Стратегические направления развития системы занятости в РФ (Тульской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем прогнозирования занятости населения и рынка труда в макроэкономическом контексте.
Задачами курсовой работы является:
- дать понятие трудового потенциала населения;
- определить роль занятости населения в социально-экономическом развитии государства;
- показать методы и структуру прогнозирования занятости населения
- на практическом примере сделать прогнозы показателей занятости и предложить пути дальнейшего развития субъекта.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения
1.1. Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны
1.2. Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные аспекты и последствия безработицы
1.3. Государственное регулирование занятости населения в РФ
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ (Тульской области)
2.1. Методы прогнозирования занятости населения
2.2. Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере Тульской области)
2.3. Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ (Тульской области)
3.1. Основные проблемы и направления повышения уровня
занятости и совершенствования ее структуры в РФ (Тульской области)
3.2. Прогнозирование показателей занятости населения в РФ
(Тульской области)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 8 моя КУРСОВАЯ.doc

— 670.00 Кб (Скачать файл)

Универсальных рецептов успешного регулирования занятости и безработицы не существует. Каждая страна, регион, населенный пункт имеет свои особенности функционирования рынка труда. Поэтому для выбора наиболее эффективных мер воздействия на уровень занятости, необходимо знать, какие факторы оказывают влияние на указанные процессы. Рассмотрим в совокупности факторы, влияющие на динамику занятости и безработицы:

Демографические факторы. К ним относятся:

- изменение доли экономически  активного населения в результате  сдвигов в уровнях рождаемости  и смертности;

- половозрастная структура населения;

- средняя продолжительность жизни;

Масштабы и направления миграционных потоков.

Технико-экономические факторы, связанные с темпами и направлениями НТП, в результате которых происходит высвобождение рабочей силы из производства и замена ее техникой.

Экономические факторы включают в себя:

-состояние национального производства;

-степень инвестиционной активности  и направления движения инвестиций;

-направленность налогово-бюджетной  политики и денежно- кредитной  политики государства;

-уровень цен и инфляции.

4. Социальные факторы:

- уровень образования населения;

-уровень здоровья и качество  жизни;

-отношение и мотивация к труду;

-развитость профсоюзов.

5. законодательные факторы, среди  которых – разработанность законов  и нормативных актов, регулирующих  занятость.

6. Организационно-управленческие факторы:

-грамотность и эффективность  принимаемых правительством решений;

- уровень научной организации  труда, производства и управления;

- организация деятельности государственной  службы занятости и бирж труда;

- степень информированности населения  о состоянии рынка труда.

Следовательно, отдавать предпочтение тому или иному типу политики занятости надо с учетом направленности, продолжительности и интенсивности действия указанных факторов.

 

1.3. Государственное  регулирование занятости населения  в РФ.

Рынок рабочей силы – специфический сектор экономики. Он отличается от всех рынков тем, что на нем перемещаются не товары, а живые люди. Поэтому регулирование занятости и безработицы имеет огромное социально- экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. Однако задача государства - не обеспечить каждого желающего работой, так как это увеличит инфляцию, а удерживать безработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.

Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена ст. 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»:

- государство проводит политику  содействия реализации прав граждан  на полную, продуктивную и свободно  избранную занятость; 

- государственная политика в  области содействия занятости  населения направлена на реализацию многообразных элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:

   - разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

- правовое регулирование в области занятости;

- разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;

- эффективное функционирование органов государственной службы занятости.

Механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.

Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.

Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные), по источнику финансирования.

Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так и косвенные (экономические).

Различают следующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный и активный. В случае пассивного воздействия речь идет о регистрации безработных и выплате им пособий по безработице, возможность досрочного выхода на пенсию. На 2011 год в РФ установлены минимальный и максимальный размеры пособия по безработице: 850 руб. и 4900 руб. соответственно.

Мероприятия активного воздействия означают проведение активной политики занятости. К ним относятся: помощь в трудоустройстве; профессиональная подготовка, переподготовка кадров, повышение квалификации; стимулирование самозанятости безработных граждан и создание ими новых рабочих мест; проведение оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы, в том числе выпускников учебных заведений; организация занятости подростков в свободное от учебы время; квотирование рабочих мест для наиболее социально незащищенных категорий населения – инвалидов и др.

Государственное регулирование занятости включает разработку целевых и комплексных программ содействия занятости.

Для проведения единой государственной политики занятости и регулирования рынка труда в России в 1991 году создана государственная служба занятости, которая координирует решение данных проблем.

К основным функциям службы занятости населения можно отнести:

- анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения  на рабочую силу;

- разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;

- разработка и реализация дополнительных  мер по снижению напряженности  на рынке труда;

- учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;

- организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан;

- оказание помощи предприятиям  в подборе необходимых им работников;

- обеспечение населения информацией  о свободных рабочих местах;

- осуществление выплат пособий  по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам.

Органы государственной службы занятости населения взаимодействуют с предприятиями и организациями всех форм собственности, гражданами и предоставляют свои услуги бесплатно.

Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости населения, а также содержание самой системы органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств федерального бюджета (с привлечение средств региональных и муниципальных бюджетов).

Расходы служб занятости условно можно сгруппировать по трем направлениям:

1. на пособия по безработице, стипендию в период профессионального обучения; материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий;

2. на мероприятия активной политики занятости;

3. на содержание и совершенствование деятельности органов службы занятости.

Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п. Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:

·  продажа информации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников;

·  помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключающаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников;

·  формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.

Необходимо обратить внимание на следующий аспект государственного регулирования занятости и безработицы. Все осуществляемые мероприятия направлены, как правило, на сокращение безработицы и увеличение занятости. Но основой экономического роста и благосостояния является эффективная занятость, то есть продуктивное использование человеческих ресурсов и кадрового потенциала общества.

К эффективной отдаче от использования человеческого капитала в первую очередь должны стремиться работодатели и собственники рабочей силы. Но и государство в состоянии стимулировать эту мотивацию экономических субъектов рынка труда, выполняя следующие функции:

- контроль за соблюдением государственных  стандартов в области безопасности, условий и охраны труда;

- поддержание необходимых уровней оплаты труда в соответствии со стоимостью воспроизводства рабочей силы и рекомендаций МОТ (например, разрыв между минимальной и средней заработанной платой не должен превышать 4,5-5 раз);

- обеспечение нормальных условий  для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и трудовых споров.

Эффективность системы мер государственного воздействия на занятость и рынок труда зависит от активного проведения политики занятости, улучшения функционирования рынка труда и создания эффективной сети специальных институтов и социальной инфраструктуры, действующих в соответствии с рынком, а также практического решения проблемы безработицы, возможного только в условиях развивающегося производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ основных  показателей занятости населения в РФ

(Тульской области).

2.1. Методы прогнозирования  занятости населения.

Под методами прогнозирования занятости населения следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей занятости, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития самой занятости населения.

В процессе экономического прогнозирования используются как общие научные методы и подходы к исследованию, так и специфические методы, свойственные социально-экономическому прогнозированию. В числе методов прогнозирования занятости можно выделить следующие:

  • исторический метод, который заключается в рассмотрении каждого явления занятости населения во взаимосвязи его исторических форм;
  • комплексный метод заключается в рассмотрении занятости, безработицы и т.п. в их взаимозависимости, используя для этого методы исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти явления;
  • системный метод предполагает исследование количественных и качественных закономерностей протекания вероятностных процессов в системе занятости;
  • структурный метод позволяет установить причины безработицы,  объяснить ее структуру;

системно-структурный метод предполагает, с одной стороны, рассмотрение системы в качестве динамически развивающегося целого, а с другой – расчленение системы на составляющие структурные элементы и рассмотрение их во взаимодействии.

Типология прогнозов занятости строится в зависимости от различных критериев и признаков. В их числе можно выделить следующие:

1) масштаб прогнозирования, например, регион;

2) время упреждения или временной  горизонт прогноза, например, прогноз  развития занятости на 2005-2010 год;

3) характер объекта;

4) функциональный признак;

5) степень детерминированности (определенности) объектов прогнозирования;

6) характер развития объектов  прогнозирования во времени;

7) степень информационной обеспеченности  объектов прогнозирования.

По масштабу прогнозирования выделяют:

  • макроэкономический прогноз;
  • структурный (межотраслевой и межрегиональный) прогноз;
  • прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (энергетического, инвестиционного, аграрно-промышленного и др.);
  • прогнозы отраслевые и региональные;

По времени упреждения или временному горизонту все прогнозы подразделяются на:

  • оперативные (до 1 месяца);
  • краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);
  • среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
  • долгосрочные (от 5 лет до 15-20 лет);
  • дальнесрочные (свыше 20 лет).

Разрабатываемые прогнозы опираются на определенные заделы: краткосрочные – на имеющиеся виды продукции и финансовые ресурсы; среднесрочные – на накопленный инвестиционный потенциал; долгосрочные – на те или иные направления НТП и новые технологии.

Информация о работе Стратегические направления развития системы занятости в РФ (Тульской области)