Стратегическое планирование и прогнозирование в менеджменте. Типы стратегий и методы стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента. В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий.

Содержание

Введение 3
1.Стратегическое планирование и прогнозирование…………………………..5
1.1Планирование как функция менеджмента...................................................5
1.2 Основные черты стратегического планирования………………………...7
1.3 Типы стратегического планирования…………………………………….8
1.4 Методы стратегического планирования…………………………………10
1.5.Прогнозирование………………………………………………………….12
1.6 Основные этапы разработки прогноза…………………………………...13
1.7 Взаимосвязь между планированием и прогнозированием……………..16
2. Процесс стратегического планирования в компании Coral Travel……..17
2.1 Общие сведения о компании Coral Travel……………………………..17
2.2 Прогнозирование в организации Coral Travel………………………...20
2.3 Тип стратегического планирования в компании Coral Travel……......21
2.4 Методы стратегического планирования в организации Coral Travel..23
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Владимирский институт туризма и гостеприимства курсовая.docx

— 54.30 Кб (Скачать файл)

Владимирский институт туризма  и гостеприимства

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Менеджмент»

на тему: «Стратегическое планирование и прогнозирование в менеджменте. Типы стратегий и методы стратегического планирования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнил:студент 3 курса

                                                             группы МО - 110

                                                                Баранкова Ксения

                                                                       Проверил:Лаврова Г.Н.

 

 

 

 

 

 

Владимир 2012

 

Содержание 

 

Введение 3

1.Стратегическое планирование и прогнозирование…………………………..5

1.1Планирование как функция  менеджмента...................................................5

   1.2 Основные черты стратегического планирования………………………...7

     1.3 Типы стратегического планирования…………………………………….8

   1.4 Методы стратегического планирования…………………………………10

    1.5.Прогнозирование………………………………………………………….12

   1.6 Основные этапы разработки прогноза…………………………………...13

    1.7 Взаимосвязь между планированием и прогнозированием……………..16

  2.   Процесс стратегического планирования  в компании Coral Travel……..17

      2.1 Общие сведения о компании Coral Travel……………………………..17

       2.2 Прогнозирование в организации Coral Travel………………………...20

       2.3 Тип стратегического планирования в компании Coral Travel……......21

       2.4 Методы стратегического планирования в организации Coral Travel..23

Заключение……………………………………………………………………….24

Список используемой литературы

 

 

          

          

          

 

 

 

Введение

    Актуальность темы исследования. Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Важная часть этого  изменения, как показывает мировой  опыт, - постижение науки и искусства  менеджмента. В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству  людьми в самых разнообразных  организациях. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

    В данной курсовой работе мною рассмотрены теоретические аспекты стратегии предприятия (фирмы), ее типов и методов, а так же прогнозирование в процессе принятия управленческого решения, представлена практическая часть на примере конкретной компании (Coral Travel).

    В первой главе работы, дано определение такому понятию, как стратегическое планирование, прогнозирование. Найдены ответы на вопрос, как следует формулировать стратегию. Какие основные типы и методы стратегии существуют. Какими формами выражено прогнозирование

Во второй главе уделено  внимание вопросу стратегии организации: сущности и видам стратегии.

    Целью данной работы показать, что стратегическое планирование - важнейшая составная часть управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики.

Объектом исследования в  курсовой работе является  процесс стратегического планирования и прогнозирования в организации.

Предметом исследования является рассмотрение на практике многогранности стратегического планирования (его типов и методов) в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Стратегическое  планирование и прогнозирование

1.1Планирование  как функция менеджмента 

    Планирование – это функция менеджмента, которую менеджер реализует ежедневно. Нельзя считать нормальным трудовой процесс, осуществляемый только время от времени, хаотично, без четко определенных производственных ежедневных заданий. Планируя, менеджер реально сопоставляет будущие проблемы, возможности и решает, на каком направлении стоит предпринять наиболее значимые усилия.

    Планирование является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики. Переход к рыночной концепции управления потребовал пересмотра всех элементов планирования

    По содержанию плановых решений выделяют:

- стратегическое планирование

- тактическое планирование

- оперативно-календарное  планирование

- бизнес-планирование

    До середины 20-го столетия функцию планирования почти не применяли так как жизнь менялась медленно (была стабильна).

С начала 50х годов жизнь  резко изменилась и люди поняли, что нужно все заранее обдумывать. 50 –е годы – годы стремительного развития научно-технического прогресса, стало  необходимо рассчитывать свою деятельность заранее, чтобы опередить конкурентов.

    В 70-е годы XX века изменения стали настолько неожиданными, что планировать конкретно стало невозможным поэтому появился еще один тип планирования - «Стратегия развития». Такие стратеги развития стали разрабатываться на основе прогнозирования.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.

    Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

     Если брать  организацию в целом, то планирование  осуществляется в следующем порядке:

1.Разрабатывается миссия  организации.

2.Исходя из миссии, разрабатываются  стратегические ориентиры или  направления деятельности (эти ориентиры  часто называют качественными  целями).

3.Производится оценка  и анализ внешней и внутренней  среды организации.

4.Определяются стратегические  альтернативы.

5.Выбор конкретной стратегии  или пути достижения цели. Ответ  на вопрос "что делать?".

6.После установления цели  и выбора альтернативных путей  ее достижения (стратегии) основными  компонентами формального планирования  являются: тактика, или как добиться  того или иного результата (ответ  на вопрос «как делать?»); политика, или обще руководство для действий  и принятия решений, которое  облегчает достижение целей; описание  действий, которые следует предпринимать  в конкретной ситуации; правила,  или что должно быть сделано  в каждой конкретной ситуации.1

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные черты  стратегического планирования

    Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

    Существуют следующие виды стратегического планирования:

1.Долгосрочное (перспективное)  планирование.

Перспективные планы отражаются долгосрочные цели и генеральную  стратегию действий. Разрабатываемые  альтернативные стратегии, в план не включается, а отражаются в специальных  программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы разрабатываются  на срок от 5 до 10 лет.

2.Среднесрочное планирование.

В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в  ближайшем будущем, перестройка  технологии  производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы  разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.

3.Краткосрочное планирование.

Такое планирование охватывает период в несколько недель или  месяцев. Оно нацелено на регулирование  текущего использования ресурсов и  реализуется через составление  календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными кредитами.

4. Оперативное планирование.

    В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановка работников и др. 2

 

 

 

1.3 Типы стратегического  планирования 

1.  Корпоративная стратегия:  долгосрочные действия, предпринимаемые  для достижения корпоративных  планов и целей. Она включает  решения, принимаемые руководством  на высшем уровне, например выбор  вида деятельности.

2.Операционная стратегия  – может учитывать системы  производства, например: стратегия  McDonald's состоит в том, чтобы систематизировать собственную франшизную систему для обеспечения по всему миру возможности предоставлять потребителям услуги на заданном уровне качества, чистоты и ценности.

3.  Маркетинговая стратегия  – включает полный маркетинговый  набор и выбор целевых рынков, использование конкурентного преимущества, например: изменение позиции продукта  за счет перевода его в категорию  более дорогих и современных,  соответствующее ценообразование  и дистрибьюцию по эксклюзивным магазинам розничной торговли и поддержку при помощи хорошо подготовленной и системно реализуемой кампании.

4.Продуктовая стратегия  – определяет решение о разработке  продукции, например: расширить ассортимент  или наоборот сузить его, сфокусироваться  на оптимизации продукции, воспользоваться  технологиями миниатюризации и  так далее.

5.  Стратегия ценообразования  – определяет цены и ценовые  структуры, например: адаптирует  стратегию ценообразования с  надбавкой («снятие сливок» с  рынка) вместо стратегии снижения  цен (проникновение на рынок).

6.  Стратегия дистрибьюции  – определяет пути дистрибьюции, например, распределять товары и  услуги непосредственно через  почтовые заказы, а не через  точки продаж или разрабатывать  многоуровневые каналы вместо  каналов одного уровня.

7.  Стратегия маркетинговых  коммуникаций – определяет сообщения  или последовательность сообщений,  которые должны быть доставлены  конкретной целевой аудитории при помощи оптимального коммуникационного набора, например: решение, что предпочтительнее, реклама или прямые продажи.

8.  Рекламная стратегия  – определяет сообщение или  последовательность сообщений, которые  должны быть доведены до целевой  аудитории через оптимальный  для нее набор медийных средств, например: реклама в печати или на телевидении. Обратите внимание, что в идеале рекламной стратегией должна управлять коммуникационная стратегия. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Методы стратегического  планирования 

    1.Балансовый метод – это совокупность приемов, способов выявления и обеспечения пропорций и связей через разработку взаимосвязанных балансов. Этот метод предназначен для увязки объема и структуры общественной потребности с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и согласованием всех разделов и показателей плана как экономического, так и социального развития. Применение этого метода позволяет выявить и увязать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в развитии экономики.4

    Разрабатываемые в процессе планированные балансы можно классифицировать по следующим признакам:

а) по признаку стадии планирования (прогнозные, плановые и отчетные балансы)

б) по сроку действия (текущие, перспективные)

в) по признаку назначения (материальные, трудовые, финансовые)

   2. Нормативный метод основан на определении и применении норм и нормативов. Нормы и нормативы для определенной совокупности показателей взаимосвязаны. Норма – это научно обоснованная мера необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества. Норматив – это научное обоснованное соотношение в пропорциях, наиболее простое количественное выражение социально-экономических связей, которое охватывает две величины: расход материалов на единицу продукции и потребляемые продукции на душу населения. Все нормативы, применяемые в планировании должны быть прогрессивными и реальными, учитывать достижения НТП, организационно-технологические и социально-экономические ограничения конкретного периода.

Всю совокупность норм и  нормативов можно разбить на группы:

а) нормы и нормативы, отражающие потребление услуг населением

б) экономические нормативы

Информация о работе Стратегическое планирование и прогнозирование в менеджменте. Типы стратегий и методы стратегического планирования