Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента. Проблемы российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление наиболее приемлемой модели для России на данном этапе социально-экономического развития в процессе сравнительной характеристики американской и японской моделей менеджмента.
Задачи курсовой работы могут быть определены следующим образом:
Охарактеризовать американскую модель менеджмента;
Рассмотреть особенности японской модели менеджмента;
Провести сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента;
Проанализировать возможность применения данных моделей в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Характеристика американской модели менеджмента 5
1.1 Особенности американского менеджмента 5
1.2 Применение американской модели менеджмента. Ford Motor Company 11
Глава 2 Характеристика японской модели менеджмента 15
2.1 Особенности японской модели менеджмента 15
2.2 Успешный опыт Toyota Motor Corporation 19
Глава 3 Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента 22
Глава 4 Использование зарубежного опыта для решения проблем российского менеджмента 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 197.74 Кб (Скачать файл)

Участие работников в управлении — это программа мотивирования их путем предоставления возможности участвовать в обсуждении и принятии решений по деятельности фирмы. Схемы такого участия, осуществляются на разных организационных уровнях:

  • на уровне рабочих групп (участие в управлении осуществляется посредством обсуждения и выработки решений членами этих групп в рамках представленных полномочий);
  • на других организационных уровнях (производственных подразделений и управления фирмы в целом) используется принцип представительства, в ряде стран закрепленный законодательно.

Важную роль в американском менеджменте играет личность менеджера.

Приходя на деловой завтрак  ранним утром, американец уже мыслями  на работе, и если на нем заключается  сделка, то это служит повышенным тонусом  и душевным подъемом на весь день. Американцы неоднократно за день приходится играть роль либо потенциальных, либо реальных, поставщиков и клиентов. Они подсознательно оценивают изобретательность предложения  товаров, работ, услуг. При этом, мысленно меняясь местами с поставщиком  услуг. Иногда, когда при этой подмене  возникают новые взгляды, идеи, решения, происходит трансформация их в уже  существующий бизнес или открытие нового бизнеса.

Еще одной важной чертой американского управленца является компетентность.

Она представляется в пяти аспектах: стратегическом, социальном, функциональном, управленческом, профессиональном.

Каждый аспект включает несколько факторов:

  1. Стратегическая компетентность:

- глобальное мышление;

- системное мышление;

- способность видения;

- способность решать проблему;

- безопасность отношений

  1. Социальная компетентность:

- способность работать  в международной команде;

- способность мотивировать  и убеждать;

- способность к учебе  и нововведениям;

- личное обаяние;

- способность к разрешению  конфликтов

  1. Функциональная компетентность:

- умение принимать решения;

- инициатива;

- умения, связанные с работой;

- гибкость в работе;

- выносливость в работе

  1. Управленческая компетентность:

- организаторские способности;

- ответственность;

- сила убеждения;

- авторитет руководителя;

- поведение руководителя;

  1. Профессиональная компетентность:

- университетское образование;

- опыт линейной и штабной  работы;

- работа в большинстве  функциональных областей;

- зарубежный опыт работы;

- минимум два иностранных  языка.

Рис. 2. Профессиональная компетентность5

 

 

1.2 Применение американской модели менеджмента. Ford Motor Company

Применение американского  менеджмента очень широко. Он используется в таких компаниях, как Chrysler, Truck Empire, Johnson & Johnson, Ford Motor.

Рассмотрим наиболее подробно менеджмент на Ford Motor.

Ford Motor -  американская автомобильная компания, выпускающая легковые автомобили марок «Форд», «Меркюри», «Линкольн», грузовики, разнообразную сельскохозяйственную технику. «Форду» принадлежит компания «Ягуар», «Астон-Мартин», «Ленд Ровер», «Вольво». Штаб-квартира находится в Диборне (штат Мичиган), недалеко от которого была когда-то ферма родителей Генри Форда. «Ford Motor» является третьей по величине автомобилестроительной компанией США.

Компания  была основана Генри Фордом в 1903 году и с самого начала предназначалась для выпуска дешевого автомобиля. Первоначально такой была модель «A», в 1908 году ее сменила модель «T», окрещенная карикатуристами «жестяной Лиззи». Успех новой модели были столь велик, что постоянно расширяющиеся предприятия Форда не справлялись с заказами. В Ford Motor в 1913 г. впервые в мире на производстве был введен метод стандартизации взаимозаменяемых частей изделий и конвейерная технология сборки автомобилей, что позволило всего за один год поднять производительность труда на 40-60%. Одновременно возросла зарплата рабочих и служащих, превысив среднюю по промышленности в два раза. На предприятиях был введен восьмичасовой рабочий день. К середине 1914 г. было произведено 500 тысяч моделей «T», к 1923 г. каждый второй автомобиль в Америке делался на заводах Ford Motor.

Ford Motor открыт для инноваций и перемен. Интересно, что компания — пионер во введении конвейера — первая же среди крупных производителей и отказалась от него, так как современные рабочие с большей отдачей делают работу, в которой есть элемент самостоятельного творчества. Стремясь увеличить продажи в Европе, компания в 2000-х гг. представила обновленные модели седанов Mondeo и Focus, внедорожников Fusion и Maverick, компактного хэтчбека Fiesta. В 2002 компания Форд официально вышла на российский рынок с моделью Ford Focus.6

Генри Форд сформулировал  следующие принципы менеджмента:

  1. Действия, работа должны иметь смысл, общественную значимость.
  2. Рабочее место не должно порождать безразличие к работе, незаинтересованность в работе, работник не должен быть изолированным в организации.
  3. Администрация должна создать каждому работнику такие условия, чтобы он был в состоянии на своем рабочем месте показать, на что он способен, требования к работнику не должны быть заниженными.
  4. Результаты труда не должны обезличиваться, они должны быть по возможности именными, то есть работа, идея, предложения всегда должны иметь автора, администрация не должна присваивать авторство.
  5. Каждый работник имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу, ее организацию. Администрация должна наладить сбор предложений и реализовывать их в случае полезности для организации.
  6. Работник должен представлять значимость своего труда, поэтому полезно периодически напоминать ему, насколько важны и его труд, и его роль в общей работе.
  7. Каждый стремится к успеху. Успех — это реализованные цели. Каждому работнику полезно дать возможность постоянно достигать успехов, которые необходимо замечать, подчеркивать и отмечать.
  8. Успех должен сопровождаться признанием и поощрениями, моральными и материальными.
  9. Каждый работник трудится лучше, если он вовремя получает информацию, которая необходима ему для работы.
  10. Все решения об изменениях в работе и рабочем месте должны приниматься администрацией организации с согласия работников, которых они затрагивают, с учетом их знаний и опыта.
  11. Каждый работник должен иметь информацию об оценке его труда. Информация эта должна быть справедливой и дельной, чтобы работник мог скорректировать свое поведение.
  12. Работнику целесообразно дать возможность для самоконтроля. Кроме того, если результаты труда будут очевидны, то интерес к труду значительно повышается.
  13. Большинство людей стремится во время работы приобрести новые знания. При этом повышенные требования, которые содействуют развитию человека, воспринимаются им с большим интересом, чем заниженные. Работа не должна быть примитивной. По крайней мере, должны чередоваться операции с разными видами сложности.
  14. Если качественная работа не вознаграждается, а приводит лишь к тому, что работника все больше загружают, то инициатива работника парализуется.
  15. Работа должна дать ему возможность самому руководить своими действиями, принимать решения самостоятельно. В этом случае работник получает возможность самовыражения.

В настоящее время в  Ford Motor можно выделить следующие особенности модели управления:

  1. Система менеджмента направлена на удешевление производимого продукта, потому как стратегия Ford Motor – производство надежного доступного автомобиля.
  2. Удешевление продукта производится за счет инноваций в производстве, организации труда, финансовой политики, но не за счет качества автомобилей. Дополнительные гарантии качества потребителю представлены в виде сети сервисных станций компании.
  3. Высокий уровень материального стимулирования рабочих позволяет повысить общественное благосостояние и корпоративные прибыли. Уровень социальной ответственности компании очень высок, функционируют бесплатные школы, где работники-иммигранты учат английский язык, социальный отдел компании выявляет проблемы в семьях рабочих, помогая устранить их.
  4. Высокая степень эффективности организации производственного процесса позволяет снизить издержки производства. Рабочие на конвейере не делают больше одного шага в сторону, не делают лишних движений (наклонов и т.п.) – настолько эффективно организовано их рабочее место.
  5. Модель организации управления производством не имеет административной схемы, постов с особыми обязанностями и т.п. В компании предпочитают тратить время на непосредственно работу, чем на бюрократические элементы администрирования.
  6. Финансовая политика заключается в том, что компания стремится продать большое количество автомобилей с маленькой прибылью (а не малое количество с большой прибылью).
  7. Ускоренный денежный оборот позволяет предприятию тратить меньше денег (оптимизация производства, логистики). Компания предпочитает находить собственные средства, чем брать кредиты и займы. Опыт выхода из экономического кризиса 2008 года доказал, что эта политика очень верна. Из компаний большой автомобильной тройки Америки только Ford Motor предпочла справляться с проблемами за счет собственных ресурсов, не влезая в долги.

В результате организации эффективного управления компании удалось избежать банкротства в 2008 году в отличие, например, от компании «Chrysler».

 

Таким образом, одной из самых  важных особенностей американской школы  менеджмента стала теория корпораций. Американскому менеджменту мы обязаны  идеей стратегического менеджмента. Стратегия позволяет сформулировать главные цели и основные пути их достижения так, что корпорация получает единое направление действий. Американский опыт управления бизнесом это неиссякаемый источник новых идей, технологий, инновационного творчества. Он нуждается в изучении и практическом применении.

Несмотря на успехи американского  менеджмента, американская модель утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

 

 

Глава 2 Характеристика японской модели менеджмента

 

 

Менеджмент в Японии, как  и в любой другой стране, отражает ее исторические, особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно  связан с общественно-экономическим  укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

 

 

2.1 Особенности  японской модели менеджмента

Ещё одной известной и эффективной  моделью менеджмента является японская модель. Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично - вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично - как реакция  на необходимость борьбы с бедностью  и разрухой после войны.

Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:

  1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;
  2. Последовательное сохранение национальных традиций.

Японский менеджмент постоянно  использует наиболее полезные концепции  управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.

Главное ее достоинство —  умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую  форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют  в принятии управленческих решений  и несут равную ответственность  за их реализацию.

Поэтому одной из главных  причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие  специфическим чертам национального  характера.

Поэтому в японских фирмах с течением времени сложилась  развитая концептуальная схема управления человеческими ресурсами, которую  можно представить в виде следующей  таблицы:

Информация о работе Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента. Проблемы российского менеджмента