Стадии процесса кадрового планирования. Цели и задачи кадрового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Этот персонал должен быть в определенное время, в определенном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией. Кроме того кадровое планирование должно быть нацелено на создание мотиваций на более высокую производительность труда и удовлетворенность работой.
Кадровые вопросы решаются в рамках общей предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение......................................................................................................2 стр. 1.Предпосылки кадрового планирования……………………………. .3 стр. 2.Количественная характеристика персонала.........................................4 стр. 3.Стадии процесса кадрового планирования. Цели и задачи кадрового планирования..............................................................................................5 стр. 3.1. Учет имеющихся кадров, при определении числа необходимой рабочей силы.............................................................................................14 стр. 3.2. Методы прогнозирования кадровых потребностей.......................14 стр. 3.3. Разработка конкретных планов........................................................17 стр. 4. Планирование численности персонала...............................................18 стр.
4.1.Определение численности персонала...............................................18 стр.
4.2. Планирование профессионального состава.....................................21 стр.
Заключение.................................................................................................23 стр.
Список используемой литературы............................................................24 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экон. предпр. тема Планирование численности персонала.docx

— 76.48 Кб (Скачать файл)

 

Спланировать использование персонала       

 

Спланировать обучение, переподготовку и    

повышение квалификации персонала           

 

Спланировать деловую карьеру,              

служебно-профессиональное продвижение      

квалификации персонала                     

 

Спланировать расходы на персонал организации

 

Регулярный контроль и развитие отдельных   

видов планирования                         

 

      Для разработки оперативного плана работы  с  персоналом  необходимо  с

помощью специально разработанных анкет собрать  следующую информацию:

         . сведения о постоянном составе  персонала (имя, отчество, фамилия,

           место жительства, возраст, время  поступления на работу и др.);

         . данные о структуре  персонала  (квалификационная, половозрастная,

           национальная структура; удельный  вес  инвалидов,  удельный  вес

           рабочих, служащих, квалифицированный  рабочих и др.)

         . текучесть кадров;

         . потери времени в результате  простоев, по болезни;

         . данные о продолжительности  рабочего дня (полностью или   частично

           занятые,  работающие  в  одну,  несколько  или   ночную   смену,

           продолжительность отпусков);

         .   заработная   плата   рабочих   и   служащих   (ее   структура,

           дополнительная заработная плата,  надбавки,  оплат  по  тарифу  и

           сверх тарифа);

         .  данные  об  услугах  социального   характера,   предоставляемые

           государством   и   общественными   организациями   (расходы   на

           социальные  нужды,  выделяемые  в   соответствии   с   законами,

           тарифными договорами, добровольно).

      Анкету   следует   составлять   таким   образом,   чтобы   наряду    с

производственными целями они могли служить и  кадровому планированию.

      Информация  о   персонале   представляет   собой   совокупность   всех

оперативных  сведений,  а  также  процессов  их  обработки   для   кадрового

планирования.

      Информация о персонале должна отвечать следующим требованиям:

         . простота – это значит, что  информация должна  содержать   столько

           данных и только  в  том   объеме,  сколько  необходимо  в  данном

           конкретном случае;

         . наглядность – сведения должны  быть представлены  таким  образом,

           чтобы   можно   было   быстро   определить   главное,   избежать

           многословия. Для  этого   нужно  использовать  таблицы,  графики,

           цветное оформление материала;

         .  однозначность  –  сведения  не  должны  быть  неясными,  в их

           толковании следует за семантической,  синтаксической и логической

           однозначностью материала;

         . сопоставимость –  сведения  должны  приводиться  в  сопоставимых

           единицах и  относиться  к   поддающимся  сравнению  объектам  как

           внутри организации, так и вне  ее;

         . преемственность  –  сведения  о  кадрах,  подаваемые  за  разные

           временные  периоды,  должны  иметь  одну  методику  подсчетов   и

           одинаковые формы представления;

         . актуальность – сведения  должны  быть  свежими,  оперативными  и

           своевременными, то есть предоставляться  без опозданий.

      Планирование  потребности  в  персонале  является  начальной  ступенью

процесса кадрового  планирования  и  базируется  на  данных  об  имеющихся  и запланированных  рабочих местах, плане проведения  организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения  вакантных должностей.  При определении   потребности   в   персонале   в   каждом   конкретном   случае рекомендуется участие руководителей соответствующих подразделений.

      Целью   планирования  потребностей  в   персонале  является  определение

качественной и  количественной потребности в  персонале,  который  нужен  для обеспечения  имеющийся  в  настоящий  момент  и  будущей  производительности предприятия.

      Потребность   в  персонале  подвергается  влиянию  различных  факторов,

которые можно разделить  на внутренние и внешние.

 

Внешние факторы для предприятия         Влияние                            

Общее экономическое развитие,               Возможность сбыта продукции        

развитие отраслей, изменение                   предприятия.                        

структуры рынка, государственное           Например, время работы и условий                              

влияние.                                                        применения рабочей силы.            

Изменения в социальном  и трудовом      Внедрение новых технологий                     

законодательстве, развитие тарифов.         продукта.

Технологические изменения.                   

                        

 

 

Внутренние  факторы для предприятия        Влияние                            

Запланированное количество сбыта,            Качественная и количественная      

запланированная технология                         потребность в персонале.           

производства, организация работы              Необходимость в создании                                                                                          сотрудников и предприятия, средняя          потенциала замены или резерва.                 

производительность  применяемой               Влияние на готовность к    

рабочей силы, регулирование                       производительному труду.         

рабочего времени  и отпусков.                             

Время отсутствия на рабочем месте,                                                                                                                   

 текучесть кадров.

Интересы и потребности  в сотрудниках

                                                                        

 

 

 

      Задачи  планирования в персонале:

     - Качественное  планирование   потребностей   в   персонале   определяет

способности и знания,  которыми  должен  обладать  каждый  сотрудник,  чтобы соответствовать  занимаемому  им  рабочему  месту  и   правильно   выполнять  обусловленные данным местом задания. Если задания не изменяются  с  течением времени, то легко определить  качественную  потребность  в  персонале.  Если качественная потребность  в  персонале  должна  определяться  для  постоянно изменяющихся   условий   будущего,   то    необходимо    стратегическое    и ориентированное на будущее планирование.

     - Количественное планирование потребностей в персонале определяет  число сотрудников по категориям персонала, которые  задействованы  для  выполнения четко определенных заданий.

      Планирование  набора персонала вытекает из  планирования  потребности  в  нем.  Планирование набора персонала принципиально основывается на  прогнозе, из которого может вытекать потребность в замене  или  дополнительном  наборе сотрудников. Чтобы минимизировать риск, связанный  с  набором  персонала,  в данной  сфере  планирования  должны  быть  представлены  объем  и  структура будущей потребности в персонале, учитывающие основные  стратегические  планы предприятия по набору  персонала  (например,  приоритет внутреннего набора сотрудников  перед  внешним,  приглашение   на   работу   образованных   или проходящих  курс  образования  в  данный  момент  сотрудников,   привлечение сотрудников социально-нестабильных слоев). Выбор способа  набора,  например, при помощи объявлений, найм в образовательных институтах  или  переманивание сотрудников  с  других  предприятий,  зависит  от   соотношения   спроса   и предложения, сложившихся на  рынке  рабочей  силы,  а  также  от  ожидаемого результата от набора и затрат на его проведение.

      Набор персонала делится на различные подфункции,  из  которых  следуют четыре подраздела планирования набора персонала:

         . Планирование найма персонала

      Этот  раздел охватывает размещение  имиджевой  рекламы  предприятия,  а также ознакомление потенциальных  кандидатов с потребностью в   персонале  при помощи  различных   источников  по  найму  рабочей   силы   (например,   через  публикацию предложения свободных  рабочих мест).

         . Планирование выбора из претендентов

      Внутри  данной подфункции достигается  накопление различных инструментов  и способов, а также структурирование  отбора в связи с набором   претендентов.

Данное накопление способов ориентируется на стратегическую  политику  набора отдельного предприятия.

         . Планирование принятия на работу

      В  данном подразделе принимаются  во внимание элементы  трудового   права и законодательства, которым  должно быть уделено внимание  при  предоставлении рабочих мест. Например, заключение трудовых договоров.

         . Планирование внедрения сотрудников

      Заключительной  частью планирования набора персонала  выступает освоение специальности   новыми  сотрудниками,  их  интеграция   в   группы   и   само  предприятие, при уделении внимания  отличительным чертам каждого   занимаемого рабочего места.

      Планирование высвобождения или сокращения персонала имеет существенное значение  в  процессе  кадрового  планирования.  Вследствие   рационализации производства или управления образуется избыток  рабочей  силы.  Планирование высвобождения персонала позволяет избежать передачи на внешний  рынок  труда квалифицированных  кадров  и  создания  для   этого   персонала   социальных трудностей. Данное направление  деятельности  по  управлению  персоналом  до последнего  времени  практически  не  получило  развития   в   отечественных организациях.

      Планирование  работы  с  увольняющимися  сотрудниками  базируется   на  классификации видов увольнений. Критерием  классификации   выступает  степень добровольности  ухода работника из компании:

         . по инициативе работника, т.  е. по собственному желанию;

         . по инициативе работодателя  или администрации;

         . в связи с выходом на пенсию.

      Ввиду  важности  такого  события,  как   уход  из  организации,  главной

задачей служб управления персоналом при работе с увольняющимися  работниками является максимально  возможное смягчение перехода в  иную  производственную, социальную, личностную ситуацию. В особенности  это  относиться  к  последним  двум видам увольнений.

      Увольнение  вследствие   ухода   на   пенсию   характеризуется   рядом

особенностей, отличающих его  то  предыдущих  видов  увольнений.  Во-первых, выход на пенсию может быть заранее предусмотрен и спланирован с  достаточной точностью  по  времени.  Во-вторых,  это  событие  связано  с  существенными изменениями в личной сфере. В-третьих, значительные перемены в образе жизни человека весьма наглядны для его окружения.

      Планирование   использования   кадров    осуществляется    посредством

разработки   плана   замещения   штатных   должностей.   Наряду   с   учетом

квалификационных  признаков  при   определении   места   работы   необходимо учитывать  психические  и  физические  нагрузки   человека   и   возможности претендента  в  этой  области.  При  планировании использования  персонала следует   предъявлять   к  нему   такие    требования,  чтобы избежать профессиональных  заболеваний,    наступления  ранней инвалидности, производственного травматизма. Необходимо обеспечить условия труда,  которые являются достойными человека.

      Особое  внимание при планировании использования  кадров следует  уделять вопросам  анятости  молодежи, женщин, пожилых  работников, лиц   с ограниченными  физическими  и  психическими  возможностями.  Это   категории работников особенно важно использовать в соответствии с их  квалификацией  и возможностями.  С  этой  целью  необходимо   резервировать   соответствующие рабочие места.

      В  организациях существует потребность  в обучении,  включающем  в   себя переподготовку и повышение  квалификации  работников. Планирование  обучения персонала охватывает  мероприятия  по  обучению  в  организации,  вне  ее  и самоподготовку.

      Планирование  обучения  персонала  позволяет   использовать  собственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных  кадров   на внешнем рынке труда. Кроме того,  такое  планирование  создает  условия  для мобильности, мотивации и  саморегуляции   работника.  Оно ускоряет  процесс адаптации работника к изменяющимся условиям производства  на  том  же  самом рабочем месте.

      В  практике сложились две  формы   обучения  персонала  организации:  на

рабочем месте и  вне него.

      Обучение  на  рабочем  месте  является  более  дешевым  и  оперативным,

характеризуется тесной связью с повседневной работой и  облегчает  вхождение в учебный  процесс работников, не привыкших  к обучению  в аудиториях.

      Важнейшими  методами  обучения  на  рабочем   месте   являются:   метод

усложняющихся заданий,  смена  рабочего  места  (ротация),  направленное  на приобретение опыта, создание кружков качества, производственный  инструктаж, использование  работников  в  качестве  ассистентов,   метод   делегирования (передачи) части функций и ответственности.

Информация о работе Стадии процесса кадрового планирования. Цели и задачи кадрового планирования