Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:45, лекция
Стратегия фирмы – это общее направление, способ управления, набор правил и принципов, руководствуясь которыми обеспечивают достижение устойчивых конкурентных позиций и других главных целей фирмы, исходя из ее реальных возможностей, определяемых с помощью глубокого анализа прошлых результатов деятельности, внешней среды и сложившихся отношений с конкурентами и поставщиками, а также на основе прогноза их изменения в будущем.
Можно указать ряд ключевых характеристик в качестве критериев действительно эффективной стратегии.
К факторам прямого воздействия относятся:
а) потребители: продукция ОАО "ПО "Усольмаш" широко представлена в регионах России: Урал, Читинская область, Приморский край, Красноярский край, Иркутская область, а также в странах СНГ: Белоруссия, Казахстан, Армения, Узбекистан;
б) конкуренты: ЗАО НПО РИВС г. Санкт-Петербург, ОАО «Завод Труд» г. Новосибирск, ООО РИВС г. Пермь;
в) партнеры: торгово-промышленная палата Восточной Сибири, Некоммерческая организация «Союзгрузпромтранс», Международный союз металлургов;
г) государственные органы: Управление Федеральной Налоговой службы по Иркутской области, Государственная инспекция труда в Иркутской области, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Территориальный Орган Федеральной службы Государственной статистики по Иркутской области, Законодательное Собрание Иркутской области;
д) поставщики: ООО "Байкалметсибирь-групп", ООО "МетКом", ЗАО "Уралэластотехника", ОАО «Иркутскэнерго», ООО "АкваСервис", ООО «Иркутскэнергосбыт»
К факторам косвенного воздействия относятся:
а) экономические: воздействуют на работу организации через наличие капитала и рабочей силы; состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать услуги.
б) политические: политическая стабильность в обществе – позволяет эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.
в) социокультурные: система ценностей определяет практику деятельности организации, её руководителей и персонала, указывает, что наиболее важно для организации (например, «главное для нас – довольный потребитель») на деятельность организации не могут не влиять и сложившиеся в стране, регионе стереотипы поведения. Например, бытует отрицательное отношение к руководителям определённых возрастных групп (молодым, пожилым), к руководителям – женщинам и так далее.
На данный момент на предприятии работает 1100 сотрудников (749 рабочих, 343 специалистов, 8 управляющих). Рассмотрим персонал более подробно.
Таблица 1– Групповой состав персонала за 2010 – 2012 гг.
Группы персонала |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
Численность чел. |
Удельный вес % |
Численность чел. |
Удельный вес % |
Численность чел. |
Удельный вес % | |
Управляющие |
8 |
0,7 |
8 |
0,7 |
8 |
0,7 |
Специалисты |
343 |
31,3 |
343 |
31,1 |
343 |
31,2 |
Рабочие |
747 |
68 |
754 |
68,2 |
749 |
68,1 |
Уволено за год |
36 |
3,3 |
37 |
3,35 |
35 |
3,2 |
Всего |
1098 |
100 |
1105 |
100 |
1100 |
100 |
Автором был изучен следующий показатель эффективности деятельности организации - текучесть кадров.
На рисунке 1 представлена динамика текучести кадров на ОАО ПО «Усольмаш» с 2010 года по 2012 год.
Рисунок 1 – Динамика текучести кадров на ОАО ПО «Усольмаш» с 2010 по 2012 год
На ОАО ПО «Усольмаш» присутствует естественная текучесть (3-5% в год), которая способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.
Таблица 2 – Структура персонала по возрасту:
Возраст |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
численность, чел |
удельный вес, % |
численность, чел |
удельный вес, % |
численность, чел. |
удельный вес, % | |
До 25 лет |
147 |
13,4 |
135 |
12,2 |
135 |
12,3 |
От 25 до 30 лет |
162 |
14,8 |
171 |
15,5 |
169 |
15,4 |
От 30 до 40 лет |
255 |
23,2 |
257 |
23,3 |
254 |
23 |
Свыше 40 лет |
534 |
48,6 |
542 |
49 |
542 |
49,3 |
Всего работников |
1098 |
100 |
1105 |
100 |
1100 |
100 |
Из этих данных видно, что большая часть персонала принадлежит к возрастной категории свыше 40 лет. Самая малая доля приходится на возрастную группу до 25 лет. Люди, входящие в категорию свыше 40 лет, занимают различные уровни управления. В результате можно отметить традиционную расстановку персонала, при которой на высших уровнях управления находятся работники постарше, а на более низких – помоложе.
Таблица 3–Структура персонала по уровню образования:
Уровень образования |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
численность, чел |
удельный вес, % |
численность, чел |
удельный вес, % |
численность, чел |
удельный вес, % | |
Высшее |
459 |
41,8 |
463 |
41,9 |
462 |
42 |
Средне -техническое |
403 |
36,7 |
395 |
35,8 |
395 |
36 |
Средне -специальное |
158 |
14,4 |
156 |
14,1 |
155 |
14 |
Среднее |
78 |
7,1 |
91 |
8,2 |
88 |
8 |
Всего |
1098 |
100 |
1105 |
100,00 |
1100 |
100,00 |
Предприятие ОАО ПО «Усольмаш» является высокоточным производством, это объясняется большим количеством персонала с высшим и среднетехническим образованием.
ОАО ПО «Усольмаш» снабжает большое количество районов Российской Федерации и стран СНГ.
Большинство предприятий такого же типа используют зарубежных поставщиков, что делает их продукцию более дорогой. ОАО ПО «Усольмаш» пользуется услугами местных поставщиков.
Итак, миссия компании — обеспечение тяжелой горной техникой предприятия добывающей отрасли, путем продажи товара и поставок оригинальных запасных частей, с привлечением высококвалифицированного персонала, использованием инновационных технологий и ориентацией на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество.
Формулировка миссии организации соответствует предъявляемым требованиям.
Данная миссия позволяет зарекомендовать себя как конкурентоспособную организацию. Следовательно, можно говорить о том, что миссия выбрана правильно.
Главными целями организации являются:
Для осуществления целей составим дерево целей, по которому необходимо двигаться организации для реализации своей стратегии.
Стратегическая цель должна быть сформулирована с помощью методики SMART. SMART – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов: S – конкретный (specific); M – измеримый (measurable); A – достижимый (attainable); R – значимый (relevant); T – определенный во времени (time-bounded)
Само слово «smart» в переводе на русский означает «умный». Таким образом, правильная поставленная цели означает, что цель является конкретной, измеримой достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.
Рисунок 2 – Дерево целей
Оценив стратегическую цель ОАО ПО «Усольмаш» по методике SMART, делаем вывод, что она имеет правильную постановку.
Стратегия работы ОАО ПО «Усольмаш» – это ограниченный рост, т.е. установление целей от достигнутого и поддержке существующего направления деятельности. При этом рост предприятия на данный момент является внутренним: улучшается качество продукции. Внешний рост организации упирается в главную проблему – нехватка квалифицированного молодого персонала.
Качество и кадры являются важнейшими ценностями организации, потому что без этих двух составляющих достижение любой цели невозможно, а если правильно суметь организовать и взаимоувязать эти понятия, то можно добиться высоких результатов в сфере обслуживания потребителей.
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. Для проведения данного анализа необходимо указать сильные и слабые стороны, возможности и угрозы предприятия.
Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития предприятия. Таблица SWOT-анализа и выявленные альтернативные стратегические задачи необходимы для дальнейшего анализа, обоснование или не обоснование стратегии развития предприятия. SWOT - анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности предприятия и внешнюю ситуацию.
Таблица 2 – SWOT-анализ
Возможности
|
Угрозы
|
Продолжение таблицы
Сильные стороны
высокое качество продукции. |
Сила и возможности
|
Сила и угрозы
расширить количество |
Слабые стороны
недостаточная подготовка |
Слабость и возможности
|
Слабость и угрозы
резкий упадок качества продукции, из-за плохого качества сырья и старого оборудования, в следствии отказ потребителей от продукции. |