Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 15:05, реферат
Социальные проблемы управления возникают в раз¬ных звеньях цепочки системы управления.
Специфика социального механизма управления состоит в следующем:
- действует в сфере управления;
- субъектами служат социаль¬ные группы, размещенные в иерархии управления.
1. Сущность и содержание социального механизма управления
• Категории социального механизма управления
• Содержание социального механизма управления
• Взаимосвязь хозяйственного и социального механизма управления
2. Цели и функции социального механизма управления
~ Цели социального механизма управления
~ Функции социального механизма управления
3. Социальные ресурсы и их использование в менеджменте
Экономические отношения испытывают на себе влияние (политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т.д.) всех остальных ее элементов в процессе взаимодействия с ними.
Экономические явления
в процессе производства
При решении задач,
связанных с созданием условий
труда, одновременно создаются
Эффективность взаимодействия экономических и социальных процессов в рамках производства во многом зависит от уровня экономики. Формирование хозяйственного механизма производства и организации управления экономикой непосредственно связано с уровнем развития производительных сил. Формирование, функционирование и развитие хозяйственного механизма опосредованы сознательной деятельностью людей.
Структура производственных отношений и связей носит многослойный характер. Можно выделить экономические, организационные, управленческие, правовые, а также социальные отношения. Особенность этих отношений заключается в том, что они осуществляются в форме волевых действий. Волевые действия в управлении производством выступают в виде правовых отношений.
Инструментом реализации экономической политики государства, направленной на развитие экономики и решение социальных проблем с учетом ресурсов, которыми располагает общество, служит хозяйственный механизм.
Хозяйственный механизм представляет собой составную часть системы управления экономикой и целостный социально-экономический организм, обладающий способностью к саморазвитию и создающий условия для формирования и совершенствования всей совокупности управленческих отношений. Через хозяйственный механизм можно менять логику поведения людей в процессе производства, конкретные формы и методы хозяйствования.
Для того чтобы все
элементы хозяйственного
Следовательно, хозяйственный
механизм управления — это
основной регулятор социальных
процессов развития
Эффективность хозяйственного механизма управления зависит от социального механизма управления: от его субъектов, условий их труда, их поведения и взаимодействия, от социальных институтов, экономики, политики, науки, номенклатуры, кадрового потенциала.
Хозяйственный механизм
необходимо рассматривать как
среду, влияющую на поведение
людей, субъекты социального
2. Цели и функции социального механизма управления
Цели социального механизма управления
В теории социального менеджмента все большее значение приобретает определение содержания процесса управления социальными явлениями и процессами, которое выражается составом и взаимосвязями управленческих функций. В качестве сущности социального управления выступает координация взаимного положения и деятельности людей посредством установленных целей, обеспечивающих ориентацию и стимулирование человеческой деятельности.
Важность выявления
целевого момента как
Цель в деятельности выступает как определяющее начало, управляющая сила, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. К установлению целей сводится любое управленческое воздействие на разных уровнях. План, нормативный акт, текущее распоряжение и т.п. обеспечивают согласованность в функционировании отдельных элементов социального механизма управления.
Переход от сущности социального менеджмента к его содержанию, т.е. от цели к функциям, означает дифференциацию и систематизацию целей. В соответствии с этим положением основные функции управления (координация планирование, организация, регулирование и др.) выступают элементами социального механизма управления.
Стимул — это необходимая сторона целеустановления и управленческого воздействия. В социальном механизме управления стимул выступает как побудительный момент всякого управленческого воздействия. Стимулирование как компонент социального механизма управления не обособляется в качестве особой функции и содержится в актах организации, планирования, регулирования.
Всякий процесс прогрессивных изменений есть развитие; он содержит в себе две стороны: изменение существующего состояния и сохранение его определенных моментов в новом состоянии.
Цели-программы устанавливают порядок жизнедеятельности субъектов социального механизма управления, т.е. ее законосообразность, вытекают из законов функционирования и развития данной системы. Они обусловливают и распространяют программные цели на цели, обеспечивающие стабильное функционирование системы, т.е. на цели-нормы и цели-планы. Цели-нормы определяют относительный порядок функционирования социального механизма управления и выступают как организация, а цели-планы определяют порядок изменения параметров субъектов, определяющих их состояние в пространстве и времени.
Цели-нормы, содержащиеся в организации управления, определяют границы выбора динамичных целей в процессе планирования и координации социальных явлений в механизме управления. Следовательно, функции управления и социальный механизм имеют иерархичную зависимость: цели координационного характера подчинены целям-планам; цели-планы, в свою очередь, устанавливаются в границах, определяемых нормативными актами управления.
Обратная связь в социальном механизме управления представляет собой процесс информирования субъектов о фактическом состоянии управленческих групп, т.е. выступает инструментом функции контроля.
Функции социального механизма управления
Механизм взаимодействующих
управленческих групп
По характеру социальный механизм управления выполняет следующие функции:
♦ организационно-политическую — конкретизирует политику внешних органов власти и транслирует ее на нижестоящие уровни управления. Субъекты социального механизма управления вырабатывают собственные политические установки и преследуют не только государственные, но и групповые, и личные цели и интересы;
♦ хозяйственно-управленческую — формирует основные условия хозяйствования, реализуется через планирование, организацию, материально-техническое снабжение, социально-экономическое нововведение, решение проблем стимулирования;
♦ кадровую — формирует трудовые коллективы, решает кадровые вопросы, комплектует и обновляет состав руководителей и специалистов;
♦ технологическую — обеспечивает ход производства со стороны его культуры и совершенствования;
♦ организационную — обеспечивает реальную регламентирующую организацию производства и высокое качество труда;
♦ стимулирующую — определяет разработку и применение действующих стимулов, способных обеспечить активность работников;
♦ инновационную — совершенствует все звенья производства, как за счет внутренних резервов, так и за счет внедрения производственных достижений передового опыта и науки, внедрения социально-экономических нововведений.
Распределение функций
социально-управленческого
1) отдельных управленческих групп — установить объем обязанностей, прав и ответственности руководителей и специалистов разных рангов с тем, чтобы понять характер сложившейся дифференциации этих групп по их должностному положению;
2) функций, выполняемых разными управленческими группами — выделить функции, которые выполняются той или иной цепочкой групп. Функция, относящаяся к особой цепочке управленческих групп, образует частный социальный механизм, регулирующий выполнение соответствующей функции управления.
3. Социальные ресурсы и
их использование в
Понятие «ресурсы» имеет два значения:
• запасы, средства, используемые при необходимости;
• предельное значение какого-то средства (например, суточный запас времени — 24 часа).
Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом — содружества людей, организаций, институтов, социальных групп.
Социальные ресурсы условно можно разбить на: мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, социально-психологические, соревновательные, демографические, социально-экологические, деятельностные, инновационные, стратегические, кадровые, организационные, управленческие, научные.
Социальные ресурсы
составляют главное звено всей
системы ресурсов, не раскрыв
которые, невозможно получить
Социальные ресурсы имеют особенности, которые принципиально их отличает от других (например, от природных):
» социальные ресурсы неисчерпаемы, управленческие, организационные, научные ресурсы могут существовать как угодно долго, независимо от того, используем мы их или нет.
» целиком возобновляемые ресурсы. В процессе своего использования они имеют тенденцию не к уничтожению, а к увеличению.
» если природные ресурсы можно хранить продолжительное время, то социальные начинают деградировать и обесцениваться в результате своей невостребованности.
» в отношении социальных ресурсов
критерии «достаточности-
» обладают большим многообразием и взаимозаменяемостью.
Сегодняшняя ситуация характеризуется крайне низким уровнем освоения социальных ресурсов на разных уровнях управления. Местные сообщества располагают хорошим интеллектуальным, образовательным потенциалом, с этой стороны они почти все хорошо ресурсно обеспечены, но используют они эти ресурсы крайне неудовлетворительно.
Исследования показали,
что крайне низок уровень
Для эффективного
Принцип многоуровневого анализа требует всестороннего учета уровня организации (федеральный центр, субъект Федерации, орган местного самоуправления) и на этой основе выяснения характера того или иного вида ресурсов: мотивационного, информационного, управленческого, экологического, социально-психологического и т.п.
Принцип целевого использования предполагает тщательное оформление цели и задач оптимального использования социальных ресурсов, оценку их достаточности, выбор альтернатив, методов и процедур.
Принцип комплексности означает не частное, а всестороннее использование социальных ресурсов, всего ресурсного потенциала. Это обусловлено тем, что использование многих видов социальных ресурсов является одновременно условием и формой их возобновления и наращивания.
Принцип согласованности требует нейтрализации взаимоисключающих тенденций при использовании социальных ресурсов, когда, например, активное использование соревновательного ресурса может оказать деструктивное воздействие на социально-психологический принцип, и наоборот.
Информация о работе Социальный механизм управление производством