Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 09:20, дипломная работа
Основная цель аттестационной работы состоит в разработке конкретных предложений по совершенствованию путей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (на примере Челябинской области).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности;
Проанализировать основные показатели экономической безопасности Российской Федерации на примере Челябинской области;
Выявить основные тенденции социально-экономического развития РФ;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
4
1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………
7
1.1
Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности……
7
1.2
Основные показатели экономической безопасности национальной экономики……………………………………………
16
1.3
Механизм обеспечения экономической безопасности страны……
20
2
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………….
27
2.1
Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса……………………………………
27
2.2
Факторы и условия социально-экономического развития Челябинской области………………………………………………...
32
2.3
Основные проблемы обеспечения экономической безопасности Челябинской области……………………………………………….
39
3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ………………..
43
3.1
Основные пути обеспечения экономической безопасности Челябинской области………………………………………………...
43
3.2
Оценка эффективности предложенных направлений……………...
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….
Поскольку используемые в настоящее время в научной литературе пороговые показатели экономической безопасности как правило представляют собой некие усредненные расчеты по большой группе наиболее развитых стран мира, необходимо отметить, что в связи с этим данные предельные значения не могут быть универсальными не только применительно к России, но и к другим странам.
Поэтому их использование при сравнении с цифрами по нашей стране в настоящее время имеет характер набора индикаторов, сигнализирующих о динамике и масштабах отставания по тем или иным позициям.
Для обеспечения приемлемого уровня экономической безопасности общества, страны, прежде всего необходимо наличие политической воли государства на принятие и, что не менее важно, исполнение решений, направленных на подъем экономики, структурные преобразования, стимулирование экономического роста, повышение благосостояния народа. В таблице 1.2 представлены показатели экономической безопасности.
Таблица 1.2 – Показатели экономической безопасности [46]
Показатели |
Пороговые значения |
Фактически |
Соотношение |
Объем валового внутреннего продукта: | |||
в целом от среднего по «семерке», % |
75 |
29 |
0,39 |
на душу населения от среднего по «семерке», % |
50 |
19 |
0,38 |
на душу населения от среднемирового, % |
100 |
25 |
0,25 |
Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, % |
70 |
50 |
0,71 |
Доля в промышленном производстве машиностроения, % |
20 |
17 |
0,85 |
Объемы инвестиций в % от ВВП |
25 |
16 |
0,64 |
Расходы на научные исследования в % от ВВП |
2 |
0,7 |
0,32 |
Продолжение таблицы 1.2
Доля новых видов продукции в общем объеме продукции машиностроения,% |
6 |
2,6 |
0,43 |
Доля людей с доходами меньше прожиточного минимума, % |
7 |
20 |
0,29 |
Продолжительность жизни населения (лет) |
70 |
65 |
0,93 |
Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных групп (раз) |
8 |
12,8 |
0,63 |
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. жителей) |
5000 |
6000 |
0,83 |
Уровень безработицы по методологии МОТ, % |
7 |
9,3 |
0,75 |
Уровень инфляции за год, % |
20 |
22 |
1,10 |
Объем внутреннего долга в % к ВВП за сопоставимый период времени |
20 |
21 |
0,95 |
Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к налоговым поступлениям в бюджет |
25 |
100 |
0,25 |
Объем внешнего долга в % к ВВП |
25 |
28 |
0,90 |
Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета, % |
30 |
48 |
0,63 |
Дефицит бюджета в % к ВВП |
5 |
3,5 |
1,40 |
Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте, % |
10 |
50 |
0,20 |
Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей, % |
25 |
100 |
0,25 |
Денежная масса (М2) в % к ВВП |
50 |
12 |
0,24 |
Доля импорта во внутреннем потреблении, % |
30 |
53 |
0,56 |
в том числе продовольствие, % |
25 |
30 |
0,83 |
Дифференциация субъектов РФ по прожиточному минимуму (раз) |
1,5 |
5 |
0,30 |
Эти вопросы в основном являются предметом собственно теорий экономического роста. Адекватное времени и состоянию экономики применение таких теорий создает предпосылки для процветания. Однако, общество неизбежно сталкивается с рядом обстоятельств, игнорировать которые в процессе развития невозможно. Одними из них и являются угрозы экономической безопасности, требующие определенных корректировок и издержек в процессе реализации экономических программ.
П. Самуэльсон замечал, что в той мере, в какой государственное планирование развития может лучше распознавать долговременные тенденции, чем это в состоянии сделать свободный рынок, различные виды государственного вмешательства могут оказаться благотворными [46].
Для успешной реализации данного положения государство в плане обеспечения экономической безопасности должно выполнить два принципиальных условия:
- оценить существующее положение, характер угроз и выработать научно обоснованную линию поведения; причем эту работу, в свою очередь, как было показано, требуется вести в двух связанных плоскостях: учитывая общемировые процессы и возможные угрозы (в том числе и не прямые), и собственно внутренние;
- выстроить в рамках государственного управления механизм практического проведения выбранной политики в жизнь.
Основополагающим документом, касающимся сферы безопасности страны и общества в целом является Закон РФ от 05 марта 1992 г. «О безопасности», в котором определено, что безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Вопросы, касающиеся обеспечения экономической безопасности общества, и их решение должны предупредить ту ситуацию, при которой цена, заплаченная за быстрый экономический рост в ближайшей перспективе, может оказаться в последующем выше интересов личности, народа, страны.
Таким образом, исследование основных показателей экономической безопасности показало следующее. Показатели экономической безопасности – это наиболее значимые параметры, которые характеризуют состояние экономической системы страны, ее устойчивость, потенциал роста. Основными показателями экономической безопасности являются: достигнутый уровень ВВП (как в абсолютном размере, так и особенно удельный), структура экономики, в том числе характеристика технологического уровня, структура внешней торговли, расходы на образование, науку, НИОКР, цифры по качеству жизни населения, размеры внутреннего и внешнего долга, и многие другие. Для обеспечения приемлемого уровня экономической безопасности общества, страны, прежде всего необходимо наличие политической воли государства на принятие и, что не менее важно, исполнение решений, направленных на подъем экономики, структурные преобразования, стимулирование экономического роста, повышение благосостояния народа.
1.3 Механизм обеспечения
В последние десятилетия в России отмечались и отмечаются деструктивные и кризисные явления практически во всех сферах жизни и деятельности общества [8, с. 4]:
– сокращение объемов производства;
– рост доли сырьевых отраслей в структуре экспорта;
– наращивание импорта товаров народного потребления, продуктов питания;
– китаизация экономики;
– рост зависимости национальной экономики от экономик зарубежных стран, конъюнктуры мирового рынка товаров и услуг.
Все это сказывается на экономической безопасности России, которая нуждается в выработке комплекса защитных мер, а также механизма ее обеспечения.
Для повышения экономической безопасности страны и регионов необходима разработка соответствующего механизма ее обеспечения. Он представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз и включает следующие элементы [16]:
– объективный и всесторонний мониторинг состояния экономики и общества в целях выявления, прогнозирования и предупреждения угроз экономической безопасности;
– выработку пороговых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и конфликтам;
– деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
Главной целью механизма обеспечения экономической безопасности, по нашему мнению, является создание комплекса оптимальных условий для жизнедеятельности и развития индивида, социально-экономической и военно-политической стабильности российского общества, сохранения целостности и государственности России, противостояния воздействию внутренних и внешних угроз.
Для этого необходимо выработать государственную стратегию обеспечения экономической безопасности. Она должна быть ориентирована на защиту населения страны, а также на сохранение и рост образовательного, научно-технического и производственного потенциала.
Стратегическая цель механизма обеспечения экономической безопасности России в современных условиях обеспечивает и весь спектр его задач и функций.
К наиболее важным задачам механизма обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации, согласно разделяемой нами позиции М. А. Шевченко, относятся следующие:
– регулирование (правовое, таможенное, организационное, экономическое и т.д.) развития внешней торговли и внешнеэкономических связей с учетом стратегических интересов России в условиях глобализации и интеграции в мировое экономическое пространство;
– совершенствование отраслевой структуры внешней торговли путем развития экспортного потенциала и проведения политики импортозамещения с последующим вытеснением с рынка продукции из развивающихся стран и борьбой с китаизацией экономики страны;
– поддержка отечественных производителей высокотехнологичных товаров, а также стимулирование их экспортной деятельности с целью вывода наиболее конкурентоспособной продукции на мировые рынки, а также последующего укрепления ее позиций;
– повышение эффективности деятельности государственных и региональных органов управления, оптимизация системы государственного регулирования ради предупреждения и преодоления внешних и внутренних угроз экономической безопасности России;
– проведение в рамках общепринятых и эффективных процедур политики разумного протекционизма в отношении национальных производителей товаров и услуг, не являющихся монополистами на российском рынке;
– работа в направлении обеспечения стабильности российского рубля, а также достижения наиболее благоприятных условий для обслуживания и погашения внешнего долга перед зарубежными странами;
– развитие информационно-
– стимулирование роста научно-технического, производственного, образовательного, технико-технологического потенциала страны, а также повышение уровня и качества жизни населения страны.
Механизм обеспечения экономической безопасности России выполняет ряд весьма важных функций, к которым многие авторы относят защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), инновационную и социальную функции. Рассмотрим их более подробно.
Защитная функция подразумевает ограждение экономики страны от внутренних и внешних угроз и связана с наличием достаточного ресурсного потенциала. Для обеспечения работы защитной функции требуется наличие четырех обязательных условий, среди которых [8, с. 6]:
а) наличие и эффективное использование социально-экономических ресурсов страны;
б) рациональное использование и охрана имеющихся природных ресурсов;
в) совершенствование управленческих и кадровых ресурсов на федеральном и региональных уровнях;
г) защита национальной экономики от внешнего воздействия, нейтрализация внешних вторжений и рисков.
Регулятивная функция предполагает два варианта нейтрализации угроз – регулирование «сверху вниз» и регулирование «снизу вверх».