Согласно точке зрения
авторов модели, имеется пять стилей
руководства, которые может использовать
руководитель в зависимости от того, в какой степени
подчиненным разрешается участвовать
в принятии решении:
Вы сами решаете проблему,
используя собственную информацию.
Вы получаете необходимую информацию
от своих подчиненных и затем сами решаете
проблему. Получая информацию, вы можете сказать или не сказать
своим подчиненным, в чем состоит проблема.
Роль ваших подчиненных в принятии решений
(представление необходимой информации,
а не поиск и оценка альтернативных решений).
Вы излагаете проблему
индивидуально тем подчиненным, кого это касается и выслушиваете
их идеи и предложения, но не собираете
их вместе в одну группу. Затем вы принимаете
решение, которое отражает или не отражает
влияние ваших подчиненных.
Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных,
и весь коллектив
выслушивает все идеи и предложения. Затем
вы принимаете решение, которое отражает
или не отражает влияние ваших подчиненных.
Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных.
Все вместе вы находите и оцениваете альтернативы
и пытаетесь достичь согласия касательно
выбора альтернативы. Ваша роль схожа
с председательской. Вы не пытаетесь влиять
на группу, чтобы она приняла “ваше” решение,
а хотите принять и выполнить любое решение,
которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.21
Руководитель, который
хочет работать как можно более эффективно,
получить все, что можно от подчиненных,
не может позволить себе применять какой-то
один стиль руководства на протяжении
всей своей карьеры. Скорее руководитель
должен научиться пользоваться всеми
стилями, методами и типами влияния, наиболее
подходящими для конкретной ситуации.
Сейчас стало ясно,
что самым эффективным стилем
в сегодняшнем быстро меняющемся
мире является стиль адаптивный, или
то, что Арджирис назвал стилем, ориентированным
на реальность.
2.3. Современные тенденции в изучении феномена лидерства
В последнее время
появляются труды российских ученых,
затрагивающие проблемы лидерства.
Изучение проблемы лидерства необходимо
для выработки методов эффективного
руководства, отбора и формирования
лидеров. Проблемы лидерства на данный момент стоят довольно
остро, и поэтому большое значение имеет
изучение феномена лидерства. Обратимся
к анализу концепций личности руководителя,
в результате которого установлено наличие
разнообразных подходов к разработке
теоретической модели развития личности
и эффективности управленческой деятельности
руководителя. В настоящее время существуют
различные подходы к изучению личности
лидера (руководителя): 22
1. Коллекционный подход основан на следующих
представлениях. Руководитель должен
обладать особыми личностными качествами,
которые обеспечивают успешность управленческой
деятельности. Кроме этого может быть
определен перечень этих качеств для конкретной
должности. Типичные системы оценки руководителей,
основанные на данном подходе, содержат
наборы профессионально значимых качеств.
В структуре личностных свойств руководителя
выделяются четыре подструктуры: управленческие
способности, политические качества, профессиональные
качества, организаторские качества. Этот
подход имеет свои ограничения. Представления
о личности руководителя как о наборе
качеств, связанных с успешностью деятельности
через весовые коэффициенты, не способствовало
анализу ее динамических характеристик.
Возможность развития личности лишь констатировалась,
и предполагалось, что оно происходит
как простое изменение отдельных качеств,
изолированных свойств. Абстрактность
понимания качеств руководителя, их неувязка
с теми или иными управленческими ситуациями,
субъективизм выделения и понимания профессионально
важных качеств, отсутствие разграничения
общих качеств от специфических, присущих
руководителю как личности, тоже явились
определенным недостатком.
2. Конкурентный подход предполагает наличие
у руководителей особых, личностных свойств
или определенного уровня развития общих
свойств, отличающих их от других людей.
Поиск этих личностных свойств осуществляется
путем сравнения группы руководителей
и людей, не относящихся к этой категории,
успешных и неуспешных руководителей
различных должностных уровней. В структуре
личности руководителя выделяются административно-организаторские
умения, морально-этические характеристики,
качества ума, профессиональные умения,
социальную направленность, мотивацию.
При анализе структуры качеств личности
руководителя оценке подвергаются, в первую
очередь, специальные свойства личности
и их подструктуры, так как именно они
исключительно важны для выполнения управленческой
деятельности. Специальная структура
включает те качества, которые отличают
эффективного руководителя от неэффективного.
Интерпретация выявленных различий может
быть связана с существенными трудностями:
причинами различий могут быть как специальный
отбор, так и формирование личностных
новообразований, обусловленных особенностями
деятельности или системным окружением,
профессиональная деформация. Следовательно,
вместо профессиональных качеств исследователи
могут выявлять особенности критериев
отбора руководителей или условия их формирования.
3. Парциальный
подход сформирован в ходе практической
деятельности психологов и предполагает
коррекцию личностных способов ориентации
в среде. Формирование личности руководителя
опосредованно связано с отработкой отдельных
операций и действий, включенных в управленческую
деятельность, с психокоррекцией системы
отношений. При этом особое внимание уделяется
исследованию развития мышления и созданию
алгоритмов решения управленческих задач.
4. Инженерно-психологический
подход рассматривает руководителя как
лицо, принимающее решение. В этом подходе
ограничиваются изучением психологических
процессов переработки руководителем
информации и его индивидуальных особенностей,
проявляющихся в управленческой деятельности.
5. Рефлексивно-ценностный
подход изучает личность руководителя
через формирование у него рефлексивно-ценностной
концепции управления. Способность руководителя
к интеграции проявляется в формировании,
осмыслении и самокоррекции его собственной
управленческой концепции, которая состоит
из ряда взаимопересекающихся концептуальных
моделей деятельности. Ее элементами являются:
стратегические замыслы; экономические
показатели; проблемы, возникающие при
выполнении показателей; причины возникновения
проблем; управленческие средства устранения
причин; функциональные единицы, реализующие
эти средства; информация о состоянии
деятельности.
6. В социально-психологическом подходе
разработаны и эмпирически доказаны различные
модели личности руководителя производственной
организации, изучено влияние личности
руководителя на эффективность управленческой
деятельности, организаторский потенциал
и направленность руководителя, прогнозирование
профессионального развития, управленческое
взаимодействие и воздействие, социально-перцептивные
процессы в управлении; ролевые конфликты
и социально-психологическая ориентировка.
7. Ситуационно-комплексный
подход рассматривает движущие силы развития
личности руководителя в различных управленческих
ситуациях и жизненных событиях. Для изучения
механизмов развития личности руководителя
выделяются комплексное (оценка деятельности
во всем объеме ее функций) и локальное
(оценка одной функции) прогнозирование
и экспрессивное оценивание.
8. Анализ влияния отдельных факторов и
условий на развитие личности руководителя
в управленческой деятельности предполагает
факторный подход. Исследователи изучают
группы факторов. К первой группе относят
ситуационные и институционализированные,
которые включают в себя производственные,
организационные и социальные условия.
Эффективность развития личности в управленческой
деятельности руководителя связывают
со структурой и задачами организаций,
периодом ее существования и размерами,
типом организации. Существенное значение
имеют такие переменные, как система коммуникаций,
иерархия власти, масштаб контроля, характер
информационного обеспечения, система
ценностей организации, используемая
технология. Однако, результаты исследования
влияния ситуационных факторов часто
интерпретируются в их связи с эффективностью
управленческой деятельности, при этом
не рассматриваются внутренние механизмы.
К индивидуальным факторам развития личности
руководителя относятся личностные предпосылки
и демографические переменные. Выделяются
факторы, имеющие первостепенное значение
для развития. К ним относят: адаптационную
мобильность, контактность, фактор интеграции
социальных функций, ролей и лидерство,
уровень подготовки и объем знаний. 9. Функциональный
подход реализован в исследовании деятельности
мастеров и начальников цехов производственных
организаций. Опираясь на разработанную
динамическую функциональную структуру
личности руководителя , где основными
подструктурами стали психофизиологическая,
психологическая, социальная, было предложено
выделить общую и специальную структуру
личности. Если общей можно считать эту
трехкомпонентную структуру, то специальной
структурой личности руководителя являются
следующие подструктуры: идейно-политические
качества, профессиональная компетентность
руководителя, организаторские и педагогические
способности, морально-этические качества.
Сочетание указанных выше подструктур
личности определяет типологию и личностное
своеобразие. 10.
Имиджевый подход изучает индивидуально-личностные
качества и создание технологий формирования
имиджа руководителя, соответствующего
сознательным и бессознательным потребностям
той или иной социальной группы. Выделяются
основные индивидуально-личностные качества,
которые должен демонстрировать для своего
успеха руководитель: сила, щедрость, справедливость,
властность, доброта. Недостаток данного
подхода заключается в том, что, создавая
образ идеального руководителя, уделяется
внимание только внешним характеристикам.
11. В условиях изменения
форм собственности формируется экономико-психологический
подход к изучению психологических закономерностей
экономического поведения различных типов
руководителей. Обращается внимание на
разработку структуры личности руководителя,
его ценностные и экономические ориентации;
мотивацию и ответственность, деловую
активность, субъективный экономический
статус, психосоциальную идентификацию,
представления о феномене доверия, личностные
качества, самооценки и отношение к изменению
формы собственности.
12. Интегративный подход
предусматривает выявление глубинных психологических механизмов, интегрирующих
личность и деятельность руководителей.
Особенности управленческой деятельности
конкретного руководителя определяются
интегрально-функциональными качествами,
общей интегральной способностью к руководству,
Я-концепцией, особенностями профессионального
самосознания. Относящейся к интегративному
подходу является концепция силы личности.
Как системообразующий фактор рассматривается
сила личности, включающая чувство ответственности,
уверенность в собственных силах, стремление
к руководству и лидерству, умение убеждать
и общественную активность. Чувство внутренней
согласованности, определяющее силу личности
руководителя, основывается на самовосприятии,
самопредставлении, моделях и эталонах
управленческой деятельности. Следствием
этого уровня согласованности является
убежденность руководителя в своей способности
достичь поставленных целей – Я-эффективность.
Сила личности руководителя, базирующаяся
на чувстве внутренней согласованности,
определяет когнитивные, мотивационные
и аффективные процессы. Осуществленный анализ вышеуказанных
подходов к разработке концепций личности
руководителя показывает, что анализируемые
подходы основаны на авторском представлении
о структуре личности, механизмах ее изменения
и психологических требованиях к руководителю.
Существенное влияние на методологию
разработки структуры личности руководителя
оказали классические модели личности,
построенные Б.Г. Ананьевым, А.Г. Ковалевым,
В.С. Мерлиным, В.Н. Мясищевым, К.К. Платоновым,
Н.И. Рейнвальд, С.Л. Рубинштейном и Л.И.
Уманским. Современный этап изучения личности
руководителя характеризуется переходом
от описательных моделей к интегральным,
когда на смену разрозненным исследованиям
приходят обобщающие концепции личности
с более последовательным описанием управленческого
развития руководителя и поиском интегральной
основы его структуры личности.23 Данная
глава дает понятие об основных подходах
к лидерству в менеджменте, дает характеристику
основополагающих теорий поведенческого
и ситуационных подходов, а также, содержит
ряд инновационных подходов к проблеме
лидерства в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы лидерства являются
ключевыми для достижения организационной
эффективности.
С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие
определенного
набора качеств, приписываемых тем,
кто успешно оказывает
влияние или
воздействует на других, с другой, лидерство
- это процесс
преимущественно
не силового воздействия в направлении
достижения группой или организацией своих целей.
Лидерство как
тип отношений управления отлично
от собственно управления и строится
больше на отношении типа «лидер - последователь»,
чем «начальник -подчиненный». Не любой
менеджер использует лидерство в
своем поведении.
Продуктивный
менеджер не обязательно является эффективным
лидером, и наоборот. Успех в управлении
не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению
лидерства различаются комбинацией
трех основных
переменных, привлекающих
внимание исследователей по сей день:
лидерские качества, лидерское поведение
и ситуация, в которой действует лидер.
Важную роль при этом играют характеристики
и поведение последователей. Каждый из
подходов предлагает свое решение проблемы
эффективного лидерства.
Ранние традиционные концепции
предлагали определять эффективное лидерство
на основе либо качеств лидера, либо образцов
его поведения. Ситуационность в этих
случаях во внимание не принималась. Эти
концепции в конечном счете утонули в
бесконечном множестве выявленных качеств
и образцов поведения, так и не создав
завершенной теории.
Подходы основанные на ситуационности
лидерства, предлагали объяснять эффективность
лидерства через различные ситуационные
переменные, т.е. через влияние внешних
факторов, не принимая при этом во внимание
лидера как личность. Новые концепции
попытались объединить преимущества и
достижения как традиционного, так и ситуационных
подходов. В своих выводах эти концепции
основываются на анализе лидерского характера
и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.
Новые подходы концентрируют
свое внимание на способности лидера создать
новое видение решения проблемы и, используя
свою харизму, передать ее значение последователям
таким образом, чтобы это вдохновило и
вызвало у них энтузиазм к осуществлению
действий по достижению целей.
В данной курсовой работе было рассмотрено
понятие лидерство, его сущность и основные
подходы к нему. Поставленная цель выполнена,
задачи воплощены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Антонов Н.Г., Пессель М.А, Менеджмент: Учебник. М., 2003.
- Балашов
В. Г. «Лидерство», Дело АНХ, 2009
- Бояцис Ричард, Григорьева В.,
Лисова Н. И. «Действенное лидерство», Альпина Бизнес Букс, 2008
- Б.Келлерман "Обновленное лидерство", Аэроплан, 2007
- Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М: Знание, 2001.
- В поисках совершенства. Томас Дж. Питерс, Роберт Х. Уотерман-мл. Вильямс, 2005 .
- Герчикова И. Н. "Менеджмент", М-2004
- Джон Адаир «О менеджменте и лидерстве», Альпина бизнес бук, 2006
- Друкер П. Эффективный управляющий. - М.,2001.
- "Карьера менеджера", Минск, "Парадокс", 2006
- Камаев В.Д. Учебник по основам управления. М.: Владос. 2001.
- Кравченко А.И. История менеджмента. М. 2002
- Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. М., «Аспект Пресс», 1999.
- Максвелл Дж.21 неопровержимый закон лидерства. - М., 2002.
- Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1999.
- Н.А. Никифорова Управление персоналом. – М.,2008
- Роздил К. «Лидерство в менеджменте», Предприниматель, 2004
- Розанова В.Н. Лидерство и руководство в антикризисном управлении . // Управление персоналом .-2000.-№6.
- Социология управления: Фундаментальный курс учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 3 изд., 2006.
- Филонович С. Р. «Теории лидерства в менеджменте», Российский журнал менеджмента, №2, 2003
- Штайрер Й. Харизма руководителя и управленческие архетипы // Проблемы теории и практики управления. 2001. №4.
- Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2002.
1 Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого
лидерства. М. 2002.
2 Роздил К. «Лидерство в менеджменте», Предприниматель, 2004
3 Розанова В.Н. Лидерство и руководство
в антикризисном управлении // Управление
персоналом .-2000.-№6.
4 Кравченко А.И. История менеджмента.
М. 2002
5 Джон Адаир «О менеджменте и лидерстве», Альпина бизнес бук, 2006
6 Кричевский Р.Л., Если Вы – руководитель.
М.: Издательство «Дело», 1998.
7 Таранов П.С. Золотая книга руководителя.
М., 2002.
8 Штайрер Й. Харизма руководителя и управленческие
архетипы // Проблемы теории и практики
управления. 2001. №4.
9 Социология управления: Фундаментальный
курс учебное пособие для студентов высших
учебных заведений – 3 изд., 2006.
10 Пугачев В.П. Руководство персоналом
организации. М. 2002.
11 Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство
как структурный феномен. М., «Аспект Пресс»,
1999.
12 Камаев В.Д. Учебник по основам управления.
М.: Владос. 2001.
13 Максвелл Дж.21 неопровержимый закон
лидерства. - М., 2002.
14 Друкер П. Эффективный управляющий. -
М.,2001.
15Вебер М. Основные социологические понятия
//Западно-европейская социология ХIX-начала
ХХ веков. - М., 1996.
16 В поисках совершенства. Томас Дж. Питерс,
Роберт Х. Уотерман-мл. Вильямс, 2005 .
17 Розанова В.Н. Лидерство и руководство
в антикризисном управлении . // Управление
персоналом .-2000.-№6.
18 Антонов Н.Г., Пессель М.А, Менеджмент:
Учебник. М., 2003.
19 Бункина М.К. Теория управления: Учебное
пособие. М: ДИС, 2001.
20 Антонов Н.Г., Пессель М.А, Менеджмент:
Учебник. М., 2003.
21 Бункина М.К. Теория управления: Учебное
пособие. М: ДИС, 2001.
22
Роздил К. «Лидерство в менеджменте», Предприниматель,
2004
23
Антонов Н.Г., Пессель М.А, Менеджмент: Учебник.
М., 2003.