Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы можно обозначить следующим образом: изучение теоретических основ науки управления, проведение анализа практики стратегического планирования и предложение мероприятий по совершенствованию системы планирования.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи
• изучение теоретических основ стратегического планирования;
• анализ практики построения стратегических планов за рубежом и в России;
• изучение методов выбора стратегических направлений деятельности;
• исходя их результатов анализа предложить мероприятия по совершенствованию стратегического планирования.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Теоретические основы планирования на предприятии 3
1.1. Сущность стратегического планирования. 3
1.2. Характеристика основных этапов стратегического планирования 9
1.3. Понятие стратегического плана, порядок его составления 14
Глава 2. Анализ современной системы стратегического планирования в России и за рубежом. 21
2.1. Практика использования стратегических планов в России 21
2.2. Пути повышения эффективности стратегического планирования 27
2.3. Методология разработки и выбора стратегических направлений деятельности предприятия 32
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое пл-е на предприятии.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

«Дойные коровы». Приносят стабильный доход, но поток наличности может внезапно закончиться из-за «смерти» продукта. Не требуют больших инвестиций. Стратегия: сохранить или увеличивать долю рынка.

«Знаки вопроса». Необходимо их двигать  в сторону «звезд», если требуемый  для этого объем инвестиций приемлем для компании. Стратегия: сохранение или увеличение, или сокращение доли рынка.

«Собаки». Могут быть значимыми  в случае занятия узкоспециализированной ниши на рынке, иначе требуют инвестиций для увеличения доли рынка. Возможно, вообще необходимо отказаться от производства этого продукта. Стратегия: довольствоваться положением либо сокращать, либо ликвидировать долю на рынке [17, с. 75].

Вывод: матрица BCG позволяет позиционировать  каждый вид продукции и принять  по ним определенную стратегию.

Еще одним методом выбора стратегии  является SWOT-анализ

Данный метод позволяет установить связь между сильными и слабыми  сторонами фирмы и внешними угрозами и возможностями, т. е. связь между  внутренней и внешней средой компании (прил. 4).

Сильные стороны: компетентность, адекватные финансовые ресурсы, репутация, технология. Слабые стороны: устаревшее оборудование, низкая прибыльность, недостаточное представление о рынке. Возможности: выход на новые рынки, расширение производства, вертикальная интеграция, растущий рынок. Угрозы: новые конкуренты, товары-заменители, замедление темпа роста рынка, изменение вкусов покупателей [8, с. 220].

Возможности могут переходить в  угрозу (в случае использования конкурентом  ваших возможностей). Угроза — в  возможность, если конкуренты не смогли преодолеть угрозу.

Как применять метод?

1. Составим список сильных и  слабых сторон организации.

2. Установим связи между ними. Матрица SWOT.

 

Возможности

1.

2…

Угрозы

1.

2…

Сильные стороны

1.

2…

Поле СИВ

(сила и возможности)

Поле СИУ

(сила и угрозы)

Слабые стороны

1.

2…

Поле СЛВ

(слабость и возможности)

Поле СЛУ

(слабость и угрозы)


На пересечении четырех блоков образуется четыре поля. Следует рассмотреть  все возможные парные комбинации и выбрать те, которые должны быть учтены при разработке стратегии. Так, в отношении пар в поле СИВ следует разработать стратегию по использованию сильных сторон компании для получения отдачи от возможностей, которые появились во внешней среде. Для СЛВ — за счет возможностей преодолеть слабости. Для СИУ — использовать силы для устранения угрозы. Для пары в поле СЛУ — избавиться от слабости, одновременно предотвратив угрозу.

Анализ среды характеризуется  изучением сильных и слабых сторон деятельности фирмы, т. е. SWOT-анализом, о котором упоминалось выше и методика которого в настоящее время является достаточно распространенной. Такой анализ незаменим для представления о существующих внешних проблемах и внутренних возможностях и недостатках фирмы. Наличие внутренних сил для использования внешних возможностей и выявление слабых внутренних сторон бизнеса, усложняющих внешние проблемы, позволяет фирме в дальнейшем реально обосновывать свои будущие действия.

Пример. Провести SWOT-анализ пивоваренной фирмы для выявления сильных  и слабых сторон ее бизнеса, а также определения возможных направлений стратегического развития (прил. 5) [6, с. 356].

Следовательно, при разработке стратегического  плана специалисты фирмы будут  предусматривать: для поля сильных возможностей — направления стратегии для получения отдачи сильных преимуществ фирмы; для поля слабых возможностей — направления по преодолению слабых сторон бизнеса; для поля сильных угроз — направления использования силы фирмы для устранения выявленных угроз; для поля слабых угроз — направления, позволяющие избавиться от слабостей и предотвратить угрозы.

3. Строим матрицу возможностей  для оценки степени их важности  и влияния на стратегию организации.

Вероятность использования возможности

Влияние

Сильное

Умеренное

Малое

Высокая

Поле ВС

ВУ

ВМ

Средняя

СС

СУ

СМ

Низкая

НС

НУ

НМ


Позиционируем каждую конкретную возможность  на матрице. По горизонтали откладываем  степень влияния возможности  на деятельность организации, по вертикали  — вероятность того, что компания воспользуется этой возможностью. Возможности, попавшие в поля ВС, ВУ, СС имеют большое значение, их нужно использовать. По диагонали — только при наличии дополнительных ресурсов.

4. Строим матрицу угроз (аналогично  п. 3).

Вероятность реализации угрозы

Возможные последствия

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая

Поле ВР

ВК

ВТ

ВЛ

Средняя

СР

СК

СТ

СЛ

Низкая

НР

НК

НТ

НЛ


Угрозы, попавшие в поля ВР, ВК, СР —  большая опасность, немедленное  устранение. Угрозы в полях ВТ, СК, НР также устраняются немедленно. НК, СТ, ВЛ — внимательный подход к их устранению. Оставшиеся поля не требуют первостепенного устранения.

Иногда вместо этапов 3 и 4 составляется профиль среды (т.е. ранжируются факторы). Факторы — это угрозы и возможности.

Факторы среды

Важность для отрасли

Влияние на организацию

Направленность влияния

Степень важности

1

       

2…

       

Важность для отрасли: 3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая. Влияние: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 —  слабое, 0 — отсутствует. Направленность влияния: +1 — позитивное, -1 — негативное. Степень важности — умножаем предыдущие три показателя. Таким образом, можно заключить, какие из факторов имеют более важное значение для организации.

Таким образом, современная теория менеджмента разработала немало методов разработки и выбора стратегических направлений деятельности предприятия, основными из которых являются: SWOT-анализ и матрицы BCG. При этом для более точного и эффективного планирования целесообразно одновременно применять несколько методов, для более полного охвата анализируемых данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из проведенного исследования можно сделать следующий вывод:

1. Планирование является  объективной необходимостью эффективного  функционирования любой организации.  При этом разработка планов  начинается с определения общей  стратегии деятельности фирмы

2. Стратегия - это обобщающая  модель длительных действий, необходимых  организации для достижения поставленных  целей при имеющихся возможностях. Организационным воплощением стратегии  является стратегическое планирование, т.е. документальное подтверждение выбранной стратегии развития фирмы.

3. Стратегическое планирование  осуществляется посредством прохождения  восьми основных этапов: 1)миссия  организации; 2) цели и ценности  организации; 3) оценка и анализ  внешней среды; 4) управленческое обследование сильных и слабых сторон; 5) анализ стратегических альтернатив; 6) выбор стратегии; 7) реализация стратегии; 8) оценка стратегии. Результатом процесса стратегического планировании, как правило, является составление и утверждение стратегического плана.

4. Применение стратегического  плана, как документа ее стратегического  развития, позволяет системно и  масштабно обосновать необходимые  направления будущих действий  для достижения целей предпринимательства.  Разработка стратегического плана  проходит несколько этапов, осуществляется в такой последовательности: анализ среды хозяйствования; формулировка целей бизнеса; стратегический анализ; процесс экономических расчетов; разработка программы действий и составление графика работ; формирование бюджета; мониторинг и корректировка плана.

5. Стратегическое планирование  в экономике нашей страны только  развивается. Предпосылкой для  его развития стало долгосрочное  планирование, активно применявшееся  ранее. Однако в этой области  существует немало белых пятен, в т. ч. отсутствие специалистов и опыта в разработке стратегических планов. Существенной проблемой внедрения стратегического планирования является то, что фирма не располагает необходимой для эффективного его использования информацией ни о себе, ни о внешнем окружении.

6. Для повышения эффективности стратегического планирования в частности было предложено: 1) внедрить практику отслеживания достигнутых результатов с плановыми показателями; 2) производить корректировку стратегического плана по результатам его исполнения (или неисполнения) по окончании финансового года; 3) установить тщательный контроль за реализацией стратегии на всех уровнях организации; 4)отказаться от чересчур амбициозных планов, реалистичность исполнения которых вызывает большие сомнения.

7. Современная теория менеджмента разработала немало методов разработки и выбора стратегических направлений деятельности предприятия, основными из которых являются: SWOT-анализ и матрицы BCG. При этом для более точного и эффективного планирования целесообразно одновременно применять несколько методов, для более полного охвата анализируемых данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. 7 нот менеджмента: настольная книга руководителя: совместный проект делового еженедельника «Эксперт» и компании «Биг менеджмент» /  Андрей Бочкарев, Вячеслав Кондратьев, Вера Краенова и др., под ред. В.В. Кондратьева – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Группа Эксперт: Эксмо,  2007 – 822 с.
  2. Анискин Ю.П., Павлова А.М. «Планирование и контролинг». Учеб. По специальности «Менеджмент организации» - 3-е издание. Издательство «Омега-Л» 2007 г. – 280стр.
  3. Вагнер, Родд. 12 элементов успешного менеджмента. – М.: Эксмо – 2008
  4. Васенин В.Р. Менеджмент: учебник для студентов вузов по специальности «Менеджмент организаций» - 3-е изд. перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2007 – 502с.
  5. Ведута, Н. И. Социально –эффективная экономка / Под общей ред. докт. экон. наук. Ведута Е. Н — М.: РЭА, 1999. — 254 с.
  6. Владимирова Л.П., Прогнозирование и планирование в условиях рынка, М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006, с. 375
  7. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами: пер. с анг. / Эдвардс Делми – 2-е изд. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2009 – 418с.
  8. Ерошин А.П. Основы менеджмента. – М.: Юрайт – 2008
  9. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учеб. пособие для учреждений среднего профессионального образования по специальности 0600 «Экономика и упр.» - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008 – 302 с.
  10. Масленков Ю.А. Стратегический менеджмент – М.: Проспект: Велби, 2008
  11. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / Т.Е. Березкина, Д.Д. Вачуров, В.Р. Васнин и др. – М.: Высшая школа, 2008 – 398 с.
  12. Менджмент: Теория и практика в России: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.:ИДФБК – ПРЕСС, 2003. -528с
  13. Морозова Т.Г., Пикулькина А.В., Прогнозирование и планирование в условиях рынка, М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000, с. 88-105
  14. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: как вести бизнес с представителями других стран и культур / Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Институт бизнеса и делового администрирования: ИБДА. – М.: Дело, 2008 – 254 с.
  15. Невская Л.В. Основы менеджмента. История менеджмента: конспект лекций / Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВПО «ПГТУ» - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007 – 141 с.
  16. Практика менеджмента: учеб. пособие: пер с анг. / Питер Ф. Друкер. – Москва: Вильям, 2008 – 397 с.
  17. Результативный менеджмент: как построить эффективную систему управления: сборник статей по практическому менеджменту / сост. И.В. Липсец. – 3-е изд.; - М.: ОМЕГА-Л, 2008 – 217 с,
  18. Рейнор, Майк Е. Стратегический парадокс: пер. с анг. – М.: ЮРАЙТ, 2009 (Пермь: Звезда) – 394 с.
  19. Симонова Н.Ф. Менеджмент (модели и методы): учебное пособие – Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008 – 246 с.
  20. Смирнова, О.О. Стратегическое государственное планирование в России. Учеб. пособие — Москва: Издательство МНЭПУ, 2010. — 142 с.
  21. Смирнова, О.О. Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации / Власть и управление на востоке России, №4 (57) 2011 г.. — с.32-39.
  22. Стратегический менеджмент/ Под ред. А.Н. Петрова – СПб.: Питер, 2008 г. – 496 стр.
  23. Стратегический менеджмент: учебно-методический комплекс для студентов вузов по специальности «Менеджмент организаций» / Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВПО «ПГТУ» (сост. Прудовский В.П.) - Пермь, 2009 – 72 с.
  24. Уткин Э.А., Стратегическое планирование. М., ЭКМОС, 2000, с. 1-41,33-45
  25. Харитонов В.А. Технологии современного менеджмента / Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВПО «ПГТУ» - Пермь, 2007 – 188 с
  26. Харченко, К. В. Муниципальное стратегическое планирование от теории к технологии. Учеб. пособие - Белгород: Обл. типография, 2009. — 304 с.
  27. Шифрин М.Б. «Стратегический менеджмент»: Учебно-методическое комплексное пособие. – СПб.: изд. МБИ, 2008 г. 240 стр.
  28. «Экономист» Ежемесячный научно-практический журнал Выпуск №6 – 2008 г. Москва
  29. Сеть Internet - Викепидия.
  30. Статья Майкла Мэнкинса и Ричарда Стила «Реализация стратегии» - по материалам сайта http://www.v-ratio.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Этапы разработки стратегического плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Таблица 1. Ценностные ориентации, оказывающие  влияние на

принятие управленческих решений

 

Ценностные ориентации

Категории ценностей

Типы предпочитаемых организациями целей

Теоретические

Истина 
Знания 
Рациональное мышление

Долгосрочные исследования и разработки

Экономические

Практичность 
Полезность 
Накопление богатства

Рост 
Прибыльность 
Результаты

Политические

Власть 
Признание

Общий объём капитала, продаж, количество работников

Социальные

Хорошие человеческие отношения 
Привязанность 
Отсутствие конфликта

Социальная ответственность  относительно прибыли 
Косвенная конкуренция 
Благоприятная атмосфера в организации

Эстетические

Художественная гармония 
Состав 
Форма и симметрия

Дизайн изделия 
Качество 
Привлекательность, даже с ущербом для прибыли

Религиозные

Согласие во вселенной

Этика 
Моральные проблемы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Схема матрицы BCG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

Рис. 3 Схема проведения SWOT-анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Таблица 2. ПримерSWOT-анализа

 

 

Возможности

Угрозы2…

Сильные стороны

Поле сильных возможностей

1. Продукция традиционна и любима  в регионе

2. Имеется большой опыт ее  производства

3. Создана хорошая инфраструктура

4. Есть квалифицирован-ные кадры

Поле сильных угроз

1. Недостаточный опыт рекламы

2. Нехватка оборот-ного капитала

3. Ненадежные постав-щики сырья

4. Широкий ас-сортимент выпуск-аемой продукции

Слабые стороны

Поле слабых возможностей

1. Постоянная работа по модернизации оборудования

2. Увеличение объемов сбыта

3. Выход на новые рынки сбыта

4. Ожидающийся подъем экономики

Поле слабых угроз

1. Экономическая нестабильность

2. Слабая законно-дательная база

3. Большое число конкурентов

4. Проблемы в налогообложении

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии