Содержание и пути обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (на примере Челябинской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 09:20, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель аттестационной работы состоит в разработке конкретных предложений по совершенствованию путей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (на примере Челябинской области).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности;
Проанализировать основные показатели экономической безопасности Российской Федерации на примере Челябинской области;
Выявить основные тенденции социально-экономического развития РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
4
1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………

7
1.1
Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности……
7
1.2
Основные показатели экономической безопасности национальной экономики……………………………………………

16
1.3
Механизм обеспечения экономической безопасности страны……
20
2
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………….


27
2.1
Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса……………………………………

27
2.2
Факторы и условия социально-экономического развития Челябинской области………………………………………………...

32
2.3
Основные проблемы обеспечения экономической безопасности Челябинской области……………………………………………….

39
3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ………………..

43
3.1
Основные пути обеспечения экономической безопасности Челябинской области………………………………………………...

43
3.2
Оценка эффективности предложенных направлений……………...
50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 165.18 Кб (Скачать файл)

 

По данным Минфина области за январь – ноябрь 2013 года в доходную часть консолидированного бюджета области поступило 99,1 млрд. рублей налоговых и неналоговых платежей, что составляет 92,2% от годовых плановых назначений и 103,7% к январю-ноябрю 2012 года в сопоставимых условиях.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области в январе – октябре 2013 года 841 организация из числа крупных и средних (69,1% от общего числа организаций) получили прибыль в размере 46 915,5 млн. рублей (69,2% к январю-октябрю 2012 года). Сумма убытков убыточных предприятий составила 25 623,9 млн. рублей (282%). Рост прибыли наблюдается по следующим видам экономической деятельности [44]:

- производство и распределение  электроэнергии, газа и воды (141,6% к январю-октябрю 2012 года);

- транспорт и связь (119,9%).

Снижение отмечено по видам экономической деятельности:

- добыча полезных ископаемых (33,6%);

- обрабатывающие производства (55,8%);

- строительство (61,1%);

- сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство (62,4%);

- гостиницы и рестораны (84,1%) и  др.

Таким образом, основными показателями прогноза социально-экономического развития Челябинской области предусматривается увеличение денежных доходов населения, стабилизация ситуации на рынке труда, рост экономики за счет расширения потребительского и инвестиционного спроса, увеличения промышленного производства и внешнеторгового оборота. Данные тенденции обеспечены реализацией инвестиционных программ, расширением активности банковского сектора, замедлением потребительской инфляции, а также совместной работой органов государственной власти, местного самоуправления и бизнес-сообщества Челябинской области.

Среди отрицательных факторов, которые оказывают влияние на развитие экономики Челябинской области, отмечается нестабильность ситуации на мировых финансовых рынках, сохраняющиеся риски дальнейшего развития негативных процессов в мировой экономике на фоне проблем в Еврозоне, рост цен на энергоносители и грузоперевозки

 

    1. Основные проблемы обеспечения экономической безопасности Челябинской области

 

 

2013 год принес Челябинской области немало потрясений природного характера: падение метеорита, засуха, а затем наводнение в аграрных районах региона [48].

Затянувшиеся кризисные явления в мировой экономике, проблемы в металлургии – исторически основной отрасли региона – все это нашло отражение в экономической ситуации Южного Урала. Тем не менее, международное рейтинговое агентство Standard & Poor‘s подтвердило кредитный рейтинг Челябинской области на уровне «ВВ+» со «стабильным» прогнозом [48].

Министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзина отмечает, что за 2010–2012 годы были достигнуты определенные успехи. В частности, был обеспечен прирост на 14% валового регионального продукта, промышленности – на 21,5%. Объемы ввода жилья выросли на 17,2%, объем платных услуг населению – на 16,5%, оборот розничной торговли – на 8,3%. В свою очередь, рост в реальном секторе экономики позволил повысить социальные показатели. Среднемесячная зарплата жителей Челябинской области возросла на 49,8% – до 22,5 тыс. рублей, а реальная – на 19,8%. Денежные доходы населения увеличились на 27,3% – до 19,4 тыс. рублей. За 2011 –2013 гг., задолженность по зарплате уменьшилась в 4 раза. Кроме того, снизилось в 2,3 раза число зарегистрированных безработных. По оценке нашего министерства, в 2010–2011 годах в Челябинской области наблюдался восстановительный рост экономики на 5–6% в год.

Но со второй половины 2012 года динамика большинства экономических показателей начала снижаться. Существенно замедлился рост промышленного производства, инвестиций. Из-за неблагоприятных погодных условий была потеряна часть урожая. В результате прирост валового регионального продукта в 2012 году составил 2,1% (по оценке Минэкономразвиятия региона) против 5,3% в 2011 году. В 2012 году объем ВРП составил 98% к докризисному периоду в сопоставимых условиях.

Также Елена Мурзина отметила, что если рост добавленной стоимости сохранится на уровне 2012 года – 102% (а это вполне вероятно), то область в 2013 году выйдет на докризисный уровень [48].

Последствиями кризиса стало изменение макроэкономической ситуации, кардинально влияющей на экономику Челябинской области. Это и снижение цен на черные и цветные металлы на мировых рынках, и сохраняющиеся риски дальнейшего развития негативных процессов в мировой экономике, долговой кризис Еврозоны, замедление темпов роста экономики Китая. Нельзя забывать про нестабильную ситуацию на мировых финансовых рынках и другие риски. В 2012 году экономика как на общероссийском, так и на региональном уровне на фоне ослабления внешнего спроса характеризуется замедлением инвестиционного, потребительского спроса.

Объемы ввода жилых домов за полугодие сократились на 23,4%, грузооборот транспорта – на 5,6%, прибыль крупных и средних предприятий – на 30,5%.

Существенными рисками для металлургического комплекса области является то, что традиционно большая часть продукции ориентирована на экспорт. В последние годы отметилась устойчивая тенденция к снижению потребления стали европейскими странами. Отрицательную динамику потребления металлопродукции показывают также отечественные машиностроительные предприятия. Кроме того, металлурги попали в своеобразные «ножницы», когда цена на продукцию снижается, но при этом растет цена на сырье. Все эти факторы в совокупности привели к тому, что металлургические предприятия стали активно корректировать стратегии своего развития – либо менять структуру сбыта, ориентируясь на отечественного потребителя, и тем самым стабилизировать объем производства, как это сделал ряд предприятий, либо сокращать объемы производства.

По прогнозам самих предприятий, ситуация на рынке начнет восстанавливаться только в 2014–2015 годах [48].

По данным УФНС по Челябинской области, за I полугодие 2013 года индивидуальных предпринимателей в регионе (сведения о которых содержатся в ЕГРИП) стало меньше на 13,6 тысяч. Основная причина массового закрытия бизнеса – увеличение с начала года размера страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Это проблема общероссийская, но она не является единственной причиной сокращения ИП. Согласно проведенному областным Управлением Пенсионного фонда РФ анализу, на сокращение количества предпринимателей повлияли и другие обстоятельства: отсутствие фактической деятельности, изменение организационно-правовой формы предприятий, укрупнение бизнеса (объединение мелких предприятий), увеличение акцизов на алкогольную и табачную продукцию и иные причины. При этом во II квартале закрылось почти в 2 раза меньше предпринимателей, чем в первые 3 месяца этого года. По данным муниципальных образований области, на начало года в регионе работало более 100 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых трудится более трети занятых в экономике области.

Таким образом, основными проблемами экономической безопасности, которые оказывают влияние на развитие экономики Челябинской области являются следующие:

  1. Отмечается нестабильность ситуации на мировых финансовых рынках, сохраняющиеся риски дальнейшего развития негативных процессов в мировой экономике на фоне проблем в Еврозоне,
  2. Рост цен на энергоносители и грузоперевозки;
  3. Существенно замедлился рост промышленного производства, инвестиций;
  4. Из-за неблагоприятных погодных условий была потеряна часть урожая;
  5. Последствиями кризиса стало изменение макроэкономической ситуации, кардинально влияющей на экономику Челябинской области. Это и снижение цен на черные и цветные металлы на мировых рынках, и сохраняющиеся риски дальнейшего развития негативных процессов в мировой экономике, долговой кризис Еврозоны, замедление темпов роста экономики Китая;
  6. Нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках и другие риски;
  7. Существенными рисками для металлургического комплекса области является то, что традиционно большая часть продукции ориентирована на экспорт. Отрицательную динамику потребления металлопродукции показывают также отечественные машиностроительные предприятия.
  8. Индивидуальных предпринимателей в регионе (сведения о которых содержатся в ЕГРИП) стало меньше на 13,6 тысяч. Основная причина массового закрытия бизнеса – увеличение с начала года размера страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  9. Челябинская область находится в положении, когда коррупция становится системообразующим понятием, а это уже крайний рубеж перед пропастью, когда государственная машина без откатов и взяток не способна функционировать.

 

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

3.1  Основные пути обеспечения  экономической безопасности Челябинской  области

 

Понимая значимость вклада предпринимательства в экономику Южного Урала, в целях снижения нагрузки на бизнес региональное правительство поддержало инициативу «Опоры России».

На официальном сайте «Малый бизнес Челябинской области» было размещено сообщение о сборе подписей в пользу снижения размера страховых взносов. В целом по России собрано более 135 тыс. подписей. Также правительство области поддерживает идею о необходимости дифференцированного подхода к расчету размера страховых взносов для предпринимателей, имеющих низкие доходы. Первому заместителю председателя правительства РФ Игорю Шувалову было направлено письмо с предложением внести соответствующие изменения в законодательство. Федеральное правительство поддержало данную позицию, уже принят соответствующий закон, позволяющий вернуть «доверие» бизнеса.

В настоящее время на федеральном уровне рассматривается возможность установления «налоговых каникул» для вновь зарегистрированных предпринимателей. А на региональном уровне для снижения налоговой нагрузки на бизнес с 1 января текущего года вступил в силу новый закон о применении ИП патентной системы налогообложения на территории Челябинской области. Он определяет патентную систему налогообложения в регионе как самостоятельный налоговый режим для 61 вида деятельности. Стоимость патента в месяц колеблется от 500 до 50 тыс. рублей в зависимости от вида деятельности.

Кроме того, уже более 10 лет реализуются областные целевые программы развития предпринимательства. Приоритетными направлениями являются обрабатывающая промышленность, производство изделий народных художественных промыслов и ремесленных изделий, инновационная деятельность, сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг, а также услуги, связанные с внутренним туризмом. Эти виды деятельности выбраны в связи с задачей, поставленной губернатором области: в первую очередь необходимо развивать производственный сектор, создающий покупательский спрос и являющийся основой формирования «ниши» для развития прочих отраслей.

Ежегодно область заявляется в Минэкономразвития России на софинансирование приоритетных направлений развития предпринимательства из федерального бюджета. Эта сумма растет: если в 2012 году на эти цели областью привлечено 136,4 млн. рублей федеральных средств, то в 2013 году – 411 млн. рублей.

На рисунке 3.1 представлена структура финансирования приоритетных направлений развития предпринимательства из федерального бюджета в млн. руб. за 2012 – 2013гг..

Рисунок 3.1 – Структура финансирования приоритетных направлений развития предпринимательства из федерального бюджета

 в млн. руб. за 2012 – 2013 гг..

 

Таким образом, благодаря принимаемым мерам поддержку получают сотни предпринимателей. В прошлом году только финансовую помощь получили более 1 тыс. 300 предпринимателей. А если брать все виды поддержки: имущественную, информационно-консультационные услуги, обучающие курсы, семинары, поддержку, оказанную объектами инфраструктуры и т.д., то количество воспользовавшихся в рамках областных и муниципальных программ увеличится в разы.

По данным Челябинскстата, объём инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в январе-июне 2013 года составил 72,5 млрд. рублей (96,3% к соответствующему периоду 2012 года). Если брать в сопоставимых условиях, то в абсолютном выражении объем инвестиций увеличился на 3,76 млрд. рублей по сравнению с I полугодием 2012 года. Объем иностранных инвестиций составил $1,2 млрд. (97,3% к соответствующему периоду предыдущего года). При этом наблюдается рост прямых инвестиций на 41%.

Экономику любого региона необходимо рассматривать как часть общероссийских тенденций. Возможно, темпы роста не очень высокие, но, тем не менее, небольшой рост есть. По основным социально-экономическим показателям он сохранится или останется на уровне прошлого года с учетом инфляции. Это ВРП, промышленность, инвестиции в основной капитал, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, среднемесячная заработная плата, денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы.

Рост промышленного производства возможен за счет мер, принимаемых на федеральном уровне. Это госинвестиции, смягчение «бюджетного правила», прежде всего, направление средств Фонда национального благосостояния на строительство инфраструктуры.

Также необходимо пересмотреть прогноз на предстоящую бюджетную политику в 2014  – 2016 гг., и долгосрочный прогноз с более консервативной оценкой, учитывающей и перспективы глобального роста, и конкурентоспособность.

К сожалению, в настоящее время криминализация экономики достигла таких размеров, что стала явлением социально опасным. Поэтому принцип честного ведения дел – уже не персональный выбор личной безопасности каждого бизнесмена, а жизненно необходимое условие развития и процветания всей экономики России. В нынешних условиях наличие формальных юридических, административных норм и законов не исключают необходимости формирования высоконравственной деловой среды.

Информация о работе Содержание и пути обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (на примере Челябинской области)