Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:32, курсовая работа
Среди множества объективных и субъективных причин необходимо выделить неготовность руководства российских предприятий к работе в новых условиях. В сложившейся ситуации ключевую роль сыграло то обстоятельство, что в СССР руководителями предприятий традиционно становились профильные специалисты: строители – в стройкомплексе, металлурги – на металлургических производствах, текстильщики – в текстильной промышленности и др. Они великолепно знают собственное производство и используемые технологии, за многие годы работы "обросли" многочисленными, полезными для предприятий связями. Однако зачастую их знания в таких областях, как финансовый анализ и управление, маркетинг, оценка бизнеса и т.п., которые необходимы для руководства предприятиями в современных условиях, достаточно поверхностны. Но хуже всего то, что в аппарате управления заводов, требуемые специалисты также отсутствуют.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
1.ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРИЗИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.....................................................................................................
1.1Понятие антикризисного управления………………………………………
1.2Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии………………………………………………………………………..
1.3Диагностика финансово-экономического состояния предприятия………
1.4swot-анализ…………………………………………………………………
1.5Подходы к формированию программы по выводу предприятия из кризиса……………………………………………………………………………
2.ДИАГНОСТИКА ООО «СФЕРАС-СЕРВИС»………………………………
2.1Анализ финансового состояния ООО "Сферас - Сервис "…..,…………
2.2Анализ причин возникновения кризиса…………………………………
2.3Прогнозирование возможного банкротства предприятия………………
2.4swot-анализ ООО "Сферас - Сервис"………………………………………
3.ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………...................................................................
3.1Антикризисное управление ООО "Сферас - Сервис"……………………
3.2Бизнес-план по организации ремонта сложной бытовой техники ООО "Сферас - Сервис "………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
антикризисный управление банкротство финансовый
Далее делается подробная разработка предложений по структуре рисков и мерам по их предотвращению и минимизации, включая: политические, юридические, производственные и технические, организационные и внутренние социально-психологические, маркетинговые и финансовые риски. Уточняются ближайшие шаги.
Самое привлекательное, в
этом методе то, что информационное
поле формируется непосредственно
самими руководителями, а также наиболее
компетентными сотрудниками компании
на основании обобщения и
При этом отпадает необходимость
в использовании мощных дорогостоящих
систем "количественного" анализа
и привлечении не менее дорогих
экспертов, которые, хуже зная специфику
конкретного рынка и
Необходимо отметить, что стратегические решения, не всегда связаны со большим временем планирования, а скорее характеризуются их влиянием на глубину перестройки бизнеса, его структуры, направлений развития, что может, например, в периоды кризисов или технологических "скачков", изменяться достаточно быстро.
Кроме того, стратегические
решения связаны скорее с внешними,
чем с внутренними проблемами
компании - в особенности решения
связанные с выбором
Поэтому внешний анализ, помимо оценки рыночной конъюнктуры, должен охватывать такие сферы, как экономика, политика, технология, международное положение и социально-культурное поведение, т.е. проводиться в соответствии с моделью GETS, что означает четыре группы внешних сил давления:
Процедуры внутреннего анализа могут и должны включать в себя оценку уникальности ресурсов и технологий, основных компонентов менеджмента, корпоративной культуры и т.п.
Оценка сильных и слабых
сторон предприятия по отношению
к возможностям и угрозам внешней
среды как раз и определяет
наличие у фирмы стратегических
перспектив и возможность их реализации.
Понятно, что при этом будут возникать
препятствия (угрозы), которые необходимо
преодолевать. По существу матрица SWOT-анализа
представляет собой удобный инструмент
структурного описания стратегических
характеристик среды и
Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в том, что сначала весь мир делится на две части - внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих частей - на благоприятные и неблагоприятные:
Выбор эффективных стратегий, соответствующих внутренним параметрам предприятия и его положению на рынке и, в целом, во внешней среде, производится путем построения матриц корреляционного SWOT - анализа.
Таким образом, "разработка стратегии фирмы базируется на анализе конкретных сегментов рынка для оценки благоприятного проникновения в намеченные сферы, их использования для укрепления своих позиций". Успех при этом зависит от формального, точного, полного и всестороннего описания взаимодействия предприятия с внешней средой. Это дает некоторую гарантию, что стратегические решения приняты на основе анализа всей доступной информации и ничего не упущено!
Кроме того, результаты анализа и принятые на его основании решения должны фиксироваться и накапливаться, т.к. накопленный структурированный опыт ("база знаний") является основой управленческой стоимости любой компании. Здесь как нельзя лучше подходят технологии и инструменты бизнес-инжиниринга, опирающиеся на систему информационных моделей предприятия и моделей внешней среды.
Правильно и вовремя принятые
стратегические решения играют сегодня
ключевую роль в успешной деятельности
организации. В конечном счете именно
они оказывают решающее влияние
на конкурентоспособность
Основой программы является глубокий анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, который выявляет факторы, приведших к кризису на предприятии.
Кроме того, в стабилизационную программу входит комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия.
Именно здесь начинают проявляться принципиальные отличия антикризисного управления от обычного. Эти отличия заключаются в смене критериев принятия решений.
В рамках "нормального" управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние в долгосрочном аспекте целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств. Процедура антикризисного управления прежде всего нацелена на мобилизацию внутренних ресурсов предприятия, введение жесточайшего внутрифирменного контроля и учета, особенно за денежными потоками.
Смело можно сказать, что кризис на предприятии означает дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах.
Текущая
финансовая потребность в оборотных
средствах (ТФП) - наиболее простая и
понятная часть формулы. ТФП определяется
как сумма предстоящих на момент
расчета формулы выплат по возврату
долгов (включая проценты по ним), а
также штрафов и пени (в случае
просроченных платежей) за планируемый
период. Покрывается денежными
Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах (ТХП) представляет собой разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемый период, с одной стороны, и объемом производственных запасов предприятия в пределах размеров, предусмотренных сметой, с другой.
Определение порогового значения ТХП, невозможность обеспечения которого является критическим, зависит от отраслевой принадлежности и других особенностей предприятия. Например, в химии и металлургии существует минимальный технологически допустимый объем производства, а для металлообработки нет. Объем постоянных (накладных) расходов также не может служить однозначным критерием порогового значения потребности в оборотных средствах, поскольку может быть скорректирован. ТХП покрывается денежными средствами или приемлемыми для предприятия по содержанию и условиям взаимозачетными операциями (т.е. поставкой в нужные сроки по приемлемой цене именно тех товаров и услуг, на которые и были бы потрачены денежные средства предприятия).
Денежные средства - собственно денежные и эквивалентные им средства (в настоящее время до 85% всех расчетов осуществляется взаимозачетными схемами). Сумма денежных средств является показательной для определения кризисного состояния предприятия.
Во-первых, каждая взаимозачетная операция может быть достаточно легко приведена к денежной оценке (с учетом стоимостных и временных потерь). Во-вторых, конкретные краткосрочные активы сильно отличаются по степени ликвидности. Так, дебиторская задолженность может быть безнадежной независимо от формальных сроков и обязательств по ее погашению, а запасы готовой продукции - мертвым грузом. При этом их наличие никак не обеспечивает реальной платежеспособности предприятия, которую в конечном итоге определяют именно денежные средства.
Финансовая стабилизация на предприятии в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по трем этапам:
Устранение
Наступление неплатежеспособности означает превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия, т.е образуется "кризисная яма". В этот момент чаще всего и начинаются "проблемы" с кредиторами предприятия. Кредиторы, пытаются вернуть свои средства путем арестов имущества. Все средства поступающие на счет предприятия автоматически блокируются и списываются в пользу кредиторов, деятельность предприятия замораживается, а штрафы и пени продолжают начисляться..
Сущность данного этапа стабилизационной программы заключается в маневре денежными потоками для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневр осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.
Заполнение "кризисной
ямы" может быть осуществлено и
увеличением поступления
Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие решение этой задачи.
Увеличение денежных средств
основано на переводе активов предприятия
в денежную форму. Это требует
решительных и нередко
Продажа краткосрочных финансовых вложений - наиболее простой и сам собой напрашивающийся шаг для мобилизации денежных средств. Как правило, на кризисных предприятиях он уже совершен. Еще одно замечание. В условиях фактической стагнации фондового рынка дисконт при продаже ценных бумаг бессмысленно рассчитывать - они идут по той цене, по которой их готовы купить.