Стратегическое планирование в деятельности менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Одним из основателей стратегического менеджмента является И. Ансофф. Первичную концепцию стратегического менеджмента он связывает

со стилями поведения организаций: приростным и предпринимательским.
- приростный тип – развитие организации с минимальными изменениями относительно традиционного управления;
- предпринимательский тип – целенаправленное стремление к изменениям, обеспечивающие победу в конкурентной борьбе.
В мировой практике сложились следующие тенденции стратегического планирование:
- в американских компаниях – объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;
- в английских компаниях – преобладает ориентация на распределение глобальных ресурсов;

Содержание

1. Введение
2. Понятие стратегического планирования
Сущность и функции стратегического планирования
4. Формирование стратегического плана.
Выбор миссии
Формирование целей.
.Оценка и анализ внешней и внутренней среды.
Изучение стратегических альтернатив и выбор
стратегии.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

П Менеджмент контрольная работа .docx

— 64.85 Кб (Скачать файл)

1

 

ДИСЦИПЛИНа « МЕНЕДЖМЕНТ»

 

Контрольная работа «Стратегическое планирование в деятельности менеджера»

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

                                                                                                     

1.    Введение                                                                                   

2.     Понятие стратегического планирования                                                          

    1.      Сущность и функции стратегического планирования                                                  

4.        Формирование стратегического плана.

    1. Выбор миссии
    2. Формирование целей.
    3.       .Оценка и анализ внешней и внутренней среды.
    4.   Изучение стратегических альтернатив и выбор

 стратегии.

  1. Заключение

                            1.Введение

 

Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. (1) 

Одним из основателей стратегического менеджмента является И. Ансофф.  Первичную концепцию стратегического менеджмента он связывает

 

со стилями поведения организаций: приростным и предпринимательским.

- приростный тип – развитие  организации с минимальными изменениями  относительно традиционного управления;

- предпринимательский тип –  целенаправленное стремление к  изменениям, обеспечивающие победу  в конкурентной борьбе.

В мировой практике сложились следующие тенденции стратегического планирование:

- в американских компаниях –  объединение стратегий всех подразделений  и распределение ресурсов;

- в английских компаниях –  преобладает ориентация на распределение  глобальных ресурсов;

- в японских компаниях – ориентация  на внедрение новых технологий  и повышения качества принятых  решений;

- в российских компаниях –  стратегическое планирование в  основном заключается в компиляции  проверенных практикой методов, применяемых зарубежными компаниями  и адаптированными к условиям  России.

 

 

 

  1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000. – 12 с.

Стратегическое планирование является составной частью более широкого понятия «стратегическое управление». В управлении обычно выделяют пять основных функций – планирование, организацию, стимулирование, контроль и регулирование. В каждой из них, когда речь идет о стратегическом управлении, в большей или меньшей степени представлена стратегическая ориентация. Но в более всего это касается планирования, в котором выделяется особый вид – стратегическое планирование.

Стратегическое планирование представляет собой процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях. Цели стратегического планирования – определить перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и успешность. (2)

  1. Понятие стратегического планирования

 

Понятие «стратегия» вошла в число управленчиских терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысд этого понятия был неясен. В то время многие управляющие, а так же некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На глазах в течении полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза.

 

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. (3)

 

В понятие «планирования» входит определение целей и путей их достижения. На западе планирование деятельности предприятий

 

 

  1. Шкардун В.Д.  Маркетинговые основы стратегического планирования.  -  М.: Дело, 2008, - 375 с. 3.
  2. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 33 с.

осуществляется по таким важным направлениям, как, сбыт, финансы, производство и закупки. При этом все планы должны быть взаимоувязаны между собой.

 

Стратегическое планирование  это набор действий и решений руководства, ведущих к разработке стратегий для достижения целей организации. Оно представляет собой масштабные, неограниченные временными рамками прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленных целей.

 

Процесс стратегического планирования проходит четыре этапа:

- разработка общих целей;

- определения конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период  времени (2, 5, 10 лет);

- определение путей и  средств их достижения;

- контроль за достижением  поставленных целей путем сопоставления  плановых показателей с фактическими.

 

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.

 

Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции сотрудников и менеджеров. Планы должны разрабатываться, чтобы в них можно было вносить изменения и взаимоувязаны с имеющимися условиями. Планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.

 

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям в достижении поставленных целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечить основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. В рамках процесса стратегического планирования можно выделить четыре основных вида:

- распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких  как фонды;

- управленчиские таланты;

- технологический опыт;

- адаптация к окружающей  среде. ( все действия стратегического  характера, которые улучшают отношение  компании с ее окружением. Здесь  необходимо выявить возможные  варианты и обеспечить эффективное  приспособление стратегии е окружающим  условиям. Такая деятельность может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.); внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективноф интеграции внутренних операций); осознание организационной стратегии (осуществлении систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может улучшиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

 

  1. Сущность и функции стратегического планирования.

 

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться в интересах всей корпорации, а не конкретного индивида. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды

 

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. (что вызывает необходимость предприятий постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.д.).

 

Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ее привлекать определенные типы работников и помогают реализовывать изделия и услуги.

 

Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались на только целостными в течении длительного времени, но и сохранили гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течении продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся с деловой и социальной обстановкой.

 

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегический план, может потерпеть неудаче из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что хочет организация  достичь, помогает уточнить наиболее оптимальные пути действия.

 

Принимая обоснованные и систематезированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильных решений из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

 

Стратегическое планирование как обособившийся вид управленческой деятельности предъявляет к работникам аппарата управления ряд требований, предполагает наличие пяти элементов: 
        

Первый элемент — умение смоделировать ситуацию. В основе этого процесса лежит целостное представление ситуации, которое включает способность понять закономерности взаимодействия потребностей и потребительского спроса покупателей, конкурентов с качеством их продукции и потребностей собственной фирмы, т.е. ее способности удовлетворять потребности клиентов. Таким образом, важнейшей частью стратегического планирования является анализ. Однако сложность и противоречивость исходных данных порождают сложность и изменчивость аналитической работы, выполняемой в рамках стратегического планирования, затрудняют возможность моделирования ситуации. В этой связи роль аналитика трудно переоценить: чем больше его способность к абстракции, тем яснее выявляются связи между компонентами, породившими ситуацию. Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении является важным условием компетентности в вопросах стратегии. Используя эту способность при выработке стратегического плана, можно выявить необходимость и возможность изменений в фирме.

 
         Второй элемент — способность выявить необходимость изменений в фирме. Интенсивность изменений на предприятиях и в организациях в условиях рыночной экономики гораздо выше, чем в плановой, что объясняется большим динамизмом внешней рыночной среды. В условиях монополизма любые изменения направлены на сохранение экспансии компании. Сейчас они представлены многообразием переменных параметров, характеризующих компанию: от эффективности производственных затрат до отношения компании к риску, включая номенклатуру, качество продукции и послепродажный сервис. Определение необходимости изменений требует двоякого рода способностей: А именно:

- готовности работников аппарата управления реагировать на тенденции, возникающие из действия известных факторов и данной отрасли;

- научно-технического потенциала, интеллекта, интуиции, творческих способностей управленцев, позволяющих на основе учета комбинации известных и неизвестных факторов приводить компанию в готовность к действиям в непредвиденных обстоятельствах, находить возможности для повышения ее конкурентоспособности.

 
         Третий элемент — способность разработать стратегию изменений. Поиск рациональной стратегии — интеллектуальный, творческий процесс поиска приемлемого варианта функционирования предприятия. В его основе лежит способность руководителей и специалистов предвидеть различные ситуации, из отдельных разрозненных факторов воссоздать “мозаичное полотно” будущих событий. Разработчики стратегического плана должны уметь писать различные сценарии, владеть инструментарием прогнозирования.

    •  
                Четвертый — способность использовать в ходе изменений надежные методы. Арсенал средств и методы стратегического планирования достаточно велик. Он включает: стратегические модели, основанные на методах исследования операций; матрицу Бостонской консультативной группы.

Пятый элемент — способность воплощать стратегию в жизнь. Между стратегией как научно-обоснованным планом и практической деятельностью работников предприятия существует двусторонняя связь. С одной стороны, любые действия, не подкрепленные планом, обычно оказываются бесполезными. С другой стороны, процесс мышления, не сопровождающийся практической деятельностью, также бесплоден. Поэтому работники предприятия, занятые реализацией стратегии, должны знать технологию.

 

  1. Формирование стратегического плана.

 

 Формирование стратегического  плана организации представляет  собой тщательную систематическую  подготовку к будущему, осуществляемую  высшим руководством. Она включает  в себя:

Информация о работе Стратегическое планирование в деятельности менеджера