Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:49, контрольная работа
В основе руководства людьми находится влияние, т. е. психологическое (эмоцио¬нальное или рассудочное) воздействие, которое оказывается на них с целью изме¬нения поведения. Потенциальная или реальная возможность влияния на окружаю¬щих называется властью.
Подчинение власти означает, что субъект сообразует свое поведение с требова¬ниями ее носителя безотносительно к собственному мнению.
Необходимо различать стиль руководства и стиль действий руководителя. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Под стилем руководства, как уже было сказано, можно понимать совокупность конкретных способов воздействия руководителя на подчиненных, которые зависят от ряда факторов:
1)господствующего
2)размеров организации,
3)положения руководителя на иерархической лестнице;
4)позиций высшей
5)психологических
6)индивидуальных качеств
7)личных качеств подчиненных, уровня их квалификации, зрелости, готовности к сотрудничеству, реакции на воздействие со стороны руководителя;
8)особенностей ситуации;
9)той или иной комбинации перечисленных факторов.
Рассмотрим основные моменты классификации стилей управления (руководства).
По способу воздействия на подчиненных в процессе принятия решений и осуществления управленческой деятельности можно выделить авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и либеральный стили.
В зависимости от носителя стили могут быть общими, групповыми или индивидуальными.
По форме стиль руководства может быть деловым (рациональным), бюрократическим, попустительским.
По способу передачи решений выделяют побуждающий, убеждающий, уговаривающий, понуждающий, принуждающий стили.
Исходя из возможности одновременного использования стили делятся на одномерные (применяется только один какой-то стиль, в принципе исключающий остальные) и многомерные (допускается смена стилей в зависимости от ситуации, особенностей руководителей и исполнителей и проч.). Эта практика получила в западном менеджменте название «метод двух шляп».
Об эффективности того или иного стиля судят по следующим показателям:
Основные стили руководства
Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике стилем руководства является авторитарный. Он считается универсальным, особенно у первых лиц. Его характерными чертами являются:
В результате в организации (подразделении)
формируется неблагоприятный
Авторитарный стиль
Применение такого стиля эффективно тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя, например на военной службе, или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а тот уверен, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом.
В целом сторонниками авторитарного стиля руководства являются холерики, харизматические и творческие личности.
Авторитарный стиль руководства обобщенно отражает так называемая теория X Д. Мак-Грегора, излагающая взгляды Ф. Тейлора на работника индустриальной эпохи.
В соответствии с ней среднему человеку
присуще отвращение к труду и
желание избежать его при первой
же возможности. Большинство работников
ни к чему не стремятся, избегают брать
на себя ответственность и
Однако Мак-Грегор оговаривает, что подобное поведение вызывается не столько свойствами человеческой натуры, сколько теми внешними условиями, в которых людям приходится жить и трудиться.
В своей теории Y он утверждает, что на самом деле затраты физических и умственных усилий в процессе трудовой деятельности столь же естественны, как, например, игра или отдых. Большинство людей обладают достаточной фантазией, изобретательностью, творчеством, которые можно с успехом применить в интересах организации.
В результате НТР большинство видов физического труда и рутинные операции, относящиеся к умственному, начинают выполнять машины под управлением самих же машин. Это неминуемо приводит к изменению отношения людей к своей работе. Сегодня, по мнению Мак-Грегора, даже простому человеку не должно быть присуще чувство отвращения к ней. При соответствующих условиях она может и должна служить источником наслаждения, а вовсе не наказанием, которого люди старались бы избежать.
Добровольное выполнение
своих обязанностей делает ненужными
принуждение и внешний
Теория Y описывает демократический стиль руководства, который доминирует современных фирмах. Он характеризуется высокой степенью децентрализации управления, активным участием сотрудников в принятии решений, в том числе и групповых, свободным обменом информацией между руководителями и исполнителями, взаимным доверием между ними, вниманием администрации к проблемам развития персонала.
В этих условиях выполнение служебных обязанностей оказывается привлекательным, а успех служит вознаграждением, удовлетворяющим высшие потребности.
Демократический стиль, который называют кооперативным, применяют уверенные в себе руководители, доверяющие подчиненным, контролирующие не работников, а результаты.
Как и у авторитарного, у демократического стиля руководства выделяют две формы: консультативную и партисипативную.
Партисипативная предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах (и тогда они отвечают тем же), всегда их выслушивают, используют все конструктивные предложения; в условиях же консультативной привлекают множество людей к постановке целей и контролю над их исполнением.
Обычно демократический стиль руководства применяется тогда, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы илю- гут принимать высококвалифицированные решения проблем, разгружая руководителя. Но из-за сложностей координации работы исполнителей решения принимаются замедленно.
Исследования показали, что в
условиях авторитарного стиля
Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический — сложными, где на первое место выступает качество.
В целом авторитарный и демократический стили руководства и их разновидности можно отобразить в
Разновидности авторитарного и демократического стилей руководства
таблице.
|
Степень директивности решения | ||
низкая |
высокая | ||
Степень поддержки подчиненных |
Высокая |
Демократический партисипативный |
Демократический консультативный |
Низкая |
Благожелательно- Авторитарный (патерналистский) |
Эксплуататорско-авторитарный (автократический) |
Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный (попустительский) стиль руководства.
Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые для их работы условия, определяет ее
правила, рамки самостоятельности, обеспечивает информацией, поддерживает благоприятную атмосферу.
Подчиненные самостоятельно принимают на основе обсуждения решения и ищут пути их реализации. Руководитель же выполняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивает полученные результаты, награждает за успехи.
Для оценки эффективности каждого из стилей руководства американский ученый Р. Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК) как отношение определяемых на основе экспертизы сумм балльных оценок либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9. Иными словами, сегодня для получения эффективных результатов руководители должны применять в два раза больше элементов убеждения, чем принуждения. Все это позволяет сотрудникам выразить себя, приносит удовлетворение, порождает взаимное доверие и создает в коллективе благоприятный морально-психологический климат.
Применение либерального стиля
находит распространение в
В то же время такой стиль легко может трансформироваться в бюрократический, когда руководитель полностью устраняется отдел, передавая их в руки выдвиженцев. Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом авторитарные методы. Сам он при этом лишь делает вид, что власть находится в его руках, а наделе все больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников (табл. 12.2).
Сравнительная таблица основных стилей руководства
Объект сравнения |
Стили руководства | ||
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный/ бюрократический | |
Способ постановки целей и принятия решений |
Единоличный |
Группой при консультации руководителя |
Индивидами или группой при участии руководителя или без него |
Способ воздействия на подчиненных |
Приказ |
Предложение |
Просьба,уговоры/угрозы |
Ответственность |
На руководителе |
В соответствии с полномочиями |
На исполнителях |
Инициатива исполнителей |
Допускается |
Поощряется и используется |
Преобладает |
Предпочтительные сотрудники |
Исполнительные, покорные |
Квалифицированные |
Инициативные, творческие |
Отношение руководителя к контактам |
Соблюдает дистанцию |
Активно поддерживает |
Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным |
Жесткое, требовательное |
Доброжелательное, требовательное |
Мягкое, нетребовательное |
Требования к дисциплине |
Формальные жесткие |
Разумные |
Неопределенные |
Способы стимулирования |
Административные |
Экономические |
Моральные/ силовые |
I Атмосфера |
Напряженная |
Свободная |
Свободная/ произвол |
Дисциплина |
Слепая |
Высокая |
Сознательная/ низкая |
Интерес к работе |
Низкий |
Высокий |
Высокий/никакого |
Особенности процесса труда |
Высокая интенсивность |
Высокое качество |
Творчество/ безразличие |
выполнения, обеспечивает всем необходимым и т. п.), получил на Западе название инструментального, или ориентированного на задачу.
Его преимущества состоят в быстроте принятия решений и четкости действий, обеспечении строгого контроля над работой подчиненных. Однако он ставит тех в зависимое, подчиненное положение, порождает у них пассивность, что в конечном счете ведет к снижению эффективности труда.
Стиль же, когда руководитель создает
благоприятный морально-