Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:23, курсовая работа
Процесс стратегического планирования мало, чем отличается от процесса принятия решений, но и постоянно решать задачи, связанные с выбором альтернативных действий. Это относится к выбору миссии и целей организации, самой стратегии, распределению ресурсов, выбору стратегических задач. Процесс альтернативных решений во многом обусловлен адаптивным характером стратегического планирования.
Сущность процесса планирования стратегии сводится к поиску ответов на вопросы:
1. каково настоящее положение организации, какова стратегическая ситуация в которой она находится?
2. в каком положении руководство предприятия хочет видеть ее в будущем?
3. какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели?
4. что и как нужно сделать, что бы достичь целей руководства?
Введение 3-4
Часть 1
1.1. Этапы разработки стратегии 5-10
1.2. Анализ внешней и внутренней среды организации
1.2.1 Анализ внешней среды организации 11-13
1.2.2 Анализ внутренней среды организации 14-17
1.3. Классификация стратегии
1.3.1 Корпоративная стратегия 18-19
1.3.2 Деловая стратегия 20-22
1.3.3 Функциональная стратегия 22
1.3.4 Операционная стратегия 23
1.3.5 Факторы, формирующие стратегию 23-24
Часть 2
2.1. Аналитическая часть. Описание компании, ее стратегия 25-26
Часть 3
3.1 Разработка стратегии 27-31
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Существует несколько составляющих успешного выполнения стратегии:
· своевременное и качественное доведение цели, стратегии и планов до работников фирмы для достижения понимания и вовлечения в процесс выполнения стратегий;
· разработка системы стимулов реализации стратегии;
· деятельность руководства по организации выполнения стратегии, выделение необходимых ресурсов;
· проведение необходимых стратегических изменений в фирме, позволяющих ей адаптироваться к внешней среде. Проведение изменений в организации создает условия, необходимые для реализации выбранной стратегии. Без стратегических изменений даже самая обоснованная стратегия может оказаться неэффективной.
Контроль и оценка выполнения стратегии
Процедура контроля обеспечивает обратную связь с процессом реализации стратегии. Основными задачами контроля является:
· обеспечение стратегического контроля необходимой информацией;
· установление системы показателей, по которым осуществляется контроль;
· формирование механизма сравнения и оценки результатов, анализ причин отклонений;
· проведение соответствующей корректировки при отклонениях в процессе реализации стратегии;
Стратегическое управление осуществляется посредствам разработки и принятия стратегических решений. К их числу следует отнести все решения, затрагивающие основные стороны деятельности предприятия, ориентированные на перспективу и принимаемые в условиях неопределенности. Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей:
· инновационный характер;
· направленность на перспективные цели и возможности;
· сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив не определено;
· субъективность оценки;
· необратимость и высокая степень риска.
Стратегические решения – это решения о реконструкции предприятия, внедрения новой продукции и технологии, выходе на новые рынки сбыта, приобретение и слияние предприятий, а так же приобретение организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры и т.д.).
Решения, касающиеся использования имеющегося потенциала производственной базы, можно отнести к тактическим.
Главная цель стратегического управления – развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды[2, с.333]2.
1.2. Анализ внешней и внутренней среды организации
1.2.1 Анализ внешней среды организации
Анализ
внешней среды представляет собой
оценку состояния и перспектив развития
важнейших, с точки зрения организации,
субъектов и факторов окружающей
среды: отрасли, рынков, поставщиков
и совокупности глобальных факторов
внешней среды, на которые организация
не может оказывать
Анализ
внешней среды служит инструментом,
при помощи которого разработчики стратегии
контролируют внешние по отношению
к организации факторы с целью
предвидеть потенциальные угрозы и
открывающиеся новые
Угрозы
и возможности могут
1.
при анализе экономических факт
2.
При анализе политических факто
3. Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководству фирмы уточнить ее стратегию и укрепить позиции организации на рынке. Здесь исследуют изменения демографических условий, уровень доходов населения и их распределение, жизненный цикл различных товаров и услуг, уровень конкуренции в отрасли, долю рынка, занимаемую организацией, емкость рынка или защищенность ее правительством.
4.
Руководство организации
5.
Анализ факторов конкуренции пр
6. Социальные факторы внешней среды включают изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы. В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для организации. Чтобы эффективно справиться с этими проблемами, организация как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде.
В
нашей стране целый ряд факторов
социальной среды приобрел особое значение.
К ним относятся обостренные
национальные чувства, отношения основной
массы населения к
7. Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. Многие крупные и средние организации активно действуют или собираются действовать на международном рынке. Поэтому руководство должно следить за ситуацией, которая складывается в этом обширном сегменте. Нужно отслеживать политику правительств других стран, предусматривающую усилия по защите или расширению национального рынка в целом или в отдельных отраслях. С учетом факторов внешней среды стратегия организации может быть направлена на поиск защиты у правительства от иностранных конкурентов, укрепление внутреннего рынка или расширение международной активности.
Анализ
внешней среды рекомендуется
заканчивать составлением перечня
как внешних опасностей, так и
возможностей, с которыми организация
сталкивается в этой среде. Форма
представления этого перечня
может быть различной, но, как правило,
она должна включать внешние факторы
для их ранжирования по степени воздействия
на организацию и оценку воздействия[2,с.456]3.
1.2.2 Анализ внутренней среды организации
При разработке стратегии организации менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри организации. Необходимо идентифицировать те внутренние перемены, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из них могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия.
Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени будет соответствовать будущему предприятия. Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы предприятия. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведение управленческого анализа строго не закреплен за функциональными службами предприятия.
В основе управленческого анализа деятельности организации должны лежать следующие общеметодологические принципы:
· системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая, в свою очередь, из ряда подсистем;
· принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия;
· динамический принцип и принцип сравнительного анализа: анализ всех показателей в динамике, а так же в сравнении с аналогичными показателями конкурирующих фирм;
· принцип учета специфики предприятия (отраслевой и региональной)
Выделяют
два направления
1. определение потенциала организации;
2. оценка ее конкурентоспособности.
Для характеристики потенциала организации, анализируются ее сильные и слабые стороны, которые основываются на стратегически важных сферах деятельности организации и которые всегда являются относительными (относительно основных конкурентов или заданных нормативов).
Существует
множество источников сильных и
слабых сторон деятельности предприятия.
К числу сильных сторон можно
отнести серьезные и явные
потребительские предпочтения, возможность
экономии на масштабах. Слабой стороной
предприятия являются, серьезная
зависимость от внутреннего рынка
объема прямых продаж, а так же неспособность
удовлетворять потребности
Определение сильных и слабых сторон следует проводить по всем направлениям деятельности предприятия:
· организация и общее управление;
· производство;
· маркетинг;
· финансы и учет;
· управление кадрами и др.
В сфере производства, например, анализируются:
· стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками;
· система контроля запасов, и их оборот;
· местонахождение производства;
· экономия от масштаба производства;
· эффективность использования мощностей, прогрессивность технологии;
Информация о работе Стратегические факторы конкурентной фимы