коммуникаций [Текст] / Н.Н. Борцова, Л.В. Федореева // Библиотеки учебных заведений. - 2006. - № 17. - С. 24-33.
  2. Езова, С.А. Поликомпетенции библиотечного специалиста [Тескт] / С. Езова // Библиотечное дело. - 2005. - № 9. - С. 33-34.
  3. Езова, С. Золотое правило этики [Тескт] / С. Езова // Библиотечное дело. – 2006 - № 3. С. 40-41.
  4. Езова, С. Личность специалиста. Главные составляющие [Тескт] / С. Езова // Библиотечное дело. – 2006 - № 6. С. 9-10.
  5. Карташов, Н.С. Основные направления и объекты анализа системы библиотечного управления [Тескт] / Н.С. Карташов // Науч. и техн. б-ки. - 2002. - № 7. - С. 16-28.
  6. Качанова, Е. Ю. Инновации в библиотеках [Тескт] : практическое пособие / Е. Ю. Качанова. - СПб.: Профессия, 2003. - 318 с.
  7. Кудакова, Г. Требуются не подмастерья, а мастера [Тескт] / Г. Кудакова // Библиотека. – 2007. - № 5. С. 64-66.
  8. Окладникова, А.В. Современная библиотека: состояние и перспективы [Тескт] / А.В. Окладникова // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2006. - № 4. - С. 394-405.
  9. Полтавская, Е.И. Объект и предмет «библиотековедения»: анализ проблемы в начале XXI века:[Электронный ресурс] / Е.И. Полтавская / EastView. – 2007.– Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/sourcle.jsp?id=11594978.
  10. Смирнова, Н.А. Авторское право в библиотечном деле [Тескт] / Н.А. Смирнова // Науч. и техн. б-ки. - 2006. - № 3. - С. 49-53.
  11. Соколов, А.В. Уроки библиотечного демократического движения в России [Электронный ресурс]/ А.В. Соколов / EastView. – 2006. – Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/sourcle.jsp?id=10057845.
  12. Сулейменко, С.И. Управление библиотекой: стратегия развития [Тескт] / С.И. Сулейменко, К.Л. Борисова // Библиотеки учебных заведений. - 2003. - № 6. - С. 17-35.
  13. Суслова, И.М. Библиотечный менеджмент: полемика и реальность [Тескт] / И.М. Суслова, В.В. Кармовский // Науч. и техн. б-ки. - 2003. - № 11. - С. 5-18.
  14. Тананыкина, Л.В. Программа развития Научной библиотеки ДГУ на период 2010-2015 гг., обеспечивающая и ее дальнейшую интеграцию в культурно- образовательное пространство Северного Кавказа [Текст]:материалы Всероссийской научно – практической конференции 20 октября 2011 г./ Л.В. Тананыкина// М-во образования и науки РФ ДГУ , факультет культуры, кафедра библиотековедения и библиографии. – Махачкала: ДГУ, 2011.- 192с.

Информация о работе Современный библиотечный менеджмент: профессиональные и личные качества