Социальный механизм управление производством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 15:05, реферат

Краткое описание

Социальные проблемы управления возникают в раз¬ных звеньях цепочки системы управления.
Специфика социального механизма управления состоит в следующем:
- действует в сфере управления;
- субъектами служат социаль¬ные группы, размещенные в иерархии управления.

Содержание

1. Сущность и содержание социального механизма управления
• Категории социального механизма управления
• Содержание социального механизма управления
• Взаимосвязь хозяйственного и социального механизма управления
2. Цели и функции социального механизма управления
~ Цели социального механизма управления
~ Функции социального механизма управления
3. Социальные ресурсы и их использование в менеджменте

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 35.11 Кб (Скачать файл)

 Экономические отношения  испытывают на себе влияние (политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т.д.) всех остальных ее элементов в процессе взаимодействия с ними.  

 Экономические явления  в процессе производства взаимосвязаны  с социальными процессами, обращенными непосредственно на удовлетворение потребностей человека.   

 При решении задач, связанных с созданием условий  труда, одновременно создаются условия  для всестороннего развития членов производственного коллектива. Если условия труда благоприятны, личность раскрывается, проявляя свои способности через рационализаторские предложения; при этом повышается заинтересованность в росте уровня профессиональной квалификации.   

 Эффективность взаимодействия экономических и социальных процессов в рамках производства во многом зависит от уровня экономики. Формирование хозяйственного механизма производства и организации управления экономикой непосредственно связано с уровнем развития производительных сил. Формирование, функционирование и развитие хозяйственного механизма опосредованы сознательной деятельностью людей. 

 Структура производственных  отношений и связей носит многослойный характер. Можно выделить экономические, организационные, управленческие, правовые, а также социальные отношения. Особенность этих отношений заключается в том, что они осуществляются в форме волевых действий. Волевые действия в управлении производством выступают в виде правовых отношений.  

 Инструментом реализации экономической политики государства, направленной на развитие экономики и решение социальных проблем с учетом ресурсов, которыми располагает общество, служит хозяйственный механизм.  

 Хозяйственный механизм  представляет собой составную часть системы управления экономикой и целостный социально-экономический организм, обладающий способностью к саморазвитию и создающий условия для формирования и совершенствования всей совокупности управленческих отношений. Через хозяйственный механизм можно менять логику поведения людей в процессе производства, конкретные формы и методы хозяйствования.  

 Для того чтобы все  элементы хозяйственного механизма были согласованы и внутренне взаимосвязаны между собой, необходимо четкое определение статуса каждого органа управления и должностного лица. Любое управленческое решение проявляется как форма управленческих отношений и воздействия на отдельного человека и производственный коллектив.   

 Следовательно, хозяйственный  механизм управления — это  основной регулятор социальных  процессов развития производства. А решение социальных проблем  управления способствует повышению эффективности производства. Некачественная работа управленческих кадров снижает эффективность производства.  

 Эффективность хозяйственного механизма управления зависит от социального механизма управления: от его субъектов, условий их труда, их поведения и взаимодействия, от социальных институтов, экономики, политики, науки, номенклатуры, кадрового потенциала.   

 Хозяйственный механизм  необходимо рассматривать как  среду, влияющую на поведение  людей, субъекты социального механизма  управления производством.  

 

2. Цели и функции социального  механизма управления

Цели социального механизма управления   

 В теории социального менеджмента все большее значение приобретает определение содержания процесса управления социальными явлениями и процессами, которое выражается составом и взаимосвязями управленческих функций. В качестве сущности социального управления выступает координация взаимного положения и деятельности людей посредством установленных целей, обеспечивающих ориентацию и стимулирование человеческой деятельности.  

 Важность выявления  целевого момента как сущностного компонента социального менеджмента понималась издревле. Еще Аристотель отмечал, что «благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели».  

 Цель в деятельности выступает как определяющее начало, управляющая сила, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. К установлению целей сводится любое управленческое воздействие на разных уровнях. План, нормативный акт, текущее распоряжение и т.п. обеспечивают согласованность в функционировании отдельных элементов социального механизма управления.   

 Переход от сущности  социального менеджмента к его  содержанию, т.е. от цели к функциям, означает дифференциацию и систематизацию целей. В соответствии с этим положением основные функции управления (координация планирование, организация, регулирование и др.) выступают элементами социального механизма управления.   

 Стимул — это необходимая сторона целеустановления и управленческого воздействия. В социальном механизме управления стимул выступает как побудительный момент всякого управленческого воздействия. Стимулирование как компонент социального механизма управления не обособляется в качестве особой функции и содержится в актах организации, планирования, регулирования.   

 Всякий процесс прогрессивных  изменений есть развитие; он содержит в себе две стороны: изменение существующего состояния и сохранение его определенных моментов в новом состоянии.   

 Цели-программы устанавливают порядок жизнедеятельности субъектов социального механизма управления, т.е. ее законосообразность, вытекают из законов функционирования и развития данной системы. Они обусловливают и распространяют программные цели на цели, обеспечивающие стабильное функционирование системы, т.е. на цели-нормы и цели-планы. Цели-нормы определяют относительный порядок функционирования социального механизма управления и выступают как организация, а цели-планы определяют порядок изменения параметров субъектов, определяющих их состояние в пространстве и времени.  

 Цели-нормы, содержащиеся в организации управления, определяют границы выбора динамичных целей в процессе планирования и координации социальных явлений в механизме управления. Следовательно, функции управления и социальный механизм имеют иерархичную зависимость: цели координационного характера подчинены целям-планам; цели-планы, в свою очередь, устанавливаются в границах, определяемых нормативными актами управления.   

 Обратная связь в социальном механизме управления представляет собой процесс информирования субъектов о фактическом состоянии управленческих групп, т.е. выступает инструментом функции контроля.

Функции социального механизма управления  

 Механизм взаимодействующих  управленческих групп базируется  на стандартизованных схемах  деятельности и поведения отдельных  субъектов и на тех функциях, которые они должны выполнять. Некоторые из них общепризнанны — это организация производства и управления, планирование, стимулирование, координирование, учет, контроль. Осуществляя эти функции, субъекты тем самым воплощают в жизнь полученные команды. Эти черты управленческих взаимодействий соответствуют определению социального механизма, так как связь между его разными уровнями обеспечивается социальными группами. Именно они определяют функционирование и развитие всей системы, придают ей целостность.   

 По характеру социальный  механизм управления выполняет  следующие функции: 

 ♦ организационно-политическую   —   конкретизирует политику внешних органов власти и транслирует ее на нижестоящие уровни управления. Субъекты социального механизма управления вырабатывают собственные политические установки и преследуют не только государственные, но и групповые, и личные цели и интересы;  

 ♦ хозяйственно-управленческую — формирует основные условия хозяйствования, реализуется через планирование, организацию, материально-техническое снабжение, социально-экономическое нововведение, решение проблем стимулирования; 

 ♦ кадровую — формирует трудовые коллективы, решает кадровые вопросы, комплектует и обновляет состав руководителей и специалистов;  

 ♦ технологическую — обеспечивает ход производства со стороны его культуры и совершенствования;  

 ♦ организационную — обеспечивает реальную регламентирующую организацию производства и высокое качество труда; 

 ♦ стимулирующую — определяет разработку и применение действующих стимулов, способных обеспечить активность работников;

♦ инновационную — совершенствует все звенья производства, как за счет внутренних резервов, так и за счет внедрения производственных достижений передового опыта и науки, внедрения социально-экономических нововведений.   

 Распределение функций  социально-управленческого механизма  между его субъектами позволяет  изучать его в направлениях:  

1) отдельных управленческих  групп — установить объем обязанностей, прав и ответственности руководителей и специалистов разных рангов с тем, чтобы понять характер сложившейся дифференциации этих групп по их должностному положению;  

2) функций, выполняемых разными управленческими группами — выделить функции, которые выполняются той или иной цепочкой групп. Функция, относящаяся к особой цепочке управленческих групп, образует частный социальный механизм, регулирующий выполнение соответствующей функции управления.

3. Социальные ресурсы и  их использование в менеджменте    

 Понятие «ресурсы»  имеет два значения: 

 • запасы, средства, используемые  при необходимости; 

 • предельное значение  какого-то средства (например, суточный  запас времени — 24 часа).  

 Социальные ресурсы  можно определить как запасы  творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом — содружества людей, организаций, институтов, социальных групп.  

 Социальные ресурсы условно можно разбить на: мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, социально-психологические, соревновательные, демографические, социально-экологические, деятельностные, инновационные, стратегические, кадровые, организационные, управленческие, научные.  

 Социальные ресурсы  составляют главное звено всей  системы ресурсов, не раскрыв  которые, невозможно получить эффективный  результат от реализации любых  видов ресурсов — материальных, хозяйственных, природных и т.д.  

 Социальные ресурсы  имеют особенности, которые принципиально их отличает от других (например, от природных):  

 » социальные ресурсы неисчерпаемы, управленческие, организационные, научные ресурсы могут существовать как угодно долго, независимо от того, используем мы их или нет.   

 » целиком возобновляемые ресурсы. В процессе своего использования они имеют тенденцию не к уничтожению, а к увеличению.  

 » если природные ресурсы можно хранить продолжительное время, то социальные начинают деградировать и обесцениваться в результате своей невостребованности.  

 » в отношении социальных ресурсов критерии «достаточности-недостаточности» являются более сложными и пока недостаточно разработаны.  

 » обладают большим многообразием и взаимозаменяемостью.

Сегодняшняя ситуация характеризуется крайне низким уровнем освоения социальных ресурсов на разных уровнях управления. Местные сообщества располагают хорошим интеллектуальным, образовательным потенциалом, с этой стороны они почти все хорошо ресурсно обеспечены, но используют они эти ресурсы крайне неудовлетворительно.  

 Исследования показали, что крайне низок уровень информированности (информационный ресурс) населения о местных условиях, событиях, проблемах, имеется большой дефицит информации по всем существующим местным проблемам. Значительно ослаблены и другие ресурсы: соревновательный, квалификационный, инновационный, кадровый, управленческий и др.   

 Для эффективного использования  социальных ресурсов важно следовать  следующим принципам: комплексности, целевого использования, согласованности  интересов, многоуровневого анализа, умеренности и др.  

 Принцип многоуровневого анализа требует всестороннего учета уровня организации (федеральный центр, субъект Федерации, орган местного самоуправления) и на этой основе выяснения характера того или иного вида ресурсов: мотивационного, информационного, управленческого, экологического, социально-психологического и т.п.  

 Принцип целевого использования предполагает тщательное оформление цели и задач оптимального использования социальных ресурсов, оценку их достаточности, выбор альтернатив, методов и процедур.   

 Принцип комплексности означает не частное, а всестороннее использование социальных ресурсов, всего ресурсного потенциала. Это обусловлено тем, что использование многих видов социальных ресурсов является одновременно условием и формой их возобновления и наращивания.   

 Принцип согласованности требует нейтрализации взаимоисключающих тенденций при использовании социальных ресурсов, когда, например, активное использование соревновательного ресурса может оказать деструктивное воздействие на социально-психологический принцип, и наоборот.  

Информация о работе Социальный механизм управление производством