Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:32, реферат
Целью данной работы является разработка электронного обучающего пособия по дисциплине «Инновационный менеджмент» с использованием средства разработки Macromedia Authorware.
В ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
проанализировать предметную область, выделить основные разделы курса в соответствии с учебным стандартом дисциплины и разработать тестовые и практические задания;
выявить состав и возможности программы Macromedia Authorware;
создать структуру учебного комплекса и наполнить его материалом;
В последующих трудах современных российских ученых в области социальных проблем инноватики, стратегии инновационного и научно- технического развития, а также инновационного менеджмента А.И. Пригожина, В. М. Аньшина, С. Ю. Глазьева, А. А. Дагаева, С. Д. Ильенковой, Р. А. Фатхутдинова и др. даются определения новых направлений развития классификации инноваций [7-13]. В работе [7] дается расширенное определение нововведениям как “целенаправленное изменение, которое вносит в сферу внедрения (организацию, население, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы экономического, организационного, управляющего, правового и педагогического характера”. В работе [13] отмечается, что инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления и включают следующие виды: технико-технологические, организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические и экологические.
Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на “Руководстве Осло”, принятом в 1992г. [14]. Таким образом, в соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [1, 10,12,14]. C учетом данного определения строится и классификация инноваций, представленная основными группами, показанными на рис. 1.1.
Рисунок 1.1.
По предметным областям научно-технического
и социального прогресса
А - удовлетворение жизненных потребностей человека;
В - различные технологические процессы;
С - химия и металлургия;
D - текстиль и бумага;
Е - строительство и горное дело;
F - механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, взрывные работы;
G - физика;
Н – электричество.
По методам анализа и источникам получения информации для разработки новой продукции различают следующие виды инноваций:
• зародыши новых изделий
в науке, технике и экономике,
выявленные методами терминологического
и лексического анализа на основе
информации в научных статьях, отчетах,
трудах конференций, семинаров, совещаний
на ранних этапах зарождения нового и
смены старого
• новые конкурентные изделия, готовящиеся к производству конкурирующими фирмами, выявленные методом структурно- морфологического анализа на основе информации об изменениях внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок, идей, технических решений. Для оценки наиболее перспективного направления развития инновации строится матрица морфологического анализа, для каждого элемента которой формируется перечень возможных (прогнозируемых) способов осуществления.
• товары-аналоги, выявленные
методами патентов-аналогов и экспертных
оценок публикационной активности на
основе логического анализа группой
экспертов точек роста
По причинам возникновения инновации разделяют на стратегические и реактивные [9, 16]. Стратегические инновации – это инновации, применение которых направлено на получение конкурентных преимуществ в процессе реализации перспективных стратегических задач инновационного менеджмента. Реактивные инновации - это инновации, вводимые вынуждено, как реакция на действия конкурента с целью обеспечения выживания фирмы в конкурентной борьбе за рынке сбыта.
По целям разработки и сферам распространения инновации делятся на:
• продуктовые - это те, которые включают создание и применение новых продуктов, материалов, полуфабрикатов или комплектующих изделий;
• процессные или технологические
- это те, которые включают создание
и использование новых
• рыночные - это инновации, открывающие новые рынки сбыта, новые услуги и виды финансовой и торгово-посреднической деятельности;
• научно-педагогические - это инновации, направленные на совершенствование исследовательского и образовательного процессов;
• правовые - это те, которые позволяют создать новые или усовершенствовать существующие законы и нормативные акты;
По особенностям инновационного процесса выделяют следующие инновации:
• новшества, создаваемые и используемые внутри одной и той же организации и не принимающие непосредственно товарной формы;
• нововведение- это новшество, принятое к распространению между различными организациями как предмет купли-продажи;
• диффузная инновация- эта высшая форма распространения по коммуникационным каналам рыночной системы уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения в течение длительного периода времени, т.е. расширение охвата рынков.
Классификация инноваций по рассмотренным выше критериям позволяет:
1. Дать всестороннюю оценку
различным видам инноваций и
осуществить “привязку” к
2. Осуществить выбор
3. Сформировать структуру
и способы управления фирмой
в зависимости от типа
Инновационный процесс, обобщающий
результаты инновационной деятельности,
наиболее полно раскрывается этапами
его организации, которые установлены
в соответствии с основными стадиями
эволюции научного знания в цикле
работ «исследования →
Непосредственно инновационный
процесс начинается с этапа проведения
поисковых НИР, которые, как уже
отмечалось, относятся к фундаментальным
научным исследованиям и
На втором этапе инновационного процесса выполняются прикладные НИР. Для потенциальных инвесторов финансирование прикладных НИР связано с наличием экономического риска, что обусловлено высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому инвестиции на эти цели принято называть рискоинвестициями. Проведением прикладных НИР занимаются научно-технические организации промышленности и кафедры вузов по различным направлениям тематики исследований и разработок.
На третьем этапе
На четвертом этапе
осуществляется процесс коммерциализации
нововведения-продукта от запуска в
производство до выхода на рынок в
качестве товара. При запуске в
производство требуются крупные
инвестиции в реконструкцию
Управление инновациями является одной из задач стратегического менеджмента корпорации, прежде всего посредством решений по отбору проектов и распределению ресурсов. При этом необходимо обеспечить комплексный процесс принятия решения от верхнего уровня менеджмента до уровня управления НИОКР.
На практике ресурсы фирмы всегда ограничены, и проекты конкурируют между собой по частным видам ресурсов (оборудование, кадры разработчиков, материалы и самый дефицитный ресурс - эффективное управление). Поэтому максимизация вклада всего портфеля НИОКР может достигаться и за счет отказа от проекта, заманчивого самого по себе. Стратегия НИОКР на основе максимизации ожидаемой финансовой отдачи учитывает только этот фактор, что приводит к ориентации на определенную технологию, рынок, минимальный риск. Ясно, что такая стратегия может быть успешной лишь в краткосрочной перспективе. Процесс принятия решений относительно НИОКР на уровне корпорации иллюстрирован рис.11. Реализация такого процесса должна включать постоянный диалог между высшим руководством фирмы и руководством НИОКР.
Стратегия НИОКР играет для сферы НИОКР в компании примерно ту же роль, что стратегия корпорации для компании в целом (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Сравнение функций стратегий корпорации и НИОКР
Сфера влияния |
Корпоративная стратегия |
Стратегия НИОКР |
Ресурсы |
Распределение между сферами управления |
Распределение между проектами |
Критерии определения целей |
Экономическая обстановка на рынке |
Положение корпорации на рынке |
Области бизнеса |
Продуктово-рыночная стратегия |
Технико-продуктовая стратегия |
Объекты планирования |
Продуктово-рыночный ассортимент |
Балансировка портфеля проектов |
Временной аспект |
Увязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов |
Как известно [18], идентификация или определение стратегии - лишь начальный этап стратегического менеджмента. Практически фирма может применять различные типы стратегии. Наступательная стратегия с высоким риском, высокой окупаемостью требует определенной квалификации, способности видеть новые рыночные перспективы и уметь быстро реализовать их в продуктах. Неспособность небольших фирм к осуществлению крупных НИОКР позволяет предположить, что этим фирмам не хватает обычно ресурсов для реализации наступательной стратегии. Однако в целом ряде технологических отраслей мелкие компании могут сконцентрироваться на одном проекте, в то время как крупные фирмы распределят свои усилия на ряд проектов. Рыночный лидер обречен занимать наступательную позицию, ибо его позиции могут быть подорваны при появлении научно-технического нововведения.
Защитная стратегия
Лицензирование иногда называют поглощающей стратегией. Даже самые крупные компании не могут создать полного фронта НИОКР. Лицензирование может быть и поддерживающей стратегией для небольших фирм, которым трудно реализовать внедрение крупного нововведения. Альтернативой приобретению технологий может быть привлечение специалистов.
Успешность применения той или иной стратегии НИОКР зависит от стадии жизненного цикла отрасли (табл. 1.2).
Таблица 1.2 Вероятность успешного применения стратегии
Стадия развития отрасли |
Варианты стратегии НИОКР | |||
Наступательная(новые продукты и технологии) |
Защитная |
Лицензирование | ||
Улучшение продуктов |
Улучшение технологии | |||
Рост |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
Замедление роста |
Средняя |
Высокая |
Средняя |
Высокая |
Зрелость |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Средняя-высокая |
Диверсифицированные компании, как правило, производят продукты, находящиеся на разных стадиях своих жизненных циклов. Рыночные позиции этих компаний тоже различны. Матричная техника анализа портфеля таких компаний может использоваться при выборе стратегии НИОКР.
Точная своевременная информация, прежде всего, необходима для эффективного управления проектом. В качестве информационной базы управления проектом НИОКР используются:
- критерии оценки проектов;
- оценки и допущения,
на которых базировалось
- определение проекта;
- план выполнения проекта.
Естественно, крайне важным является своевременное обновление всех видов информации, поступающих из других подразделений фирмы (служб маркетинга, финансовой и т.д.). Организационные структуры управления типа матричной в наибольшей степени способствуют этому.
Система управления проектом должна быть адекватной его объему, сложности, степени неопределенности, месту в портфеле проектов НИОКР. Она должна обеспечивать:
- оценку прогресса в решении каждой задачи, затрат и длительности работ;
Информация о работе Содержание и структура курса: рабочая программа дисциплины