Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей стимулирования труда работников в организации.
В соответствии с поставленными целями в работе решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность стимулирования труда;
- изучить виды стимулирования труда;
- рассмотреть направления и формы стимулирования труда.
Введение
Глава 1. Стимулирование труда работников
1.1 Содержание и значение стимулирования трудовой деятельности
1.2 Виды стимулирования труда
Глава 2. Направления и формы стимулирования труда
2.1 Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования
2.2 Индивидуальная и коллективная формы стимулирования
2.3 Позитивная и негативная формы стимулирования
2.4 Непосредственная, текущая и перспективная формы стимулирования
2.5 Общая и целевая формы стимулирования
Заключение
Список используемой литературы
Непосредственная, текущая
и перспективная формы
Достоинством непосредственной
формы является его оперативность
и очень ясная и
Текущая форма может проявляться по итогам квартала, полугодия и года. Ее стимулирующая суть очевидна, она создает у человека уверенность в награждении по результатам этих периодов. Что предпочтительно для фирмы, так как работник ориентируясь на конец этих сроков будет отдавать всецело себя результату.
Перспективная форма способствует формированию единого, сплоченного коллектива, направляющего свои усилия на достижение конечного показателя деятельности, которая ориентирована на долговременную мотивацию работников и способствует росту активности, образованности и квалификации в течении трудовой жизни.
К недостаткам ее относится то, что не каждый работник согласится и примет это на себя. В связи с тем, что возможные изменения планов в жизни могут перечеркнуть все.
В зависимости от степени
и характера конкретных условий
получения стимула следует
При целевой форме обязательным является разработка специальных положений. Так, необходимо четко фиксировать абсолютные или относительные показатели результатов конкретной деятельности участников производства, достижение которых являются условием присвоения соответственного звания 9.
3. Правила стимулирования и мотивации персонала
Напомним, что мотивы - это внутренние побудители отдельного человека-работника (индивидуальные мотивы), группы людей (групповые мотивы) или коллектива (коллективные мотивы). Короче, мотив - это то, что движет человеком и людьми.
Понятие «мотивация» используется в смысле формирования индивидуальных, групповых и коллективных мотивов. Под мотивацией также понимают процесс влияния стимулов на мотивы для получения требуемого уровня мотивации.
В свою очередь, относительно отдельного работника, группы или коллектива стимулы выступают как внешние побудители в труде, деятельности и работе, которые ему адресует предприятие. А система стимулирования определяется и конструируется на предприятии исходя из его возможностей, целей и уровня профессионализма руководителей.
Исходя из такого понимания мотивов и стимулов, а также соответственных систем мотивации и стимулирования имеют место различные их соотношения, определяющие правила управления в текущей практике предприятия.
Правило первое: чем больше система стимулирования соответствует мотивации работника, группы, коллектива, тем сильнее ее действие и тем выше эффективность действия стимулов.
Правило второе (обратное):
чем меньше система стимулирования
соответствует мотивации
Главная беда российского
работодателя заключается в том,
что выявление этого
- на видении отношения
работников к труду,
- на оценке количественных
и качественных результатов
- на восприятии различных
высказываний работников
Никто или почти никто не думал и не хочет думать, что персонал тоже может иметь свое мнение, что у него тоже могут быть свои мотивы и свои интересы, что он тоже может по-своему оценивать адресованную ему систему стимулирования и пр. Таким образом, на сегодняшний момент актуальным способом снижения текучести персонала является решительный переход от ощущения мотивационной среды к ее систематическому измерению и изучению и совершенствованию на этой базе системы стимулирования предприятия. В этой связи возникает новое правило управления.
Правило третье: нельзя верить руководителю, который мотивацию своего персонала основывает на личных ощущениях. Верить информации, полученной от первоисточника. Наладить систему сбора и обработки информации по измерению и анализу уровня мотивации непосредственно от работников, группы, коллектива.
Здесь важнейшим условием является индивидуальный подход и персональное отношение к работнику. Каждый человек индивидуален. Каждый по-разному оценивает те или иные стимулы. У каждого свои мотивы. Чтобы их вычислить, надо «залезть» в его душу. Сумейте найти подход к человеку, чтобы понять, чем он дышит, что его волнует, где его главные струны. И тогда вы лучше поймете, кто перед вами. Поняв это, вам будет проще наладить контакт с человеком, проще построить процесс управления через сотрудничество.
Главный тезис заключается в том, что персонал - это не серая масса, а набор индивидуумов, то есть индивидуальностей. Отсюда новое правило.
Правило четвертое: все люди разные, необходимо иметь к каждому человеку индивидуальный подход, а чтобы он был эффективен, понять индивидуальную мотивацию каждого работника.
Живейший интерес вызывают
вопросы практического
Конкретных методик измерения уровня мотивации множество. Суть их заключается в цифровом определении индивидуального уровня мотивации и мотивационного баланса конкретного человека с учетом ряда факторов:
- условий труда;
- организации труда;
- интереса к содержанию выполняемой работы;
- психологического климата в коллективе;
- оплаты труда;
- стиля вышестоящего руководства;
- уровня профессионализма руководителей;
- возможности самореализации;
- перспектив существования предприятия.
Затем по группе работников
определяется средний уровень групповой
мотивации как
Хотелось бы остановиться на следующем. При измерениях мотивации для получения сопоставимых результатов важно пользоваться одной методикой. Отсюда новое правило.
Правило пятое: при измерениях уровня мотивации пользоваться одной методикой. Это даст возможность сформировать мотивационную статистику и получить результаты, сопоставимые во времени, что позволит сделать вывод о динамике изменения уровня мотивации и действенности тех или иных способов стимулирования.
И еще важнейшим моментом является преодоление психологического барьера между работником и руководителем при измерениях уровня мотивации. К сожалению, часто бывает так, что работники замыкаются и не дают объективной информации, боясь обидеть руководителя, чтобы не вызвать, не дай Бог, негативного отношения к себе. И поэтому при измерениях, проводимых руководителем (вышестоящей инстанцией), часты искажения, и картинку рисуют по принципу «Чего изволите?». Понятно, что такая информация далека от реальности и не может быть положена в основу анализа мотивации.
Поэтому лучше эту непростую работу поручить третьей незаинтересованной стороне, перед которой работнику будет проще раскрыться. Это может быть консалтинговая компания, которой на принципах аутсорсинга может быть поручена работа по измерению и анализу уровня мотивации персонала. Отсюда новое правило.
Правило шестое: для получения достоверных данных доверять работу по измерению и анализу уровня мотивации персонала третьей стороне, перед которой будет проще раскрыться работнику, группе, коллективу.
Что касается частоты измерений, то оптимальным является интервал 1 раз в квартал. Это позволит расчленить оценки поквартально и отследить эффективность способов стимулирования применительно к выполнению квартальных плановых заданий.
Задачи, стоящие перед третьей стороной, которой поручено измерение уровня мотивации персонала, могут быть следующие:
1) систематическое измерение
и изучение мотивации
2) оценка эффективности
используемых на предприятии
систем и методов
3) разработка предложений
по совершенствованию системы
стимулирования применительно
4) определение и внедрение новых методов стимулирования труда;
5) обоснование новых систем оплаты труда применительно к разным категориям работников предприятия;
6) формирование статистики
по уровню мотивации персонала
и оценкам системы
7) изучение опыта отечественных
и зарубежных предприятий по
оценке мотивации и применению
различных методов
Итак, мы измерили уровень мотивации, определили мотивационный баланс. Дальнейшая наша задача - это получение оценок работниками применяемой системы стимулирования. Важно понять, как тот или иной уровень мотивации связан с применяемой системой стимулирования. При получении таких оценок мы должны понять, как работник (индивидуально) оценивает конкретные методы стимулирования, применяемые на предприятии. Причем раздельно оцениваются:
- методы материального стимулирования;
- методы социального пакета;
- методы морального
- методы организационного стимулирования.
Эти оценки необходимы для получения полной картины, связывающей уровень мотивации персонала с системой его стимулирования. Без этой связи говорить о полноценном развитии мотивационной системы на предприятии невозможно, поскольку мы практически не можем повлиять на мотивацию (сложно поменять что-либо у человека в голове), но зато мы можем изменить систему стимулирования, максимально приближая ее к мотивации. Отсюда новое правило.
Правило седьмое: перейти от измерения уровня мотивации персонала к оценкам применяемой системы стимулирования, полагая, что установленная связь между ними позволит создать действенную систему стимулов, адекватную уровню мотивации.
Теперь собрана вся
необходимая информацияя для
перехода к конструктивной части
работы, а именно - к созданию предложений
по совершенствованию систем мотивации
и стимулирования персонала. Здесь
также нужно максимально
Правило восьмое (последнее):
при совершенствовании системы
стимулирования упор делается на устранении
антимотивов и антистимулов, как
более действенном способе
Часто возникает вопрос:
а возможно ли на практике достигнуть
состояния, когда стирается грань
между стимулами и мотивами и,
соответственно, система стимулирования
равна системе мотивации? Да, возможно.
Это идеальный случай, и на некоторых
малых предприятиях, где человек
больше открыт по уровню своей мотивации
и руководство заинтересовано в
повышении эффективности