Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:02, курсовая работа
Основная моей курсовой работы – исследование системы социального менеджмента на сервисном предприятии и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение цели предполагает последовательное решение следующих задач:
1. Исследовать концептуально-методологические основы социального менеджмента
2. Проанализировать систему социального менеджмента на сервисном предприятии, уделив особое внимание структуре управляемой и управляющей подсистем, социальной политике и применяемым методам социального менеджмента
3. Сформулировать выводы и на их основе предложить меры по совершенствованию данной системы.
Введение 3
Глава 1. Концептуально-методологические основы социального менеджмента. 5
1.1 Сущность и основные понятия социального менеджмента. 5
1.2 Законы и принципы социального менеджмента. 9
1.3 Методы социального менеджмента. 13
Глава 2. Анализ социального менеджмента на сервисном предприятии. 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования. 19
2.2 Анализ организационной структуры 20
2.3 Анализ структуры управляющей и управляемой подсистем объекта исследования. 22
2.4 Социальная политика, социальные, социально-психологические и организационно-административные методы 24
2.5 Экономические методы управления 27
2.6 Анализ удовлетворенности работников трудом и применяемыми методами социального менеджмента . 28
Глава 3. Пути совершенствования механизма социального менеджмента объекта исследования. 31
3.1 Совершенствование системы материального стимулирования. 31
3.2 Совершенствование системы нематериального стимулирования. 33
Заключение 38
Библиографический список. 39
Указанная классификация кадров управления позволяет четко сформулировать требования к каждому работнику в зависимости от его принадлежности к той или иной группе и организовать необходимую для данной категории работников систему их подбора, подготовки и рационального использования.
В системе законов социального управления ведущую роль играют объективные, не зависящие от сознания и воли людей социальные и экономические законы. Их действие проявляется только в деятельности людей и, следовательно, зависит от того, насколько полно учитываются требования объективных законов. Объединяя и координируя труд людей, управляющая система должна строго учитывать требования социальных и экономических законов, проявляющихся в определении цели, поиске путей ее реализации, оценке результатов достижения.
Категория закон относится к той же группе категорий, что и закономерность. Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории менеджмента понятие «закономерность» рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования.
К основным законам социального менеджмента относят:
Основные принципы социального менеджмента:
Принципы социального менеджмента – это правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Другими словами это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей выглядит следующим образом:
Рис. 1.2.1 Последовательность трансформации законов социального развития в принципы социального управления.
Общие требования к принципам социального менеджмента можно сформулировать следующим образом:
К основным принципам социального менеджмента относят:
Принципы управления позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.
Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального менеджмента. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального менеджмента. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.
Метод управления
- это совокупность приемов и
способов воздействия на
В общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального менеджмента являются комбинации основных методов.
Можно выделить следующие методы управления:
1. Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, управленцев, в первую очередь. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального фактора) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия.
Социальные методы включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей. Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.
Социальные методы
управления включают в себя
социально-психологические
Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т. д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.
В целом к социальным
и психологическим методам
2. Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов.
Среди многообразия
экономических методов
- взаимосвязь и
согласованность целей
- дифференциация
экономического стимулирования, направленная
на реализацию необходимых
- сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;
- сочетание экономического
стимулирования с
3. Организационно-
- прямое административное
указание, которое имеет обязательный
характер, адресуется конкретным управляе
- установление правил,
регулирующих деятельность
- разработка и
внедрение рекомендаций по организации
и совершенствованию тех или иных процессов,
подвергаемых организационно-
- контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.
Основной формой
реализации и применения организационно-
В целом объективной
основой использования организационно-
Подход, согласно которому сфера воздействия
экономических методов расширяется только
за счет вытеснения организационно-
Информация о работе Социальный менеджмент на сервисном предприятии