Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:50, курсовая работа
Краткое описание
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности. Стиль руководства формируется под воздействием традиций внутри организации, требований со стороны высшего руководства и под влиянием личных качеств руководителя.
Содержание
Введение……………………………………………………………………… … 3 1. Стили руководства…………………………………………………………….5 2. Классификация стилей руководства…………………………………….……8 2.1 Авторитарный стиль руководства………………………………….……….9 2.2Демократичный стиль руководства…………………………………………10 2.3Либеральный стиль руководства……………………………………………11 3. "Одномерные" стили руководства…………………………………………...17 3.1Теория Х……………………………………………………………………..18 3.2Теория У……………………………………………………………….……..19 4.Практическая часть………………………………………………………...….22 Заключение………………………………………………………………….…..32 Список литературы……………
Непоследовательный
стиль. Это неумелый, несобранный,
как правило, деспотичный руководитель. Он проявляет видимость могущества,
но не уверен в себе, предпочитает выдвигать
в актив более слабого, но покорного, чем более знающего,
но самостоятельного. Мелочно придирчив, готов идти на компромисс, который поможет
ему уйти от ответственности в случае неудачи.
/3,4/.
2.2 При демократическом стиле руководства группа в той или иной мере подключается
к организации деятельности. Руководитель
разрешает членам группы участвовать
(и даже приветствует это) в определении
содержания ее деятельности, распределяет
между ними ответственность, поощряет
и развивает отношения между подчиненными,
стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение;
создает атмосферу товарищества и делового
сотрудничества. Все члены группы в общем
виде знают все основные этапы деятельности.
Когда кто-то просит совета, руководитель
предлагает на выбор не один, а несколько
способов достижения цели. Сотрудники
разбиваются на группы по их желанию. Руководитель
старается быть объективным в своей похвале
и критике их участников.
Позицию руководителя, придерживающегося
демократического стиля, можно охарактеризовать
как «первого среди равных». Его власть
необходима для рационального выполнения
стоящих перед коллективом задач, но не основывается
на приказах и репрессиях. Такой руководитель
более доступен для подчиненных, которые
чувствуют себя с ним свободно и общаются
охотно. Предоставление подчиненным в ряде
случаев самостоятельности и инициативы
способствует формированию у них зрелого
в социальном плане поведения.
Однако
отсутствие жесткости и агрессивности
подобный руководитель должен компенсировать
большей, чем обычно, включенностью в работу.
Настойчивость, последовательность и такт —
главное «оружие» руководителей, демонстрирующих
этот стиль руководства.
Одним из наиболее известных
стал эксперимент, проведенный Левином
вместе с коллегами Липпитом и Уайтом в 1939 году
по выяснению влияния авторитарного и демократического
климата на отношения членов группы и групповые явления.
В одном случае
лидер целиком определял деятельность
группы, он должен был говорить, что и как делать,
распределять задания, формировать работающие
пары, оценивать и критиковать работу;
одним словом, доминировать над группой —
так создавалась атмосфера авторитарного
лидерства. Во втором случае цели и средства
их достижения устанавливались в результате
группового обсуждения, участники всегда
имели право выбора действий, сами распределяли
работу и подбирали себе напарников; в своих
оценках руководитель стремился к объективности
и старался быть скорее членом группы,
чем ее руководителем, что в целом, по мнению
исследователей, и составляло суть демократического
стиля лидерства.
Одиннадцатилетние
дети, которые собирались после школы
и мастерили разные поделки, были разделены
на две группы по пять человек в каждой.
Они встречались одиннадцать раз, и ими
руководил один и тот же человек (Липпит),
который в одной группе играл роль демократического
лидера и создавал демократическую атмосферу,
а в другой — роль авторитарного лидера.
Пятеро наблюдателей фиксировали особенности
поведения лидера и детей, количество и характер
действий лидера и так далее.
Анализируя
результаты, экспериментаторы пришли
к следующему выводу: хотя группы действовали
в одних и тех же условиях, между ними быстро
возникали различия. А к последним встречам
контраст становился разительным. В авторитарно
управляемых группах наблюдалось больше
ссор и враждебности, тогда как группы с демократическим
управлением демонстрировали большую
дружественность и для них был характерен
дух группы.
2.3 При либеральном стиле руководитель вмешивается, участвует в организации
деятельности группы только в том случае,
когда члены последней обращаются к нему,
причем его вмешательство реализуется
в форме совета и объяснения. Членам группы
дается полная свобода принимать свои
собственные решения. Материалы и информация
предоставляется им только тогда, когда
об этом они просят сами. Руководители,
демонстрирующие такой стиль, замечания
делают редко.
Существуют и иные классификации
стилей руководства, в которых так или иначе
учтены и вышеприведенные стили. И. Ниномийя
(J. S. Ninomiya, 1988) предложил следующую классификацию
стилей руководства.
«Патриарх». Старается обеспечить полный контроль над всеми аспектами деятельности
подчиненных, от которых требуется безоговорочная
исполнительность. Подчиненные не привлекаются к подготовке решений.
«Птица страус». Ориентируется на свой статус, стремится избежать
конфликтов, боится различий во мнениях. Для такого руководителя
характерен высокий уровень компетенции;
вместе с тем он более подходит на роль ассистента, поскольку
ему не хватает инициативы и гибкости.
«Индивидуалист». Стремится все сделать сам; подчиненные у такого руководителя обычно
лишены всякой инициативы, быстро теряют
интерес к делу.
«Педант». Все желает знать в самых подробных деталях, выступает
против коллективного принятия решений,
нередко никому не доверяет.
«Политик». Не показывает, что имеет собственное
мнение, хорошо чувствует конъюнктуру.
«Посредник». Хорошо знает людей, коммуникабелен, сторонник группового принятия решений и совместного творчества. Склонен
к компромиссам в любой момент, не способен проявить волю, когда
того требует обстановка.
«Прилежный бобер». Сам готовит план деятельности для себя и для подчиненных, успех своей
деятельности оценивает по чисто формальным показателям
(числу написанных или исполненных деловых
бумаг). Не ориентирован на высокий конечный результат. Главное для него — сам процесс работы.
И. Ниномийя считает, что эти
стили руководства встречаются не изолированно
друг от друга, а в различных комбинациях.
М. Джеймс (М. James) указывает семь
отрицательных типов руководителей:
Излишне критически
настроенный руководитель, считающий, что добиться положительных результатов в работе подчиненных можно лишь
в том случае, если постоянно
выказывать недовольство ими. Такая манера
поведения отрицательно сказывается на эффективности работы подчиненных,
поскольку избыточной критикой подрывается
вера людей в их возможности, нарушаются взаимоотношения,
слабеет доверие и растет протест по отношению к руководителю.
Излишне «патерналистски»
настроенный руководитель, оберегающий своих подчиненных от всяких затруднений. Он подавляет развитие деловых
качеств подчиненных тем, что снимает
с них ответственность.
Непоследовательный
руководитель, который в течение коротких промежутков
времени с легкостью меняет свои требования
к подчиненным или вопреки ранее
высказанным требованиям и заданиям заставляет их отчитываться за такие результаты работы, достижение
которых не предусматривалось.
Руководитель, уклоняющийся
от непосредственного
руководства, стремящийся переложить полномочия и ответственность на подчиненных.
«Сверхорганизованный» руководитель, единственной и абсолютной ценностью для которого
является выполнение подчиненными работы
в соответствии с установленными им требованиями.
Такие руководители все силы отдают тщательному
регламентированию работы, ее планированию, поэтому у них не остается времени на реализацию задуманного. Этот
стиль формирует у подчиненных индифферентное
отношение к работе, хотя сами руководители
относятся к ним дружественно и оказывают поддержку.
Руководитель, стремящийся
охватить все вопросы. Он создает вокруг себя атмосферу
беспокойства, порождает у подчиненных чувство неуверенности
и напряженности, вызванное постоянной
готовностью к неожиданным требованиям.
В создании подобных классификаций на западных
психологов существенное влияние оказали
представления Ф. Фишера. Как он полагал,
стили деятельности выделяются в зависимости
от того, какова направленность руководителя —
на решение задачи или на взаимоотношения
с подчиненными. Используя этот подход,
ряд психологов выдвинули свои классификации
стилей руководства.
Другие авторы — В. Врум и П. Йетон
(V. Vroom, P. Yetton, 1973) — различают пять стилей,
говоря о континууме от авторитарно-консультативного
до полного участия подчиненных в управлении:
Руководитель сам принимает
решения на основе имеющейся информации.
Руководитель сообщает подчиненным
суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
Руководитель излагает проблему
подчиненным, обобщает высказанные ими
мнения и с учетом их принимает собственное решение.
Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему
и в результате вырабатывают общее
мнение.
Руководитель постоянно работает
совместно с группой, которая или вырабатывает
коллективное решение, или принимает лучшее,
независимо от того, кто его автор.
Р. Лайкерт (R. Likert, 1961) пишет о четырех стилях:
Эксплуататорски-авторитарный стиль.
Благосклонно-авторитарный стиль.
Консультативно-демократичный стиль.
Основанный на участии стиль.
Р. Херси и К. Бланшар (R. Hersey, К. Blanshard,
1982) считают, что стили руководства (лидерства)
определяются «зрелостью» подчиненных:
их желанием достичь поставленных целей,
образованием и опытом, готовностью нести
ответственность за свое поведение. В соответствии
с этим они выделяют четыре стиля:
Указания: когда подчиненные незрелые, заметна высокая ориентация на задачу и низкая — на взаимоотношения.
Продажи: когда уровень зрелости подчиненных средний, и они ориентированы на задачу и на взаимоотношения.
Ориентации на участие в принятии решений: когда зрелость подчиненных можно охарактеризовать как умеренно высокую, ориентация
на взаимоотношения высокая, а на задачу — низкая.
Делегирования: когда уровень зрелости подчиненных высокий, а вот ориентация на задачи и взаимоотношения низкая.
Американские исследователи
Р. Хаус и Т. Митчелл (R. House, T. Mitchell, 1974) выделили
четыре типа руководства:
Поддерживающее
руководство: дружеское отношение руководителя к подчиненным, интерес к их потребностям и статусу.
Директивное руководство: четкая регламентация действий подчиненных, контроль над выполнением задания.
Разделяемое руководство: стремление консультироваться с подчиненными и учитывать их предложения.
Руководство, ориентированное
на достижение: акцент на высококачественное выполнение
задания.
Р. Блейк и Дж. Мутон (R. Blаке, J. Mouton,
1969) выделяют пять стилей руководства:
Любезный стиль: уделяется большое внимание удовлетворению потребностей людей, что создает благоприятную почву для создания в коллективе комфортной и дружелюбной атмосферы.
Безразличный стиль: прилагается минимум усилий для достижения необходимых производственных результатов.
Диктаторский стиль: человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени, главное — производственный результат.
Стиль статус-кво: балансирование между необходимостью в достижении производственных
результатов и поддержанием на удовлетворительном уровне
морального настроя работников.
Групповой стиль: производственные успехи определяются командной работой сотрудников, взаимоотношения между которыми основаны на взаимозависимости.
Р. Танненбаум и У. Шмидт (R. Tannenbaum,
W. Schmidt, 1973) выделили в континууме руководства —
от ориентации на вышестоящего руководителя
до ориентации на подчиненных — семь стилей,
согласно которым управляющий: