Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 09:20, дипломная работа
Основная цель аттестационной работы состоит в разработке конкретных предложений по совершенствованию путей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (на примере Челябинской области).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности;
Проанализировать основные показатели экономической безопасности Российской Федерации на примере Челябинской области;
Выявить основные тенденции социально-экономического развития РФ;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
4
1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………
7
1.1
Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности……
7
1.2
Основные показатели экономической безопасности национальной экономики……………………………………………
16
1.3
Механизм обеспечения экономической безопасности страны……
20
2
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………….
27
2.1
Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса……………………………………
27
2.2
Факторы и условия социально-экономического развития Челябинской области………………………………………………...
32
2.3
Основные проблемы обеспечения экономической безопасности Челябинской области……………………………………………….
39
3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ………………..
43
3.1
Основные пути обеспечения экономической безопасности Челябинской области………………………………………………...
43
3.2
Оценка эффективности предложенных направлений……………...
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….
Первый вариант основан на формировании в России совершенного механизма государственного регулирования экономики и существующих рыночных отношений. Государственное регулирование экономики обычно либо усиливает рыночный механизм, либо ограничивает его возможности и направлено на упорядочение и трансформацию отношений рыночного саморегулирования.
Государственное регулирование направлено не только на преодоление возникающих угроз, но и на приобретение дополнительных возможностей и выгод. Соответственно, наиболее важную цель государственного регулирования можно определить как оптимизацию уровня экономической безопасности, направленную на обеспечение [8, с. 7]:
– равновесия между сбережениями и инвестициями;
– макроэкономической стабильности;
– устойчивого экономического роста;
– условий функционирования хозяйствующих субъектов и их экономической безопасности.
Второй вариант предполагает
использование
Наиболее важными элементами такого саморегулирования чаще всего выступают условия внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов, основные характеристики рынка – прежде всего конкуренция и уровень цен.
Наиболее оптимальное соотношение цен и конкуренции ведет к тому, что экономика переходит в равновесное состояние. Однако механизм рыночного саморегулирования не всегда срабатывает, так как хозяйствующие субъекты в нашей стране отличаются слабостью и неспособностью к принятию решений на самом высоком уровне. А это порождает некую неопределенность на рынке, зависимость от государства и соответствующих его решений.
Превентивная функция механизма
обеспечения экономической безопасности
направления на предвидение и последующее
предупреждение возникновения внутренних
и внешних угроз, рисков, критических ситуаций
в социально-экономических
Разработка превентивных мероприятий всецело основана на информационной составляющей обеспечения экономической безопасности. То есть для выработки эффективных мероприятий, качественного прогнозирования будущих рисков и угроз необходима качественная, достаточная, достоверная и своевременная информация. При помощи информационных ресурсов становится возможной выработка наиболее эффективных решений по предупреждению и преодолению возникающих угроз и рисков для экономической и социальной системы страны.
Инновационная функция механизма обеспечения экономической безопасности основывается на выработке и последующем применении инновационных решений и мероприятий с целью преодоления возникающих и уже действующих угроз экономике России. Реализация этой функции непосредственно связана с действием так называемого компенсационного потенциала экономики, представленного в двух формах – форме государственного регулирования и в форме рыночного саморегулирования по аналогии с регулятивной функцией.
Цель этого компенсационного потенциала триедина: ликвидировать угрозу – устранить последствия – компенсировать потери.
Социальная функция направлена на решение следующих главных целей [8, с. 8]:
– реализация прав и свобод граждан страны;
– достижение наиболее высокого уровня и качества жизни населения путем взаимного партнерства хозяйствующих субъектов, общества и различных социальных групп и удовлетворения их разнообразных потребностей.
Есть круг факторов, несущих
мощный заряд угроз для экономической
безопасности страны: безработица, дифференциация
доходов, преступность, коррупция и др.
Задача любого демократического государства
заключается в том, чтобы задействовать и
всячески развивать социально-экономический
Таким образом, исследование механизмов обеспечения экономической безопасности страны показало следующее. Для повышения экономической безопасности страны необходима разработка соответствующего механизма ее обеспечения. Он представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз.
Главной целью механизма обеспечения экономической безопасности, по нашему мнению, является создание комплекса оптимальных условий для жизнедеятельности и развития индивида, социально-экономической и военно-политической стабильности российского общества, сохранения целостности и государственности России, противостояния воздействию внутренних и внешних угроз.
К наиболее важным задачам механизма обеспечения
экономической безопасности России в условиях
глобализации относятся следующие: регулирование
(правовое, таможенное, организационное,
экономическое и т.д.) развития внешней торговли
и внешнеэкономических связей; совершенствование
отраслевой структуры внешней торговли;
поддержка отечественных производителей
высокотехнологичных товаров, а также
стимулирование их экспортной деятельности;
повышение эффективности деятельности
государственных и региональных органов
управления; проведение в рамках общепринятых
и эффективных процедур политики разумного
протекционизма в отношении национальных
производителей товаров и услуг; развитие
информационно-
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
2.1 Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса
Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира, особенно в период кризиса. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны и российского общества [47].
Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития.
Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов [47].
Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, страхующую от различного рода угроз и потерь.
Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т.д. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.
В 2000 году была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.
Концепция определяет принципиальные исходные положения по национальной безопасности страны, которые должны стать основой формирования внутренней и внешней политики государства. В нем дан анализ места России в мировом сообществе, определены ее национальные интересы, процессы и явления, им угрожающие.
Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и других – зависит от экономических возможностей страны. В то же время разработка программы первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности, «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости» [47].
Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные процессы в экономике
лежат в основе сепаратистских устремлений
ряда субъектов Российской Федерации.
Это ведет к усилению политической нестабильности,
ослаблению единого экономического пространства
России и его важнейших составляющих –
производственно-
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ.
В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование.
Экономическая логика развития предполагает диверсификацию рынков сбыта, и в этом случае разумная долгосрочная политика России должна увязывать энергетическую стратегию и модернизацию страны, поскольку экспорт энергоносителей является основным финансовым источником развития, как это следует из структуры российской внешней торговли. В долгосрочной перспективе Россия, как и любая страна с достаточными человеческими и природными ресурсами, будет пытаться модернизировать свою обрабатывающую промышленность, особенно машиностроение, при этом задача поиска экспортных ниш будет все более актуальной в условиях экономического кризиса.
По мнению Цветковой А. Ю., в настоящее время необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения, всеми мерами увеличивать благосостояние населения. Следует повысить эффективность управления собственностью – и в частном, и в государственных секторах [47].
Необходимо уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно-ориентированного сектора экономики путём размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, обеспечивающие создание товаров с высокой добавочной стоимостью.
Угрозу экономической безопасности России представляют: