Стратегическое развитие федеральной таможенной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Основной идеей стратегического менеджмента является идея органичного последовательного приспособления организации к изменяющейся обстановке внешней среды, идея целевого подхода к решению любых управленческих задач и организации в целом. Но чтобы уметь приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом всегда выдерживать курс на достижение поставленных целей, организация должна иметь стратегию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1.Стратегия как основа развития организации 4
1.2. Классификация и характеристика базовых стратегий развития организации 6
1.3.Принципы стратегического развития 8
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФТС ДО 2020 ГОДА 11
2.1. Основные цели и этапы стратегии развития ФТС 11
2.2. Направления стратегического развития ФТС 13
2.3. Факторы риска 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Приложение 1 31
Приложение 2 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсач там менеджмент.docx

— 73.53 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра Управления

 

 

К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

по дисциплине «Таможенный менеджмент» 

 

на тему «Стратегическое развитие федеральной таможенной службы»

 

 

Выполнил: А.О. Пантелеев, студент 3-го курса очной  формы обучения факультета

таможенного дела, группа Т085

Подпись_____________________

 

Научный руководитель: Н.В. Пчелинцев,  преподаватель кафедры

                               Подпись_____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 4

1.1.Стратегия как основа развития организации 4

1.2. Классификация и характеристика базовых стратегий развития организации 6

1.3.Принципы стратегического развития 8

ГЛАВА 2.  СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФТС ДО 2020 ГОДА 11

2.1. Основные цели и этапы стратегии развития ФТС 11

2.2. Направления стратегического развития ФТС 13

2.3. Факторы риска 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Приложение 1 31

Приложение 2 32

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной  идеей стратегического менеджмента  является идея органичного последовательного  приспособления организации к изменяющейся обстановке внешней среды, идея целевого подхода к решению любых управленческих задач и организации в целом.  Но чтобы уметь приспосабливаться  к изменениям внешней среды и  при этом всегда выдерживать курс на достижение поставленных целей, организация  должна иметь стратегию.

Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического развития организации или государственного органа власти.

В условиях неравновесности системы государственного управления особую актуальность приобретают  проблемы разработки технологий изучения ее как определенной социальной реальности, требуется дальнейшее концептуальное осмысление стратегии развития.

Данная  курсовая работа посвящена наиболее актуальным и наименее разработанным  вопросам теории  таможенного менеджмента  – вопросам стратегий развития Федеральной  таможенной службы.

Основная  цель написания данной курсовой работы -  отразить сущность базовых стратегий развития таможенных органов, рассмотреть формирование стратегии развития и проанализировать процесс стратегического управления Федеральной таможенной службой.

В качестве объекта исследования выбран федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий  функции по контролю и надзору в области таможенного дела в РФ -  Федеральная таможенная служба.

Предметом исследования является проект Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1.Стратегия как основа развития организации

Термин  «стратегия» означает «искусство развертывания  войск в бою»1. За последние 20 лет это понятие широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.

На текущий  момент существует достаточно много  определений понятия «стратегия». Остановимся, лишь, на нескольких из них.

А.Чандлер, автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей»2.

А.Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:

  1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
  2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
  3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
  4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
  5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

Стратегия организации – это генеральный  план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и  последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы  перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние3.

В зависимости  от выбранного объекта стратегического  управления различают: корпоративную  стратегию – стратегию организации  в целом; бизнес-стратегию – стратегию  отдельного стратегического подразделения  организации; функциональную стратегию  – стратегию функциональной зоны хозяйствования.

Л.И. Евенко считает, что «стратегия – это  конкретизация пути развития предприятия  исходя из динамики внешней среды  посредством формулировки долгосрочных целей, поиска ресурсов по их достижению и планирования конкретных действий на перспективу». По мнению автора, стратегия  – это определение и реализация системы методов достижения желаемых результатов (долгосрочных целей) предприятия.

Стратегия – это образ организационных  действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных  задач и целей организации4.

Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение  краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии  достижения цели образует стратегический план.

Стратегия зависит от внешних и внутренних условий работы фирмы. Главными внешними факторами являются: социальные, политические, законодательство, влияние общества, привлекательность отрасли, рыночные угрозы и благоприятные возможности компании.

Первичными  внутренними факторами, воздействующими  на стратегию компании, являются: сильные  и слабые стороны ее деятельности, компетентность менеджмента, его персональные амбиции, философия и этика компании, культура фирмы и курсовая стоимость  акций.

Единой  оптимальной стратегии для всех предприятий отрасли не существует. Каждое из них, учитывая профиль деятельности, цели и возможности, навыки и ресурсы, разрабатывает собственную стратегию.

Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. Стратегия должна определять: что предприятие должно делать и чего оно не должно делать; что более важно, а что менее важно в осуществляемой им деятельности.

 

 

1.2. Классификация и характеристика базовых стратегий развития организации

Вce мнoгooбpaзиe стратегий, которые организации демонстрируют в реальной жизни, являютcя различными модификациями нескольких базовых стратегий. Каждая из этих стратегий эффективна в определенной ситуации, определяемой фaктopaми внутренней и внешней среды, поэтому важно рассматривать причины выбора определенного варианта.

Рассмотрим  базовые стратегии развития организации:

  1. Стратегия ограниченного роста. Эту стратегию применяет большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. Пpи стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются пpи изменении ситуации. Если руководство, в основном, удовлетворено положением фирмы, то, очевидно, что в перспективе оно будет придерживаться той же стратегии, так как это самый простой и наименее рискованный путь действий.
  2. Стратегия роста. Эта стратегия, чаще всего, применяется в динамично развивающихся отраслях c быстро меняющейся технологией. Для нее характерно значительное ежегодное превышение уровня развития над уровнем предыдущего года.
  3. Стратегия сокращения или стратегия последнего средства. Эта стратегия выбирается организацией реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению, и никакие меры нe могут изменить эту ситуацию.
  4. Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив – ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии придерживаются, как пpaвилo, крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях. Нaпpимep, фирма может продать или ликвидировать одно из своих производств и взамен приобрести одно или несколько других.

Каждая  базовая стратегия имeeт мнoжecтвo альтернативных вариантов.

Стратегия роста может осуществляться путем  приобретения другой фирмы – внешний  рост, или путем значительного  расширения ассортимента выпускаемой  продукции – внутренний рост.

Стратегия сокращения имeeт следующие альтернативы: ликвидация – самый радикальный вариант, когда организация перестает существовать; отсечение лишнего, пpи котором, фирма ликвидирует или перепрофилирует свои неэффективные подразделения.

Базовые стратегии служат вариантами общей  стратегии организации. Она наполняется  конкретным содержанием в процессе доводки, который включает в себя:

  • проверку стратегии нa соответствие целям организации;
  • сопоставление c соответствующими стадиями жизненного цикла товара, спроса или технологии;
  • формулировку стратегических задач, которые придется решать в процессе достижения целей;
  • установление сроков решения задач (по этапам);
  • определение потребностей в ресурсах.

В качестве ведущей  ключевой стратегии выбирается функциональная стратегия локального потенциала, имеющего высокую оценку и являющегося  приоритетным с точки зрения предоставляемых им конкурентных преимуществ. 
        Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается, объединяет понятие базовой конкурентной стратегии. В основе концепции базовой конкурентной стратегии лежит идея, что каждая из таких стратегий базируется на определенном конкурентном преимуществе (приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Принципы стратегического развития

Использование стратегического планирования на предприятии позволяет определить направление его развития как  единого целого в долгосрочном периоде  с указанием наиболее важных показателей, количественно описывающих результаты и эффективность деятельности. Наиболее важные, ключевые требования к стратегическому  планированию могут быть представлены в виде принципов, которые должны учитываться руководителями и специалистами  предприятия при реализации плановой деятельности.

Принципы являются основными положениями, от содержания которых зависят сущность и особенности планирования в  целом, его отдельных элементов  и процессов. Содержательная основа принципов стратегического планирования определяется их набором, используемым на конкретном предприятии.

У В.И. Даля принцип – это «…правило, основа, от которой не отступают», у  О.И. Волкова: «Принцип – это основное правило, требование, идея управления, их основа».

В отечественной экономической  литературе эпохи централизованного  планового управления экономикой были выделены следующие принципы, служащие основой системы долгосрочного  планирования5:

1) директивность – означающая  обязательность разработки плана  экономического субъекта в соответствии  с установленными централизованными  показателями;

2) непрерывность – означающая  органическую связь перспективного  и текущего планирования, постоянную  возобновляемость процесса планирования;

3) научность – означающая использование  в планировании объективных экономических  законов социализма, научное обоснование  принятого варианта развития;

4) стабильность  – означающая строгое соблюдение  условий, при которых внесение  изменений в установленный план  является невозможным;

5) комплексность  – означающая взаимосвязь и  взаимозависимость элементов системы  планирования;

Информация о работе Стратегическое развитие федеральной таможенной службы