Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 22:46, курсовая работа
Цель работы - исследование стратегий совладающего поведения и механизмов психологической защиты как способов разрешения ролевого конфликта руководителями с разным уровнем выраженности данного конфликта.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
Проанализировать современные зарубежные и отечественные подходы к изучению разрешения и регулирования ролевых конфликтов.
Выявить стратегии и механизмы разрешения ролевых конфликтов руководителями с высоким и низким уровнем ролевого конфликта.
Введение 3
1. Понятие и сущность ролевых конфликтов 5
1.1.Понятие ролевого конфликта в организации 5
1.2.Модель ролевого конфликта в рамках профессиональной деятельности 10
2. Состояние проблемы разрешения ролевых конфликтов в отечественной и зарубежной психологии 20
2.1. Механизмы разрешения ролевого конфликта в организации 20
2.2.Подходы к разрешению ролевого конфликта: 21
Заключение 34
Список использованной литературы: 35
Представители профессий, которые
в своей практической деятельности
связаны с вопросами
Для того чтобы подойти к вопросу разрешения конфликта, особенно отдельного вида конфликта - ролевого конфликта, необходимо учитывать общепризнанный системный подход к изучению конфликтов [7.c.32]. Данный подход включает в себя системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный анализ конфликта [7]. Данные уровни анализа хорошо укладываются в описательную модель конфликта (сущность конфликта, классификация, структура, функции, динамика) и объяснительную модель (движущие силы развития конфликта, его детерминанты и причины, т.е. объяснительная модель разрабатывается путем системно-генетического анализа конфликта). После того, как будут представлены данные модели, можно выходить не только на уровень разрешения конфликта, но и на его прогнозирование, что немаловажно, поскольку чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно.
Описательная модель применительно к ролевым конфликтам представлена достаточно полно на примере ролевых конфликтов как в деловой, так и в личной сфере [3, c. 78]. В объяснительной модели, раскрывающей обусловленность ролевого конфликта, как на уровне макросреды, так и на уровне непосредственных участников, существуют определенные недоработки. Данные недоработки в основном определяются уровнем анализа ролевого исполнителя. Решение данного вопроса позволит выйти на проблему разрешения ролевых конфликтов.
Кратко опишем те составляющие, которые входят в описательную модель, и те, которые уже раскрыты в объяснительной модели применительно к ролевым конфликтам в деятельности руководителя. После этого подробнее раскроем суть конфликта с точки зрения ролевого исполнителя и подойдем к проблеме разрешения ролевого конфликта.
К руководителю (как ролевому исполнителю)
постоянно предъявляются
Структура конфликта понимается как
совокупность устойчивых связей элементов
конфликта, без которых он не может
существовать как динамически
Наряду с объективными характеристиками существуют и психологические составляющие ролевого конфликта. К ним относятся устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте. Базисным побудителем активности оппонента в конфликте являются его потребности.
Также выделяют основные периоды и этапы динамики конфликта (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов).
Поскольку для руководителей с низким уровнем ролевого конфликта меньшее число ситуаций воспринимается как конфликт, то мы предполагаем, опираясь на теорему Томаса [3, c.7], что разрешение противоречивой ситуации происходит на самых ранних этапах ее возникновения неконфликтными способами, что в итоге способствует удержанию ролевого конфликта на низком уровне, а также предотвращает переход противоречия в открытый период. Для руководителей из противоположной группы конфликтность ситуации определяется как ощущение непосредственной угрозы [4, c.45], что способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения. Угроза для ролевого исполнителя представлена в виде вероятности санкций за несоответствие его поведения ожиданиям. От ролевого исполнителя ожидается такое поведение, которое позволит удовлетворить интересы противоположных сторон. В случае неуспеха конфликт уже разворачивается не по поводу самого факта ущемления интересов (особенно если объективно ситуация зависит напрямую не от ролевого исполнителя), а по поводу действий и решений ролевого исполнителя, приведших к ущемлению интересов [23,c.151].
К формам динамики конфликта Н.И. Леонов относит циклический характер конфликта и отмечает, что конфликт - это фазовый процесс (взаимодействие субъектов ведет к преобразованию ситуации, изменению образов ситуации).
Следует принять во внимание и наличие
позитивной функции конфликта как
реализации принципа развития в анализе
социально-психологических
Объяснительная модель опирается на системно-генетический анализ конфликта, под которым понимается раскрытие обусловленности конфликтов факторами макро- и микросреды, зависимости от субъективного мира участников конфликта, определение иерархии причин, порождающих конфликты.
Чтобы понять обусловленность конфликта от субъективного мира ролевого исполнителя, раскроем основные положения ролевой теории. Проблеме ролей уделялось значительное внимание Б.Г. Ананьева, П.П. Горностая, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, Н.Д. Левитова, B.C. Мерлина, Дж. Мида, Я. Морено, Р. Линтона, Э. Берна, Г. Мэрфи, Т. Сарбина, и др. С точки зрения И.С. Кона, социальное положение (позиция) индивида - его место в конкретной социальной структуре, а лицо, занимающее определенную позицию, выполняет определенную социальную роль. Под ролью понимается функция, нормативно одобряемый образ поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную позицию [12,c.84]. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное; субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа. Такое же понимание роли разделяется и в работах Б.Г. Ананьева и Н.Д. Левитова. Ожидания других субъектов касаются не только того, какие действия правомерны в конкретной ситуации, но также способов, механизмов их реализации [23,c.134].
При вхождении человека в профессию он занимает определенную позицию в имеющейся системе и иерархии. Приход в профессию подразумевает выполнение тех задач, которые реализуют деятельность. От исполнителя ждут конкретных результатов не как от индивидуальности в широком понимании этого термина, а как исполнителя конкретной роли. Когда речь идет о ролях, то личность рассматривается как организация действий. Задачи остаются «постоянными» и требования типичными независимо от того, какая личность их реализует. Анализ социального поведения лица, его деятельности в определенной роли показывает, что имеют место не только индивидуальные вариации, но и некоторое социально- типическое «ролевое расстояние» [23,c.84].
Качество исполнения роли зависит от характера интернализации роли, т.е. внутреннего определения индивидом своего социального положения и его отношения к этому положению и вытекающим из него обязанностям [13,c.84]. Как отмечает И.С. Кон, межиндивидуальный ролевой анализ должен быть дополнен интраиндивидуальным подходом, позволяющим перейти от структуры взаимоотношений данного индивида с другими к структуре его самосознания, его Я, одним из элементов которого является интернализованная роль. Концепция роли в организации не может изучаться в отрыве и независимости от личностных качеств индивида. При освоении роли человек выстраивает для себя диапазон обязанностей, которые ему предстоит выполнять, а также формирует представление о степени их приоритетности. П.П. Горностай также отмечает, что ролевые экспектации - это лишь один из источников возникновения психологических ролей, а существуют еще инвариантные, внекультурные составляющие психологических ролей, закрепленные в структурных элементах личности. О роли как о личностной характеристике можно говорить тогда, когда она является принятой личностью. Ролевые компоненты в структуре личности имеют большое значение, которое дает возможность говорить, например, о ролевом самосознании человека (т.е. об осознании себя субъектом выполнения роли), что описывается такими понятиями, как ролевая идентичность и ролевая Я- Концепция. «Я» так или иначе воплощается в личностных ролях, невозможно выделить «Я» в чистом виде, чтобы оно было избавлено от ролевого компонента. Можно сделать вывод: психологические роли нельзя сводить лишь к социальным ожиданиям, которые формируют ролевое поведение человека. Все это дает возможность рассматривать роли не просто как привнесенный культурой (следовательно, как внешний по отношению к личности) феномен, но и как одну из форм функционирования личности, как составляющую часть ее жизнедеятельности [33, c. 115].
Принятие и исполнение роли имеет сложную структуру, в которой можно выделить три компонента: когнитивный - знание роли, т.е. представления о правах, обязанностях, и нормах поведения, связанного с данной ролью; эмоциональный - отношение к роли, степень эмоциональной вовлеченности в роль; поведенческий - открытое наблюдаемое поведение при выполнении роли [6, c.173].
Понятие социальной роли необходимо
для описания и объяснения различных
сторон поведения и самосознания
личности. В итоге понятие «роль»
характеризуется единством
Управление людьми является одним из наиболее сложных и важных видов труда, сочетающих его субъектно-объектные свойства, непосредственно связанные с коммуникацией [4,c. 6]. В любой групповой деятельности выделяют два основных аспекта: предметно-действенный (несоциальный) и социальный, связанный с взаимодействием и взаимоотношениями людей. В деятельности руководителя происходит как бы наложение этих двух аспектов, при этом ведущее место занимает работа с людьми, т.е. деятельность носит межличностный характер. Поскольку конфликт возникает в процессе общения и взаимодействия индивидов как носителей определенных ролей, то выполнение требований роли и ожиданий ролевых партнеров зависит от функционального ролевого межличностного общения. Его успешность может как снижаться, так и увеличиваться, если человек выходит за рамки роли, включает во взаимодействие с другими элементы неформального общения. Различия между формальным и неформальным общением выражаются степенью включенности межличностных отношений, степенью учета личностных особенностей партнера, мерой использования арсенала психологического воздействия [9].
Как отмечают А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, в процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми [7]. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое — к конфликту.
Дальнейший анализ предпосылок
ролевого конфликта со стороны ролевого
исполнителя целесообразно