Стратегический анализ внешней среды ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность, которая в немалой степени зависит от стратегического менеджмента. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как товар, предприятие, отрасль, регион, страна в целом. В данной курсовой работе рассмотрена конкурентоспособность и стратегический менеджмент ОАО «Газпром». Потребность в научном исследовании проблемы повышения конкурентоспособности и стратегического менеджмента определяет актуальность темы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4
1 Теоретическая часть 5
1.1 Методы стратегического анализа среды 5
1.2 SWOT-анализ6
1.3 Метод составления профиля среды7
1.4 PEST-анализ 8
2 Практическая часть10
2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром»………………………………..10
2.2 Анализ привлекательности и тенденций развития нефтегазовой отрасли……………………………………………………15
2.3 Оценка значимых сил конкуренции в нефтегазовой отрасли………….24
2.4 Проведение SWOT-анализа и выбор стратегии…………………………26
2.5 Формулирование стратегии и разработка мероприятий
по ее реализации……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….38
Библиографический список…………………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 378.07 Кб (Скачать файл)

 

Основные экономические  характеристики отрасли

Место организации  в отрасли, особенности ее поведения

Благоприятные факторы  отрасли

Неблагоприятные факторы  отрасли

5.Легкость вхождения  в отрасль и выхода из нее

Барьеры вхождения  в отрасль не высоки. Но положение  компании устойчиво на российском рынке  энергоресурсов

Положение компании устойчиво на российском рынке

В настоящее время  на российском рынке энергоресурсов очень большое количество различных  компаний

6.Характеристика  продукции отрасли

Ориентировано на добыче и транспортировке природного газа

Лидирует по количеству добычи и транспортировки газа по России и другим странам мира

Значительно уступает своим западным конкурентам по добыче и переработки нефти

7.Темпы и характер  обновления номенклатуры

В настоящее время  обладает самым технологическим  оборудованием по добычи и транспортировке  газа

В настоящее время  обладает самым технологическим  оборудованием по добычи и транспортировке  газа на российском рынке

 

8. Относительная  доходность отрасли

На 2011 год чистая прибыль составила 775,9 млрд.руб.

Нефтегазовая промышленность – очень выгодный бизнес

 

 

На сегодняшний  день российский рынок энергоресурсов очень сильно насыщен различными компаниями. ОАО «Газпром» уверенно занимает первое место в РФ по добыче и транспортировке газа. Однако он уступает своим западным конкурентам в добыче других энергоресурсов. Однако нельзя не отметить преимущества компании:

1. В настоящее  время ОАО «Газпром» обладает  самым большим запасом месторожденийприродного  газа и владеет крупнейшей  в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно траспортировать  газ на дальние расстояния.

2. ОАО «Газпром»  является лидером по внедрению  современных технологий добычи, переработки и транспортировки  энергоресурсов.

Изменения в отрасли  и уровне конкуренции возникают  из-за действия движущих сил в отрасли. При анализе выявляется, какие  силы воздействуют на отрасль в большей  степени (Таблица 2).

 

Таблица 2 – Анализ движущих сил ОАО «Газпром»

 

Группы движущих сил

Выявление движущих сил

Влияние, оказываемое  движущими силами

Вероятность и характер их изменения в будущем

1.Внедрение новых  продуктов

-Использование новых машин и буровых установок для добычи газа;

-Расширение географии маршрутов экспорта;

-Улучшение уровня сервиса

-В настоящее  время обладает самым большим  запасом месторождений природного  газа, и владеет крупнейшей в  мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать  газ на дальние расстояния;

-Сервис компании  находится на высоком уровне, это так же является плюсом  для компании

-Всегда будет  стремиться обновить техническое  оснащение, если появятся новые  технологии;

-Компании необходимо  расширить свою географию маршрутов  экспорта как на внутреннем, так  и на внешнем рынке;

-Сервис компании  всегда старается держаться на  высоте


 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2.

 

Группы движущих сил

Выявление движущих сил

Влияние, оказываемое  движущими силами

Вероятность и характер их изменения в будущем

2.Изменения в  технологии, в системе маркетинга

-Предложения потребителям  переработанных продуктов нефтегазовой  отрасли (бензин);

-Реклама

-Является лидером  по внедрению современных технологий;

-Маркетинг компании  хорошо развит

-С большим интересом  разрабатывает новые современные  технологии и интенсивно внедряет  их в отрасль;

-Маркетинг не  перестает развиваться

3.Выход на рынок  или уход с него крупной  организации

Появление новых  преспувающих конкурентов

На российском рынке  энергоресурсов все больше стало  появляться новых, быстро растущих и  преуспевающих компаний,которые  становятся способными составить конкуренцию 

Новые перспективные  компании в будущем могут с  легкостью стать достойными конкурентами компаний-лидеров и даже посоревноваться  с ними

4.Изменения потребительских  предпочтений

-Выбор потребителей  лучшего сервиса;

-Переход потребителей  на биотопливо и атомную энергию

-Старается сделать  свой сервис как можно лучше,  чтобы привлечь клиентов;

-Переход потребителей  на биотопливо и атомную энергию  может быть лишь частичным,  так как эти отрасли малоразвиты  в РФ

Потребители никогда  не перестанут обращать внимание на сервис и качество продукции, и всегда будут  выбирать лучшее


 

Проанализировав движущие силы в нефтегазовой отрасли, можно  сделать вывод, что, чтобы сохранять  свое положение на российском рынке  энергоресурсов, компании ОАО «Газпром»  нужно поддерживать уровень своих  транпортировок, качество продукции  и сервиса, продолжать внедрять современные  технологии, дальше развивать маркетинг  и самое главное расширить  свою географию экспорта на внешнем  рынке.

Под КФУ в отрасли  понимают те факторы, которые определяют успех или провал фирмы на рынке, ее конкурентные возможности, непосредственно  влияющие на прибыльность организации.

Важнейшими ключевыми  факторами успеха компании ОАО «Газпром»  являются:

1. Качество добываемого  газа (производственный фактор): в  настоящее время группа «Газпром»  является крупнейшей компанией  мира по величине запасов природного  газа. По состоянию на 31 декабря  2008 года запасы газа оценивались  в 33,1 трлн.м3. По международным  стандартам PRMS доказанные и вероятные запасы углеводородов оценены в 230,1 млрд.долл.

2. Способность к  инновациям (научно-технический фактор): ОАО «Газпром» является лидером  по внедрению современных технологий  в добычу, переработку и транспортировку  природного газа.

3. Квалификация  работников компании (управленческий  фактор): компания ОАО «Газпром»  появилась на российском рынке  еще в 1965 году. Работники компании  все достаточно опытные и квалифицированные  специалисты.

 

2.3 Оценка значимых сил конкуренции в нефтегазовой отрасли

 

Отрасли отличаются друг от друга экономическими характеристиками, конкурентными ситуациями и перспективами. Условия в отраслях экономики  могут отличаться настолько, что  лидирующие компании в непривлекательных  отраслях могут с большим трудом получать приемлемые прибыли, в то время  как даже слабые компании в привлекательных  отраслях могут иметь вполне приличные  показатели.

Одна  из наиболее известных схем, позволяющих  добиться результата исследования, методом структурного анализа была предложена профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером (1985г.) и получила название «модель пяти сил» (Рисунок 3).


 

Рисунок 3 – Модель пяти сил М.Портера

 

Модель М. Портера  основывается на следующих положениях:

- Структурный  анализ признает, что конкуренция  в промышленности выходит за пределы непосредственно конкурирующих фирм.

- При проведении  структурного анализа необходимо  определить интенсивность конкуренции и в этой связи потенциальные уровни воздействия на организацию пяти ключевых сил. Методика позволяет определить наиболее мощные ключевые силы для формулирования стратегии.

Первой конкурентной силой является соперничество среди  конкурирующих компаний:

- С увеличением  числа компаний на российском  рынке энергоресурсов, конкуренция  между существующими лидирующими  компаниями не увеличивается;

- Спрос на  энергоресурсы растет с каждым  годом;

- Чем известнее  бренд компании, тем дороже потребители  приобретают продукцию;

- В нашей стране  наиболее известны и популярны  среди потребителей компании: ОАО  «Газпром» и «Лукойл».

Второй конкурентной силой является влияние на конкуренцию  в отрасли товаров-заменителей:

- Уровень потребления  биотоплива не велик, потому  что эта отрасль не достаточно  развита;

- Уровень использования  атомной энергии не велик, в  связи с крупнейшими авариями.

Третьей конкурентной силой является появление в отрасли  новых конкурентов: в данной отрасли  входные барьеры невысоки – предпочтения и преданность потребителей, лицензирование деятельности, доступ к каналам сбыта, что позволяет появляться и быстро развиваться на рынке все новых компаний.

Четвертой конкурентной силой являются экономические возможности  и торговые способности поставщиков:

- Поставщики  ОАО «Газпром» являются самыми  крупными;

- Продукция поставщиков  хорошо дифференцирована, что не  дает возможности компании перейти  к другим поставщикам.

Пятой конкурентной силой являются экономические возможности  и торговые способности покупателей:

- В нефтегазовой  отрасли много потребителей;

- Потребители  могут легко найти альтернативный  вариант компании;

- Потребители  выбирают наиболее надежные компании, с лучшим сервисом, однако есть  категория потребителей, которая обращает внимание на стоимость продукцию.

На основании  проведенного исследования пяти конкурентных сил выделим наиболее значимые из них: влияние поставщиков и потребителей, а также соперничество среди  действующих в отрасли конкурентов.

 

2.4 Проведение SWOT-анализа и выбор стратегии

 

Сильные и слабые стороны  определяют условия успешного существования  организации.

Сильные стороны – это  то, что организация делает хорошо по сравнению с конкурентами, а  слабые – это то, чем компания не обладает или делает не достаточно хорошо по сравнению с конкурентами.

 

Таблица 3 – Сильные и  слабые стороны ОАО «Газпром»

 

Сильные стороны

Слабые стороны

1

Эффективное управление

Необходимость развития сбытовой сети

2

Большие запасы газа на территории РФ

Необходимость инвестировать  серьезные средства в разработку новых месторождений

3

Диверсификация маршрутов  и повышение надежности поставок газа в Европу

Недостаточное финансирование проектов, направленных на диверсификацию поставок газа

4

Способность удовлетворять  растущий с каждым годом спрос  на энергоресурсы

Отставание темпов роста  добычи от темпов роста потребления  газа

5

Лидирующее место по темпу  роста рыночной капитализации среди  европейских компаний

Стоимость акций Газпрома остается заниженной в цене


 

 

Продолжение таблицы 3

 

6

Большие затраты на НИОКР, 95% используемых технологий соответствуют  современным требованиям 

Проблема модернизации действующей  системы магистральных газопроводов

7

Развитие производство и  морской транспортировки СПГ

Невозможность обеспечения  растущего с каждым годом спроса на энергетические ресурсы за счет поставок СПГ

8

Соблюдение всех требований Конвенций Международной организации  труда

Отток квалифицированных  кадров в другие организации ТЭКа

9

Лучшие рекламные компании, спонсорская и благотворительная  деятельность

Большие затраты на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа

10

Квалифицированный персонал

 

11

Известный бренд

 

 

Для того чтобы успешно  выживать в долгосрочной перспективе  в конкурентной борьбе, организация  должна уметь прогнозировать то, какие  трудности могут возникнуть на ее пути в будущем и то, какие новые  возможности могут открыться  для нее. Поэтому в стратегическом управлении применяется анализ выявления  возможностей и угроз.

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды ОАО «Газпром»