Социально-психологический климат в коллективе на примере предприятия ОАО «Камволь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование процесса формирования социально-психологического климата в коллективе на примере предприятия ОАО «Камволь».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-описать теоретические основы формирования социально-психологического климата в коллективе;
-дать краткую характеристику исследуемой организации;
- провести анализ основных производственно-финансовых показателей предприятия;
-определить влияние социально - психологического климата на эффективность деятельности предприятия;
- предложить основные методы улучшения социально-психологического климата предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 115.26 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В условиях формирования новых  механизмов хозяйствования, ориентированных  на рыночную экономику, перед предприятиями  встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом  экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи  с этим возрастает вклад каждого  работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных  задач для предприятий различных  форм собственности - поиск эффективных  способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей  является социально-психологический  климат в организации.

Формирование благоприятного социально-психологического климата  трудового коллектива является одним  из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с  тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального  развития коллектива и его психологических  резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания  социальных факторов в структуре  производства, с совершенствованием, как организации, так и условий  труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового  коллектива во многом зависит и общая  социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или  иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический  климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической  эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и  коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических  резервов коллектива.

Тяжелый (напряженный) социально-психологический  климат может вызвать у работников неудовлетворенность, что всегда влечет снижение производительности труда. С  другой стороны, благоприятный климат и отношения в коллективе стимулирует  производительность персонала, повышает эффективность человеческих ресурсов, обеспечивает достижение всего комплекса  целей системы.

В коллективе социально-психологический  климат (СПК) можно определить, как  устойчивый настрой его работников, проявляющийся в многообразных  формах их деятельности. СПК определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем формам жизнедеятельности на основании индивидуальных ценностных ориентации.

Целью данной курсовой работы является исследование процесса формирования социально-психологического климата в коллективе на примере  предприятия ОАО «Камволь».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-описать теоретические  основы формирования социально-психологического  климата в коллективе;

-дать краткую характеристику  исследуемой организации;

- провести анализ основных  производственно-финансовых показателей  предприятия;

-определить  влияние социально  - психологического климата на  эффективность деятельности предприятия;

- предложить основные  методы улучшения социально-психологического  климата предприятия;

Объектом исследования в  настоящей курсовой работе выступает  предприятие ОАО «Камволь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ

 

1.1 Трудовой коллектив  предприятия 

 

Работники играют особенную  роль на предприятии. С одной стороны, они являются создателями организаций, определяют их цели и выбирают методы достижения этих целей. С другой стороны, люди являются важнейшим ресурсом организаций  для реализации собственных целей.

Следовательно, для того, чтобы успешно развиваться, предприятие  должно управлять подбором, обучением, оценкой и вознаграждением персонала, создавать, использовать и совершенствовать методы, программы организации этих процессов. Взятые в своем единстве методы, процедуры, программы представляют собой системы управления человеческими  ресурсами.

 Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Трудовой коллектив является основной ячейкой, которая объединяет всех работников предприятия для  достижения определенной цели.

Трудовая деятельность происходит в трудовой среде. Следовательно, трудовая среда - условия труда, взаимоотношения  людей, участвующих в трудовом процессе, а так же средства, используемые в процессе. Трудовому коллективу присуща своя трудовая среда.

Трудовая среда включает такие факторы, как условия, в  которых происходит трудовой процесс, предметы труда и технологический  процесс.

Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных  взаимоотношений является хорошее  знание членами коллектива друг друга  и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность  предполагает знание задач, стоящих  перед коллективом, содержания и  итогов его работы, положительных  и отрицательных сторон, норм и  правил поведения. Сюда же входит хорошее  знание членами коллектива друг друга.

В процессе трудовой деятельности люди вступают в контакт, и в этих условиях формируются отношения, получившие название коллективистские.

 Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности. Под нравственностью подразумевается построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

Человеческий труд - это  деятельность, в процессе которой  создаются материальные и духовные блага для удовлетворения потребностей общества. Значение трудовых коллективов  трудно переоценить. От результативности и качества труда работников, зависят  процветание организации и общества в целом.

Трудовой коллектив любого предприятия условно можно разделить  на основные составляющие:

Производственный персонал - рабочие, занятые в процессе материального  производства, с большей долей  физического труда. Весь производственный персонал можно разделить на: основных рабочих, занятых процессом производства и вспомогательных, обслуживающих  данное производство. Результатом этой деятельности являются материальные блага, созданные в процессе производства;

Управленческий персонал - работники, занятые процессом переработки  информации, подготовкой управленческих решений, контролем исполнения решений  на производстве с преобладающей  долей умственного труда. Данный персонал делится на две группы: руководители и специалисты. Главное  отличие между руководителями и  специалистами заключается в  праве руководителя принимать те или иные решения, имеющие юридическую  силу, а также наличие в подчинении других работников.

Таким образом, коллектив - это  высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе. Эффективность работы коллектива во многом зависит от его социально - психологического климата.

 

    1.  Понятие социально-психологического климата

 

Социально-психологический  климат является комплексной психологической  характеристикой, отражающей состояние  взаимоотношений и степень удовлетворенности  сотрудников различными факторами  жизнедеятельности коллектива.

Суть социально-психологического климата сводится к следующим  психологическим явлениям: состоянию  коллективного сознания; отражению  особенностей взаимодействия людей; эмоционально-психологическому настрою группы; состоянию группы; психологическому единству членов группы; взаимоотношениям в группах и коллективах и др. Среди основных факторов социально-психологического климата являются отношения людей и условия совместной деятельности. Считается также, что социально-психологический климат - это система норм, обычаев и значений,

преобладающих в данной группе людей. Климат выражается способом зависимости  членов группы или коллектива друг от друга (социальные связи), а также  способом зависимости людей от совместно  выполняемых функций или задач.

          Влияние социально-психологического  климата на сплочение и развитие  коллектива может быть двояким  - стимулирующим и сдерживающим, что является основанием для  его разделения на благоприятный  (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый).

Благоприятный социально-психологический  климат характеризуют оптимизм, радость  общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта. В коллективе зарождается  теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возникает желание  творить, интеллектуально и профессионально  расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без  страха наказания и т.д.

Неблагоприятный социально-психологический  климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и  конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или  произвести плохое впечатление, страх  наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к  другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

Социально-психологический  климат - это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в  таких групповых эффектах, как  настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни  и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда  и решение общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие  которой обуславливается социальными  и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические  особенности личности способствуют или мешают формированию чувства  общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата  в трудовом коллективе.

Благоприятный социально-психологический  климат является условием повышения  производительности труда, удовлетворенности  работников трудом и коллективом. Хороший  климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива.

Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей  и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений  друг с другом. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на социально-психологический  климат коллектива.

Качество социально-психологического климата в коллективе предприятия  определяет отношение руководителя к обществу в целом, к своей  организации и к каждому человеку в отдельности. Если в его понимании  человек представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой подход не даст должного результата, в процессе управления возникнет  перекос и недочет или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи.

Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе на примере предприятия ОАО «Камволь»