Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Согласно американской статистике около 40% компаний еще 20 лет, назад входивших в список Fortune 500, в наши дни благополучно прекратили свое существование. Эксперты, немало времени потратившие на то, чтобы докопаться до истины, сделали ошеломляющий вывод: вымершие компании либо не имели собственной стратегии, или же она представляла собой просто бумажный отчет, который так и не был реализован на практике.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие стратегического планирования
История возникновения стратегического планирования, основные понятия
Сущность и функции стратегического планирования
Документы стратегического планирования: виды и назначения
Подходы к процессу стратегического планирования
Альтернативные модели построения стратегии
Глава 2. Определение цели, анализ и оценка внешних и внутренних факторов, выбор, реализация и оценка стратегии
Глава 3. Организация процесса стратегического планирования на ОАО «ЛЕНТА».
3.1 Организационная характеристика ОАО « Лента »
3.2 Процесс стратегического планирования на ОАО «Лента»
3.3 Политика в области качества ОАО «Лента»
3.4 Цели в области качества ОАО «Лента»
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

MINOBRNAUKI_ROS менеджмент.docx

— 185.80 Кб (Скачать файл)

 МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  

учреждениевысшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический  университет»

филиал в г. Вологде

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине  «Основы менеджмента»

по теме «Стратегическое  планирование»

 

 

 

 

 

                                                                                               Выполнил:

           Проверил:

                                                 

 

 

 

 

 

Вологда

2012

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Понятие стратегического  планирования

    1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия
    2. Сущность и функции стратегического планирования
    3. Документы стратегического планирования: виды и назначения
    4. Подходы к процессу стратегического планирования
    5. Альтернативные модели построения стратегии

Глава 2. Определение цели, анализ и оценка внешних и внутренних факторов, выбор, реализация и оценка стратегии

Глава 3. Организация процесса стратегического планирования на ОАО «ЛЕНТА».

3.1 Организационная характеристика  ОАО « Лента »

3.2 Процесс  стратегического планирования на ОАО «Лента»

3.3   Политика в области  качества ОАО «Лента»

3.4   Цели в области  качества ОАО «Лента»

Список литературы  

Введение

 

Согласно американской статистике около 40% компаний еще 20 лет, назад входивших  в список Fortune 500, в наши дни благополучно прекратили свое существование. Эксперты, немало времени потратившие на то, чтобы докопаться до истины, сделали ошеломляющий вывод: вымершие компании либо не имели собственной стратегии, или же она представляла собой просто бумажный отчет, который так и не был реализован на практике.

 

Представители "первого  поколения" российского бизнеса, работавшие 24 часа в сутки в тот  самый период накопления начального капитала, твердо придерживались позиции, что никакое стратегическое планирование у нас невозможно, уж слишком непредсказуемая  ситуация. Есть возможность - надо ее использовать для получения прибыли; нет - надо такую возможность искать. А планировать - это пустое дело.

 

С чем было связано такое  мнение? При слове «планирование» многие из нас вспоминали советские  время, когда задача планирования была возведена в ранг первоочередных задач. Написано - значит, так и надо делать. На голове шевелились волосы при  воспоминании о централизованном планировании "сверху вниз", об обязательных личных творческих планах и соцсоревнованиях.

 

В настоящее время ситуация изменилась. Мы живем в эпоху постоянных перемен. Меняется все – технологии, способы ведения бизнеса, поведение  клиентов. Выход один – меняться вместе со всем миром. На вопрос: «Как это  сделать?» на помощь приходят разнообразные  инструменты планирования.

 

Вероятно, по политическим соображениям проблема планирования в экономике  была незаслуженно забыта. В первую очередь это было вызвано превратным пониманием рыночных принципов как  стихийных и неуправляемых. Безусловно, роль и значение процесса планирования в условиях рынка принципиально  отличается от плановой экономики советских времен. Однако, в условиях рынка, роль планирования предприятиями своей деятельности значительно возрастает.

 

В своей статье «Стратегическое  планирование в России не возврат  назад, а взгляд в будущее» А.Б. Идрисов  справедливо сравнивает деятельность предприятия на свободном рынке  с действиями армии на фронте. Действительно, работа предприятия в условиях свободного рынка ни что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Любая армия обречена на поражение, если ее руководители бросят своих солдат в атаку на противника без предварительной разведки ситуации, определенной стратегии и четкого плана действий.

 

Все это говорит об актуальности темы стратегического планирования в настоящее время. Совершенно очевидно, что в современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Степень  актуальности стратегического планирования в современной России можно косвенно оценить по уровню спроса российских компаний на соответствующие консалтинговые услуги. Результаты анализа, проведенного в 19-ти отраслях экономики России еще  в 2001 году, включая машиностроение и  металлообработку, нефтяную и нефтегазовую промышленность, фармацевтику, строительство, сельское хозяйство, связь, банки и  другие, показывают, что стратегическое планирование сегодня является уже  весьма актуальной проблемой российского  бизнеса. Обобщая отношение предприятий  к этой проблеме, ее можно поставить  на 5 место по значимости после проблем  финансового характера, юридического характера, проблем развития информационных технологий и проблем оценки собственности  и бизнеса. Объем платных услуг  по вопросам стратегического планирования, оказанных российским предприятиям в период с 1 января 1999 года по 30 июня 2000 года, оценивается в 377 млн. рублей. А ведь еще каких-нибудь 10 лет тому назад большинство руководителей российских предприятий не только не были готовы платить за услуги по решению проблем стратегического планирования, они просто не понимали постановки вопроса.

 

Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия  в условиях рыночной экономики. А  наличие стратегии не обрекает компанию на успех, однако качественно разработанная  стратегия может на порядок повысить конкурентоспособность компании при  условии, что управленческая команда  действительно занимается ее внедрением.

 

Для реализации поставленной цели данной работы необходимо решить следующие задачи:

Изучить понятия и принципы стратегического планирования

Выяснить в чем отличие  стратегического планирования от стратегического управления

Подробно рассмотреть  каждый этап и документ стратегического  планирования

 

Глава 1. Понятие  стратегического планирования

1.1История возникновения  стратегического планирования, основные  понятия

Понятие «стратегия» вошло  в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции  на неожиданные изменения во внешней  среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия  был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию  как «науку и искусство развертывания  войск для боя».

В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались  в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала  нужна и какая от нее польза фирме.

По своему существу стратегия  есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности. Существует четыре различные группы.

1. Правила, используемые  при оценке результатов деятельности  фирмы в настоящем и в перспективе.  Качественную сторону критериев  оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание  — заданием.

2. Правила, по которым  складываются отношения фирмы  с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии  она будет разрабатывать, куда  и кому сбывать свои изделия,  каким образом добиваться превосходства  над конкурентами. Этот набор  правил называется продуктово - рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3. Правила, по которым  устанавливаются отношения и  процедуры внутри организации.  Их нередко называют организационной  концепцией.

4. Правила, по которым  фирма ведет свою повседневную  деятельность, называемые основными  оперативными приемами.

Стратегии имеют несколько  отличительных черт.

1. Процесс выработки стратегии  не завершается каким-либо немедленным  действием. Обычно он заканчивается  установлением общих направлений,  продвижение по которым обеспечит  рост и укрепление позиций  фирмы.

2. Сформулированная стратегия  должна быть использована для  разработки стратегических проектов  методом поиска. Роль стратегии  в поиске состоит в том, чтобы,  во-первых, помочь сосредоточить  внимание на определенных участках  и возможностях; во-вторых, отбросить  все остальные возможности как  несовместимые со стратегией.

3. Необходимость в стратегии  отпадает, как только реальный  ход развития выведет организацию  на желательные события.

4. В ходе формулирования  стратегии нельзя предвидеть  все возможности, которые откроются  при составлении проекта конкретных  мероприятий. Поэтому приходится  пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией  о различных альтернативах.

5. Как только в процессе  поиска открываются конкретные  альтернативы, появляется и более  точная информация. Однако она  может поставить под сомнение  обоснованность первоначального  стратегического выбора. Поэтому  успешное использование стратегии  невозможно без обратной связи.

6. Поскольку для отбора  проектов применяются как стратегии,  так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но  это разные вещи. Ориентир представляет  собой цель, которой стремится  достичь фирма, а стратегия  — средство для достижения  цели. Ориентиры — это более  высокий уровень принятия решений.  Стратегия, оправданная при одном  наборе ориентиров, не будет таковой,  если ориентиры организации изменятся.

7. Наконец, стратегия и  ориентиры взаимозаменяемы как  в отдельные моменты, так и  на различных уровнях организации.  Некоторые параметры эффективности  (например, доля рынка) в один  момент будут служить фирме  ориентирами, а в другой —  станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Термин «стратегическое  планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы  обозначить разницу между текущим  управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь  изменениями в условиях ведения  бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Можно указать на несколько  конструктивных определений, которые  были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

 

1.2 Сущность и функции стратегического планирования

Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся  система управленческих функций, или  основой функциональной структуры  системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется  система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых  разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения  такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения  формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет  фирме достичь своих целей (рис. 1.1).

 

 

 

Рис. 1.1. Логика стратегического  планирования

Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования) (рис. 1.2). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.

Информация о работе Стратегическое планирование