Стратегическое планирование в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:54, реферат

Краткое описание

Цель реферата: изучить и узнать сущность стратегического планирования.
Задачи:
1)раскрыть понятие «стратегическое планирование»;
2)рассмотреть структуру планирования;
3)рассмотреть принципы, задачи стратегического планирования;
4)узнать какие виды и методы существуют в стратегическом планировании;
5)узнать о преимуществах и недостатках стратегического планирования.

Содержание

Введение....................................................................................................3;
Сущность стратегического планирования............................................4-6;
Система стратегического планирования..............................................7-11;
Стратегическое планирование и его принципы................................11-12;
Задачи стратегического планирования....................................................12;
Виды стратегического планирования.................................................12-13;
Методы планирования.........................................................................14-15;
Преимущества и недостатки стратегического планирования............15-17;
Заключение.................................................................................................18;
10)Список литературы..................................................................................19.

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 47.38 Кб (Скачать файл)

Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.

Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

Этап 8. Контроль за выполнением  плана, внесение необходимых изменений  в случае необходимости. Контроль как функцию менеджмента обсудим в одном из дальнейших разделов настоящей главы.

 

Стратегическое планирование и его принципы

Стратегическое  планирование в менеджменте будет  эффективным только при соблюдении его принципов. В настоящее время  выделяют следующие принципы планирования в менеджменте[6]:

1. Принцип единства. Организация является целостной системой и все ее составляющие должны развиваться только в одном направлении. Если любое звено организации осуществляет плановую деятельность, но она всегда связана с общей плановой деятельности данной организации в целом. Все планы, принадлежащие ей - это взаимосвязанная система документов.

2. Принцип участия. Имеется в виду, что процесс планирования обязан привлекать к себе людей, которых он затрагивает. Менеджеры привлекаются к составлению планов, и они перестают быть для них чем-то внешним.

3. Принцип непрерывности. Это значит, что процесс планирования должен быть постоянным и непрерывным. Такая ситуация стала возможной благодаря объективным обстоятельствам (неопределенность внешней среды и ее изменения). Вследствие этого, фирма постоянно корректирует свою оценку внешних условий, а также занимается уточнением планов. 

4. Принцип гибкости. Речь идет о том, что обеспечивается возможность планов менять свою направленность из-за возникновения непредвиденных ситуаций и обстоятельств. 

5. Принцип точности. Степень точности составления любого плана должна быть максимально высокой. 

Планирование является эффективным, если решения по важным вопросам экономики  принимаются с учетом стратегии  ее развития на перспективу. В условиях рыночной экономики необходимо соблюдать принцип не-прерывности. Он существенно влияет на функционирование хозяйственной системы на ближайшую и на более длительную перспективу.

                         Задачи стратегического планирования. [7]

Основными задачами стратегического  планирования являются:

- определение необходимых политических решений;

- оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции;

- оценка необходимых производственных мощностей в будущем;

- предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.

                        Виды стратегического планирования.[8,9]

Существуют следующие  виды стратегического планирования:

-Долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку при разработке планов идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных. Перспективные планы отражаются долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии, в план не включается, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.

-Среднесрочное планирование.

В их основе лежит  реальный спрос на продукцию организации, изменение ее

характеристик в  ближайшем будущем, перестройка  технологии производства,

финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и  др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.

-Краткосрочное планирование.

Такое планирование охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно

нацелено на регулирование  текущего использования ресурсов и  реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными кредитами.

-Оперативное планирование.

В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой

оборудования, последовательность операций, расстановка работников и  др.

 

          Методы  планирования

 

Выделяют два основных метода планирования – балансовый и нормативный.  Балансовый метод – это совокупность приемов, способов выявления и обеспечения пропорций и связей через разработку взаимосвязанных балансов. Этот метод предназначен для увязки объема и структуры общественной потребности с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и согласованием всех разделов и показателей плана как экономического,так и социального развития. Применение этого метода позволяет выявить и увязать

натурально-вещественные и  стоимостные пропорции в развитии экономики.

Разрабатываемые в процессе планированные балансы можно  классифицировать последующим признакам:

а) по признаку стадии планирования (прогнозные, плановые и отчетные балансы)

б) по сроку действия (текущие, перспективные)

в) по признаку назначения (материальные, трудовые, финансовые)

Нормативный метод основан на определении и применении норм и нормативов. Нормы и нормативы для определенной совокупности показателей взаимосвязаны. Норма – это научно обоснованная мера необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества. Норматив – это научное обоснованное соотношение в пропорциях, наиболее простое количественное выражение социально-экономических связей, которое охватывает две величины: расход материалов на единицу продукции и потребляемые продукции на душу населения. Все нормативы, применяемые в

планировании должны быть прогрессивными и реальными, учитывать  организационно-технологические и  социально-экономические ограничения

конкретного периода.

Всю совокупность норм и  нормативов можно разбить на группы:

а) нормы и нормативы, отражающие потребление услуг населением

б) экономические нормативы

в) нормы и нормативы, используемые в технико-экономических расчетах.

На нормах и нормативах основываются все технические, экономические  и

балансовые расчеты. Непременным  условием прогрессивности норм является их пересмотр, в связи с меняющимися условиями производства.

Этот метод применяется  при разработке всех планов социально-экономического развития. Поэтому перед разработкой плана, для каждого его раздела должна быть сформулирована своя нормативная база.[9]

Преимущества  и недостатки стратегического планирования

Основное преимущество стратегического  планирования состоит в большей  степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.

Современный темп изменений в экономике  является настолько большим, что  стратегическое планирование представляется единственным способом формального  прогнозирования будущих проблем  и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.

В отечественной практике управления предприятиями стратегическое планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран оно становится скорее правилом, чем исключением.

Особенности стратегического  планирования:

• должно дополняться текущим;

• стратегические планы разрабатываются  на совещаниях высшего руководства  фирмы ежегодно;

• годовая детализация стратегического  плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового  плана (бюджета);

• большинство западных компаний считает, что механизмы стратегического  планирования должен быть усовершенствован.

Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет  ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его  универсальности в решении любых  хозяйственных задач.

Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования:

1. Стратегическое планирование  не дает и не может дать  в силу своей сущности детального  описания картины будущего. То, что  оно может дать — качественное  описание состояния, к которому  должна стремиться фирма в  будущем, какую позицию может  и должна занимать на рынке  и в бизнесе, чтобы ответить  на главный вопрос — выживет  или нет фирма в конкурентной  борьбе.

2. Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. Его описательная теория сводится к определенной философии или идеологии ведения бизнеса. Поэтому конкретный инструментарий во многом зависит от личных качеств конкретного менеджера, а в целом стратегическое планирование — симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента, способность менеджера вести фирму к стратегическим целям. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества служащих; тесной связи организации с внешней средой; обновления продукции; совершенствования организации производства, труда и управления; реализации текущих планов; включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия.

3. Процесс стратегического  планирования для своего осуществления  требует значительных затрат  ресурсов и времени по сравнению  с традиционным перспективным  планированием. Это объясняется  более жесткими требованиями  к стратегическому плану. Он  должен быть гибким, реагировать  на любые изменения как внутри  организации, так и во внешней  среде. Численность работников, занятых  стратегическим планированием, выше, чем в перспективном.

4. Негативные  последствия ошибок стратегического  планирования, как правило, гораздо  серьезнее, чем в традиционном, перспективном. Особенно трагическими  бывают последствия неверного  прогноза для предприятий, осуществляющих  безальтернативную хозяйственную  деятельность. Высокая степень риска  в перспективном планировании  может быть объяснена теми  областями производственно-хозяйственной  деятельности, в которых принимаются  решения о выпускаемой продукции;  направления вложений средств;  новые возможности осуществления  бизнеса и т.п.

5. Стратегическое  планирование должно быть дополнено  механизмами реализации стратегического  плана, т.е. эффект может дать  не планирование, а стратегическое  управление, ядром которого является  стратегическое планирование.6 А это предполагает, в первую очередь, создание на предприятии организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, системы мотивации труда, гибкой организации управления и т.п. Поэтому создание подсистемы стратегического планирования на конкретном предприятии следует начинать с наведения порядка в системе управления, с повышения общей культуры управления, укрепления исполнительской дисциплины, совершенствования обработки данных и т.п. В этом отношении стратегическое планирование — не панацея от всех управленческих болезней, а всего лишь одно из средств.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение

Для предприятия любой  формы собственности и любых  масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. Стратегическое планирование является важным составляющим в управлении.

Очевидно, что цель, исследуемая  в данном реферате, достигнута. Было рассмотрено понятие «стратегического планирования» и все его составляющие. Рассмотрев эти вопросы, стало понятно, что представляет из себя стратегическое планирование, какие методы планирования существует и для чего они предназначены, существуют ли недостатки данного планирования, несмотря на положительные его черты.

Таким образом, удалось решить все 5 задач данного реферата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Список литературы

  1. О.С.Виханский, А.И.Наумов «Менеджмент», 4-е издание переработанное и дополненное. М.:Экономистъ,2005г. с.670;
  2. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Знание, 1999. с.340;
  3. http://www.stplan.ru/articles/theory/strplan.htm - сайт посвящен стратегическому управлению и планированию;
  4. Ансофф И.«Стратегическое планирование» М.: 1989. с.358;
  5. Уткин Э.А., «Стратегическое планирование». М., ЭКМОС, 2000, с.96;
  6. Виханский О.С. «Стратегическое управление: Учебник.» - М.: Изд-во МГУ, 2004.
  7. Адиев Р. В. Стратегическое планирование на предприятии. Деньги и кредит №7, 2001г. с.48;
  8. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. В 2 ч. Ч 1. Стратегическое планирование. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000г. с.312
  9. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 2004. С.65;
  10. Голубков, Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации/ Голубков Е.П.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 3 - C. 27-42.

Информация о работе Стратегическое планирование в менеджменте