Стратегические направления развития системы занятости в РФ (Тульской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем прогнозирования занятости населения и рынка труда в макроэкономическом контексте.
Задачами курсовой работы является:
- дать понятие трудового потенциала населения;
- определить роль занятости населения в социально-экономическом развитии государства;
- показать методы и структуру прогнозирования занятости населения
- на практическом примере сделать прогнозы показателей занятости и предложить пути дальнейшего развития субъекта.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения
1.1. Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны
1.2. Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные аспекты и последствия безработицы
1.3. Государственное регулирование занятости населения в РФ
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ (Тульской области)
2.1. Методы прогнозирования занятости населения
2.2. Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере Тульской области)
2.3. Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ (Тульской области)
3.1. Основные проблемы и направления повышения уровня
занятости и совершенствования ее структуры в РФ (Тульской области)
3.2. Прогнозирование показателей занятости населения в РФ
(Тульской области)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 8 моя КУРСОВАЯ.doc

— 670.00 Кб (Скачать файл)

Наличие квалифицированной, мобильной рабочей силы может стать тем ключевым фактором, который позволит наилучшим образом реализовать экономический потенциал региона. С приходом инвестиционной политики меняются объем и направленность межрегиональных потоков населения и трудовых ресурсов, что, безусловно, оказывает влияние на состояние локальных рынков труда и приводит к накоплению определенных структурных дисбалансов в динамике спроса на рабочую силу и ее предложения, и являющейся результатом их взаимодействия занятости населения. Необходимость совершенствования управления миграцией в нынешних условиях возрастает, поскольку существующая система управления не позволяет эффективно реагировать на объективно складывающиеся условия: источники, масштабы и качественный состав перераспределения рабочей силы остаются вне сферы управления.

Процесс согласования спроса и предложения на региональных рынках труда проходит в условиях обострения проблемы структурной безработицы, особенно в ее региональном аспекте. На уровне отдельных регионов и на конкретных локальных рынках труда предъявляемый спрос зачастую неадекватен имеющемуся предложению рабочей силы. Степень этой неадекватности усиливается вследствие значительной обособленности региональных рынков труда, низкой мобильностью трудовых ресурсов и нередко, фактическим отсутствием системы стимулирования, поддержания и развития необходимого уровня мобильности трудовых ресурсов. В результате, как на национальном, так и на региональных рынках труда, структурная безработица серьезно осложняет социальную ситуацию, принимая длительные и застойные формы.

Отдельного внимания заслуживает проблема изменений в отраслевой структуре занятости. Накопленная за предыдущие годы занятость в отраслях промышленности, следуя за падением спроса на продукцию этих отраслей, начала интенсивно высвобождаться как во вновь создаваемые, так и в ранее существовавшие сектора. Учитывая сравнительно небольшой срок жизни отечественного рынка труда, серьезные перекосы в структуре занятости стали причиной накопления дисбалансов, сформировавших структурную безработицу.

         Ограничения конкретного отраслевого рынка диктуются, прежде всего, информационной инфраструктурой, содержащей данные о спросе и предложении на данном рынке, а также о других характеристиках: о требуемой квалификации рабочей силы, уровне оплаты труда, условиях работы и т.д.

Спрос отрасли на рабочую силу определяется на практике через число объявленных вакантных рабочих мест. Предложение рабочей силы для экономики в целом характеризуется объективными (по отношению к функционированию рынка труда) процессами демографии, на отраслевом уровне играет роль также относительная привлекательность занятости в отрасли, интегральным показателем которой может служить отношение уровня оплаты данной отрасли по сравнению с другими. Процессы движения рабочей силы находятся под влиянием количества вакансий в отраслях экономики. Совместное исследование процесса взаимодействия спроса и предложения на рынке труда позволяет определить наиболее значимые факторы, формирующие текущее положение на рынке труда, их вклад и относительную значимость, и оценить перспективную динамику целевых параметров.

Предлагаемые подходы к решению вопроса о сбалансированности факторов производства основаны на самых общих предпосылках балансового метода. Предлагается на региональном уровне ввести в прогнозную практику помимо баланса трудовых ресурсов баланс движения населения и трудовых ресурсов. Для эффективного прогнозирования необходимо знание реальных процессов, формирующих занятость населения. На сегодняшний день занятость населения определяется достаточно независимыми друг от друга процессами движения рабочей силы, которое формирует ее предложение, и движения рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу. Существует настоятельная необходимость прогнозирования динамики и согласования этих процессов, главной целью которых является формирование эффективной полной занятости.

При разработке среднесрочного социально-экономического прогноза необходимо решение таких задач, как построение прогнозных балансов трудовых ресурсов, прогнозных балансов территориального, отраслевого и профессионального движения населения и трудовых ресурсов, моделирование процесса взаимосвязи спроса и предложения на рабочую силу с учетом как демографических, так и макроэкономических (например, инвестиционных) факторов.

Построение системы отчетных балансов движения населения и трудовых ресурсов может в значительной мере восполнить существующий недостаток информации о процессе движения,  расширить возможности моделирования и сферу применения аналитических и прогнозных моделей рассматриваемого процесса во всем многообразии его форм и взаимосвязей.

 

3. Стратегические направления развития  системы занятости в РФ

(на примере Тульской области)

3.1. Основные проблемы  и направления повышения уровня  занятости и совершенствования  ее структуры в РФ (на примере Тульской области)

 

На основе анализа статистических данных мониторинга регистрируемой безработицы можно выделить следующие ключевые проблемы регионального рынка труда:

- несбалансированность спроса  и предложения рабочей силы;

- низкое качество рабочей силы;

- слабая  адаптированность системы  профессионального образования  к требованиям рынка труда;

- недостаточное развитие внутрифирменного  обучения персонала;

- высокий удельный вес неэффективных  рабочих мест.

В связи с этим, основной целью деятельности органов занятости населения является повышение эффективности занятости населения области и создание условий для снижения уровня общей и регистрируемой безработицы.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- снижение общей и регистрируемой безработицы, повышение уровня занятости;

- повышение информированности  населения о ситуации на рынке  труда, о государственных услугах, предоставляемых органами занятости  населения;

- улучшение профессиональной ориентации, психологической поддержки и социальной адаптации безработных граждан и незанятого населения;

- содействие трудоустройству незанятых  граждан, в том числе на временные  работы;

- повышение качества и конкурентоспособности  рабочей силы;

- развитие форм и технологий  целевого взаимодействия с работодателями в подборе персонала в рамках активного содействия трудоустройству безработных граждан, ищущих работу;

- совершенствование организационных  форм развития внутренней и  внешней трудовой миграции, повышение  мобильности трудовых ресурсов области;

- повышение уровня комфортности  и доступности предоставления  государственных услуг;

- обеспечение количественного  соответствия объемов подготовки  рабочих кадров и специалистов  в областной системе профессионального  образования.

В Тульской области деятельность органов  занятости  населения  осуществляется в соответствии с долгосрочной целевой программой «Содействие занятости населения Тульской области на 2009-2011 годы», утвержденной постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 330, основной целью которой является  повышение эффективной занятости населения, создание условий для снижения уровня общей и регистрируемой  безработицы и оптимизация системы управления занятостью как основы устойчивости и динамичного развития области.

          По итогам  реализации долгосрочной целевой Программы в 2010 году:

- трудоустроено 31,5  тыс. человек;

- приступили к профессиональной  подготовке, переподготовке, повышению  квалификации 4,8 тыс. безработных граждан;

- 3,9  тыс. человек участвовало в программах социальной адаптации;

- организовано 532 ярмарки вакансий  и учебных рабочих мест, в которых  приняли участие 30,4 тыс. человек;

- 53,5 тыс. человек получили государственные  услуги по профессиональной ориентации  в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

- государственные услуги по  психологической поддержке оказаны 6,0 тыс. безработным гражданам;

- приступили к общественным  работам 4,2 тыс. граждан из числа  ищущих работу;

- трудоустроено 713  безработных, испытывающих трудности в поиске работы;

- трудоустроен 141 выпускник в возрасте  от 18 до 20 лет из числа выпускников  начального и среднего профессионального  образования, ищущих работу впервые;

- предоставлена временная работа  в свободное от учебы время 7,2 тыс. подросткам в возрасте от 14 до 18 лет.

На реализацию мероприятий данной Программы в 2010 году израсходовано 66604,6 тыс. рублей средств субвенций федерального бюджета и 997,5  тыс. рублей средств бюджета Тульской области.

  В целях обеспечения дополнительной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу, увольняемых или находящихся под риском увольнения, снижения напряженности на рынке труда в Тульской области в 2010 году реализовывалась утвержденная постановлением администрации Тульской области от 14.01.2010 № 27 Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тульской области в 2010 году.

В ходе реализации мероприятий Программы, по состоянию на 31.12.2010:

- приняли участие в общественных, временных работах 13029  человек;

- приступили к стажировке 672 выпускника образовательных учреждений под руководством 266 наставников;

- организовали собственное дело 546 безработных граждан и создали дополнительно 246 рабочих мест;

- для трудоустройства безработных инвалидов организовано 32 специальных рабочих места;

- приступили к профессиональному обучению 1821 человек из числа граждан, находящихся под угрозой увольнения.

В 2011 году активно реализуются мероприятия, как долгосрочной целевой Программы, так и дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Тульской области.

В целях преемственности мероприятий по содействию занятости населения разработана и утверждена постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 № 90 долгосрочная целевая программа «Содействие занятости населения Тульской области на 2012-2016 годы».

3.2. Прогнозирование показателей  занятости населения в РФ (на примере Тульской области)

 

В связи с наметившимся устойчивым ростом экономики Тульской области, ожидается  улучшение ситуации на рынке труда.

По оценке  Федеральной службы государственной статистики  по Тульской области: 

- общая численность экономически  активного населения в среднем  за  2011 год снизится   по сравнению  с аналогичным периодом 2010 года на 2,6 тыс. человек и составит 797,0 тыс. человек;

- численность занятых в экономике  составит 753,0 тыс. человек, что на  уровне 2010 года;

- численность безработных граждан  составит 44,0 тыс. человек, что на 2,7 тыс. меньше аналогичного периода 2010 года;

- уровень безработицы по методологии  МОТ составит 5,5%, что на               0,3 процентных пункта  ниже аналогичного  периода 2010 года.

В 2011 году сохраняется контроль над процессами высвобождения работников и ростом уровня регистрируемой безработицы в режиме еженедельного мониторинга, проводимого департаментом труда и занятости населения Тульской области.

Уровень регистрируемой безработицы в Тульской области к концу 2011 года не должен превысить 1,5%, что на 0,1 процентных пункта ниже аналогичного периода 2010 года.

За содействием в поиске подходящей работы в органы занятости населения  могут обратиться  46,4 тыс. человек, то есть на 4,1 % меньше, чем в 2010 году, 29,6 тыс. человек будут признаны в установленном порядке безработными, что составит  92,6% к соответствующему периоду 2010 года.

Рассмотрев Сценарные условия формирования социально- экономического развития экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период до 2014 года, учитывая социально-экономическое развитие Тульской  области, ситуация на рынке труда области предусматривает сохранение позитивных тенденций:

- численность безработных граждан в 2011-2014 годах, рассчитанная по методологии МОТ, сократится с 44,0 тыс. человек (в среднем за год) в 2011 году до 37,0 тыс. человек в 2014 году;

- численность безработных, зарегистрированных  в органах занятости населения, снизится с 12,0 тыс. человек на конец 2011 года до 10,5 тыс. человек к концу 2014 года;

- произойдет снижение уровня безработицы, рассчитанного по методологии МОТ,  с 5,5% (в среднем за год) в 2011 году до 4,7 % в 2014 году;

- уровень регистрируемой безработицы снизится с 1,5% на конец 2011 года до 1,3%  к концу 2014 года;

- создание новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов, приведет к увеличению  спроса  рабочей силы на рынке труда области, и соответственно к снижению коэффициента напряженности на рынке труда с 1,6 на конец 2011 года до 1,3 к концу 2014 года.

В целях оценки сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и потенциального спроса на рабочую силу, определения структурных  пропорций предложения и спроса на рынке труда, выявления перспективных направлений развития рынка труда с учетом стратегии развития отдельных сфер и отраслей экономики, повышения эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов с 2012 года в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 03.06.2011 №440 «О разработке баланса трудовых ресурсов» Минздравсоцразвития России будет начата разработка прогноза баланса трудовых ресурсов на очередной финансовый год и плановый 2-летний период.   

Информация о работе Стратегические направления развития системы занятости в РФ (Тульской области)