Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 11:00, курсовая работа
В условиях формирования открытого демократического общества и предпринимательской деятельности в России возникла объектная необходимость в отказе от таких принципов командно-бюрократического управления, как административное назначение на руководящие должности, строгая иерархия подчинение ориентация на власть, приказ, контроль, которые порождали пассивность коллектива, недооценку творчества и инициативы и низкую организационную культуру. Для изменения такого положения недостаточно отдельных улучшений, необходим поиск новых подходов. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают теория и практика современного менеджмента.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что активный интерес к менеджменту как одна из самых определённых тенденций современности отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем переходного периода.
Современный библиотекарь осознает, что наряду с производством услуг он создает внерыночные культурные ценности, и что помимо информации как рыночного продукта он осуществляет духовное воспроизводство личности. Отсюда появление по инициативе «снизу» инновационных моделей библиотек: музеев, театров, салонов и др., в деятельности которых главным ключевым словом становится «культура».
ведение………………………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1. ПРОФЕСИОНАЛЬНО – КВАЛИФИКАЦИОННАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА……….6-16
1.1 Менеджер – профессиональный руководитель. Самоменеджмент……6-13
1.2 Функции менеджера………………………………………………………13-14
1.3 Роль руководителя в управлении современной библиотекой…………14-16
ГЛАВА 2. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКОЙ………………………………….…..17-22
2.1 Опыт управления библиотекой в современной России………………..17-20
2.2 Менеджер в НБ ДГУ……………………………………………………...20-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23-24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………….....25-27
Большое внимание Брагина Т.В. уделяет повышению кадрового потенциала библиотечных работников области, является председателем аттестационной комиссии библиотеки, председателем государственной комиссии Владимирского областного колледжа культуры и искусства и руководителем практики для студентов библиотечного отделения колледжа, где читает курс «Менеджмент качества».
За добросовестный и плодотворный труд Т.В. Брагина награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры, нагрудным знаком Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации «За высокие достижения».
Вислый Александр Иванович – генеральный директор Российской государственной библиотеки. В Российской государственной библиотеке работает с 1998 года – сначала помощником директора по автоматизации, затем заведующим Центром информационных технологий, с 2001 по 2009 год – заместителем генерального директора РГБ, директором по информатизации.
При участии А. Вислого в РГБ открывались залы, ориентированные на электронные технологии:
Распоряжением президента РФ он награжден почетной грамотой «За большой вклад в работу по восстановлению, сохранению и оцифровке редких и ценных изданий, хранящихся в президентских библиотеках».
Лихоманов Антон Владимирович – генеральный директор РНБ. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. Кандидат исторических наук по специальности – «Отечественная история».
С 1982 г. – сотрудник Российской национальной библиотеки: библиотекарь, заместитель директора по административно – хозяйственной работе, заведующий отделом фондов и обслуживания – главный администратор Нового здания, заместитель генерального директора по организационной деятельности. В 2000 году награжден нагрудным знаком «За достижения в культуре», медаль ордена «За услуги перед отечеством» II степени (2006).
Леонов Валерий Павлович – директор библиотеки Российской Академии наук. Он окончил Институт культуры им. Н. К. Крупской, а затем и аспирантуру и успешно защищает кандидатскую диссертацию. Докторская диссертация, защищенная В. П. Леоновым в 1987 году, была посвящена механизмам библиографического свертывания содержания научной литературы, в частности аннотированию в традиционном и автоматизированном режимах.
За двадцать лет руководства библиотекой жизненные условия поставили перед ним такие сложные задачи, на решение которых, по всем объективным обстоятельствам, должны были уйти многие годы. Перемены, происшедшие в нашей стране в последнее время, не обошли стороной и БАН. Именно в этот период такие деловые качества В. П. Леонова, как умение планировать и координировать работу, правильно подбирать кадры помогли адаптироваться к новым условиям и сохранить ядро высококвалифицированных библиотечных работников.
В. П. Леонов – заслуженный работник культуры РФ (2002), награжден юбилейной медалью «В память 300 – летия Санкт - Петербурга» (2003), медалью Комиссии по делам национального образования (Польша) (2005), дипломом и серебряной медалью в связи со 100 – летием ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) (2005), дипломом и именной медалью «200 лет Имаму Шамилю» и Международного комитета по Шамилевской премии и наградам (2006).
Это далеко не весь список выделившихся работников управления библиотечной деятельностью. В российских библиотеках немало людей, получивших профессиональную менеджерскую квалификацию, знающих реальность, имеющих немалую профессиональную подготовку, приученных к целенаправленному труду, обладающих чувством ответственности.
2.2 Менеджер в НБ ДГУ
Тананыкина Лариса Валентиновна – директор научной библиотеки ДГУ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и библиографии ДГУ. Она имеет высшее библиотечное образование, закончила аспирантуру Московского государственного университета культуры и искусств, получив квалификацию педагога – исследователя. В 1998 году на базе выпускающего университета защитила диссертацию. В 2000 году стала выпускницей Первой международной летней библиотечной школы; победитель конкурса «Открытый мир» (совместный проект Библиотеки конгресса США и МК РФ, 2003 г.); финалист конкурса БиблиОбраз (Центр развития русского языка, 2003 г.) Автор 50 работ по специальности, концепции развития НБ ДГУ на 2006-2010 г. Работает над докторской диссертацией по закрепленной теме «Информационное образовательное пространство библиотеки». Работает в Научной библиотеке ДГУ работает с 1 апреля 1999 года. Исполняет обязанности директора с мая 2009 года.
С тех пор как Лариса Валентиновна вступила в права директора внесены многие кардинальные изменения в деятельности библиотеки:
К основным задачам по приоритетным направлениям развития научной библиотеки относятся:
Тананыкина Лариса Валентиновна ведет активную жизнь. Она побывала в библиотеках Московского государственного университета, Российского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета, Московского государственного университета культуры и искусства, Санкт – Петербургской академии культуры и искусства, Государственного университета Великого Новгорода, Тверского государственного университета, Ростовского государственного университета, Южно – Уральского государственного университета, Саранского государственного университета, Нижегородского государственного университета, в некоторых библиотеках зарубежных университетов. Она поддерживает профессиональные связи в рамках ассоциации внутри библиотечного сообщества.
Заключение
В последнее десятилетие понятие «менеджер библиотеки» стало гораздо чаще и уважительнее использоваться в профессиональной терминологии. Все большее число библиотек пополняется специалистами, получившими в профессиональных высших учебных заведениях престижную менеджерскую квалификацию.
Современный менеджер выполняет следующие функции:
Для выполнения этих функций к современному менеджеру предъявляются в первую очередь требования высокого профессионализма и компетентности именно в области управления. В настоящее время менеджеры обладают следующими профессиональными качествами:
Так же менеджер обладает следующими личностными качествами: уметь управлять собой, определять цели, умение формировать коллектив, иметь личные установки, характеризующие ответственность и принципиальность руководителя и в высшей степени его авторитет и влиятельность.
Перечень способностей, которыми должен обладать менеджер в нынешних условиях, несет важную психологическую нагрузки. Речь идет о самоменеджменте как необходимости руководителя правильно анализировать и оценивать собственный управленческий потенциал.
Современный менеджер – это профессионал, который с оптимизмом оценивает будущее библиотеки, умеет находить рациональные пути выхода из самых трудных ситуаций.
Библиографический список источников по теме исследования
1. Официальные документы
II. Сборники, монографии, доклады, учебные пособия и справочные издания
III. Статьи
Информация о работе Современный библиотечный менеджмент: профессиональные и личные качества