Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 14:28, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование и анализ социально-психологических методов управления, а затем на основе полученных исследований создать свои рекомендации по эффективному использованию социально-психологических методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Определить важность исследования личности как субъекта управления.
Определить понятие социально-психологических методов управления персоналом.
Выявить особенности использования социально-психологических методов на предприятии.
Дать полную характеристику исследуемого предприятия.
Провести анализ персонала организации.
Исследовать и проанализировать используемые на предприятии социально-психологические методы управления персоналом.
Провести тестирование работников и управленческого персонала.
На основе полученных данных создать собственные рекомендации по использованию социально-психологических методов на предприятии.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические основы социально-психологических методов……………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность социально-психологических методов……………………………5
1.2. Общая характеристика социологических методов управления организацией………………………...……………………………………………….8
1.3. Общая характеристика психологических методов управления организацией……………………………………………………..…………………11
1.4. Роль и значение социально-психологических методов в системе управления ……………………………………………………………………..
Глава 2. Анализ социально-психологических методов ОАО «АВТОВАЗ»….15
2.1. Общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ»…………………………………15
2.2. Исследование существующих социально-психологических методов управления персоналом ……………………………………………………….…19
2.3. Рекомендации по использованию социально-психологических методов…………………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………....34
Список использованной литературы…………………
«Подражатели».
Характерной чертой этой категории
работников слабая самостоятельность
мышления. Главный принцип их взаимоотношений
с людьми - поменьше каких-либо осложнений.
Они приспосабливаются к
Методы
работы с этими людьми - проведение
с ними индивидуальных бесед. Надо суметь
пробудить в них чувство
«Пассивные». Этой категории людей свойствен низкий уровень волевой собранности. У них часто бывают хорошие порывы, им хочется быть в ряду активных членов коллектива, но не срабатывает волевой механизм.
Методы работы с этими людьми - применение специальных мер воздействия, заключающихся в воспитании волевой собранности, умения целенаправленно действовать:
-
Во-первых, подбор, с учетом интересов
и характерных особенностей
- Во-вторых, широко использовать шефство активных, целеустремленных работников над «пассивными».
«Изолированные».
В этой группе оказываются, прежде всего,
работники, которые своими действиями
или высказываниями оттолкнули от себя
большинство членов коллектива. Эти
и другие формы проявления морально-психологических
качеств работника могут
Прежде всего необходимо настроить актив коллектива на внимательное отношение к такому работнику, постараться убедить его в необходимости серьезной работы над собой: строже контролировать свои действия и сопоставлять их с поступками других членов коллектива.
Молодые работники, не имеющие родителей или потерявшие кого-либо из них в раннем возрасте. Эта категория молодых работников отличается от своих сверстников своеобразием характера, склонностями, уровнем развитости способностей, управляемостью эмоций, а в ряде случаев и общим отношением к жизни, работе, людям.
Руководитель призван найти правильный подход к таким работникам, проявить чуткость и непосредственную заинтересованность в их успехах в учебе, спорте и т. д. Эффективным педагогическим приемом работы с такими молодыми работниками является наставничество.
Работники, имеющие какой-то физический недостаток. Наличие физического недостатка иногда вызывает у них стремление обособиться от всех, а некоторая бестактность к ним со стороны отдельных людей возбуждает повышенную мнительность и недоверие к людям. Как правило, они общественно малоактивны.
К этой группе людей мастеру надо быть особенно внимательным (конечно, речь идет не о подчеркнутом, афишируемом внимании).
Важным в педагогическом плане является включение этих работников в производственный коллектив - они не должны почувствовать какого-то любопытства к себе. Одним из условий является доброжелательный настрой коллектива к поступающему, оказание ему помощи со стороны руководителя и общественного актива.
Работники из неблагополучных семей. В неблагополучных семьях происходят ссоры, царит нервозная обстановка. В таком настроении люди приходят на производство, и это не может не сказаться на их взаимоотношениях с коллегами по работе, с руководителями. Некоторые работники не умеют управлять своими эмоциями или «раздражаются» при обращении с коллегами: нагрубят, резко ответят.
Нужно
постараться оказать влияние
на морально-психологическое
Разделение
работников на социально-психологические
слои условно. Между этими группами
не существует каких-то границ. Социально-психологические
слои коллектива еще не дают всестороннего
раскрытия морально-
Чтобы
не совершать поведенческих
2.3. Рекомендации
по использованию социально-психологических
методов
Для
успешного управления персоналом, его
распределения по психологическим
группам, предсказания поведения каждого
из сотрудников необходимо знать
работника как отдельную
Сангвиником обычно называют человека живого, подвижного, стремящегося к частой смене впечатлений, быстро отзывающегося на все происходящее вокруг, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Сангвиник - человек горячий, очень продуктивный работник, но только тогда, когда относится к делу с интересом и находится в состоянии сильного возбуждения.
Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижно деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений, сангвиник целеустремлен, настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случаях таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет безразличие к делу и даже апатию.
Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения, быстро истощаемый.
Увлекшись каким-нибудь делом, холерик расточительно расходует свои силы и в результате истощается больше, чем следует.
Холерик
наиболее успешно выполняет работы
с ярко выраженной цикличностью, где
в какие-то периоды рабочего цикла
требуется максимальное напряжение
сил, а потом деятельность сменяется
более спокойной работой
Следует
иметь в виду, что холерический
темперамент более других способствует
возникновению напряженности
Поэтому
очень важно побуждать и
Флегматик - медлителен, невозмутим, с устойчивыми стремлениями и настроением, слабым внешним выражением своего внутреннего психологического состояния. Он всегда внешне спокоен и уравновешен в делах и поступках, настойчив и упорен в работе и поведении. Его медлительность компенсируется повышенной деловой прилежностью.
Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская их поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы невысок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости, производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе.
Флегматика приходится поторапливать. И при этом его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.
Меланхоликом называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирующего на окружающих.
Меланхолик
в отношении эмоциональной
Все
типы темпераментов равноценны. У
каждого из них есть достоинства
и недостатки. Поэтому руководителю
нужно знать их особенности при
установлении контактов, распределение
работ, воздействии на подчиненных.
Критическое замечание, например, может
вызвать раздражение у
Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются. Однако значительное преобладание черт какого-нибудь одного типа позволяет относить, с известной степенью условности, темперамент людей к тому или иному типу.[10]
Для
анализа использования
По
результатам тестирования было выявлено,
что один из мастеров является самым
конфликтным человеком в
В противовес этому большая часть рабочих, а это 50% оказалась совсем бесконфликтной частью коллектива, можно даже сказать пассивной, безынициативной и ничем не интересующейся.
По типу темперамента один мастер относится холерическому типу, а другой – к флегматическому. Два работника оказались флегматиками, а другой работник – сангвиник.
В
соответствии с результатами анализа
можно выделить следующие рекомендации
по более эффективному использованию
социально-психологических
1.
Проведение психологических
2.
Создание и развитие службы
психологической поддержки и
помощи персонала, которой
3.
Мотивация и стимулирование
4.
Введение в часть
Заключение
В настоящее время значительная роль в управлении персоналом отдается социально-психологическим методам воздействия. Необходимость существования этих методов обусловлена тем, что менеджмент – это, в общем, координация деятельности людей в процессе производства. Эффективность деятельности персонала и управление им зависит, как и от объективных факторов, так и от субъективных, в том числе и от социально-психологических (например, психологический климат в коллективе). Для результативного воздействия на коллектив необходимо знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но ещё и осуществлять управляющее воздействие. Для этого и необходимы социально-психологические методы воздействия.