Сущность и необходимость планирования на предприятии. Прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, которые объясняют правила и закономерности внутрифирменного планирования.
Исходя из поставленной цели, курсовая работа ставит перед собой следующие основные задачи:
- рассмотреть экономическую сущность внутрифирменного планирования в деятельности предприятия;
- раскрыть необходимость внутрифирменного планирования на предприятии;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы планирования на предприятии
1.1 Сущность, содержание, необходимость внутрифирменного планирования
1.2 Цели и задачи внутрифирменного планирования
1.3 Принципы внутрифирменного планирования
2 Классификация внутрифирменного планирования
2.1 Сущность и назначение прогнозирования
2.2 Стратегическое (перспективное) планирование, его виды и цели
2.3 Текущее и оперативное планирование
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и необходимость планирования на предприятии. Прогнозирование. (Крамаренко.А) (2).doc

— 238.52 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1 - Характеристика подсистем внутрифирменного планирования

Подсистемы внутрифирменного планирования

Формы разрабатываемых

планов

Период планирования

Стратегическое (перспективное) планирование

Прогноз отчета о финансовых результатах

Прогноз отчета о движении денежных средств

Прогноз бухгалтерского баланса

3-15 лет

Текущее планирование

План доходов и расходов

План поступления и расходования денежных средств

Балансовый план

1 год

Оперативное планирование

Платежный календарь

Кассовый план

Декада, месяц, квартал


 

Исходя из всего вышеуказанного, можно сказать, что внутрифирменное финансовое планирование - это процесс определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования согласно с производственными и финансовыми показателями предприятия в плановом периоде.

 

1.2 Цели и задачи внутрифирменного планирования

 

Целью внутрифирменного финансового планирования является обеспечение хозяйственной деятельности необходимым объемом финансовых ресурсов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных и заемных финансовых источников. Рассматривая внутрифирменное планирование более подробно, можно отметить следующие его локальные цели:

- обеспечение производственного, научно-технического и социального развития предприятия, прежде всего за счет собственных средств, но с использованием также заемных и привлеченных;

- оптимизация финансового результата преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения;

- обеспечение на должном уровне финансовой устойчивости и ликвидности предприятия [1].

С помощью финансового планирования предприятие имеет возможность          эффективно решать такие основные задачи:

- обеспечение производственного процесса необходимыми финансовыми ресурсами;

- установление рациональных финансовых взаимоотношений с другими субъектами хозяйствования, финансово-кредитными учреждениями, государством;

- определение путей наиболее эффективного вложения капитала, оценка рациональности его использования;

- выявление и мобилизация внутренних резервов увеличения прибыли за счет рационального использования финансовых ресурсов;

- осуществление контроля за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

Внутрифирменное планирование позволяет предприятию решить следующие конкретные вопросы:

- какие финансовые ресурсы могут находиться в распоряжении предприятия;

- каковы источники их поступления;

- достаточно ли денежных средств, для выполнения поставленных задач;

- какая доля средств должна быть перечислена в бюджет, внебюджетные фонды, банкам и другим кредиторам;

- каким образом рационально распределить прибыль предприятия;

- как обеспечить сбалансированность плановых доходов и расходов предприятия на основе принципов самоокупаемости и самофинансирования [4].

 

1.3 Принципы внутрифирменного планирования

 

План внутрифирменной деятельности предприятия содержит целую систему экономических показателей, представляющих общую программу развития всех производственных подразделений и функциональных служб, а также отдельных категорий персонала. План - это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и так далее.

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводятся экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства.

Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам согласно логике обоснования показателя, то есть в соответствии с методологией планирования. Методология планирования - это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер (и действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга.

В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координирует работу всех составителей планов и вырабатывают решения о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

Основные принципы планирования ориентируют все предприятия и фирмы на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и переплетены между собой. Некоторые из них, например, эффективность и оптимальность, действуют в одном направлении. Другие, гибкость и точность, - в разных направлениях.

Рассмотрим основные принципы планирования.

Принцип единства планов заключается в том, что в каждой организации разрабатывается единое направление планирования, общая стратегия деятельности на перспективу, а планы и программы могут быть разными. Координация плановой деятельности предполагает взаимосвязь элементов планирования на горизонтальном уровне и выражается в том, что деятельность каждого подразделения организации нельзя планировать эффективно, если оно не связано с планированием других подразделений этого уровня. Интеграция в процессе планирования обеспечивает единое направление плановой деятельности, единство целей всех элементов планирования на вертикальном уровне.

Принцип непрерывности планов означает, что процесс планирования в организации должен осуществляться постоянно, в рамках установленного цикла, а разрабатываемые планы должны приходить на смену друг другу, уточнять и дополнять друг друга. Принцип непрерывности планирования реализуется с помощью использования системы прогнозов и планов, с учетом их преемственности. Так, тактические планы следует разрабатывать на основе перспективных стратегических направлений, а оперативные - исходя из показателей тактических планов. Необходимая взаимосвязь и преемственность должна соблюдаться и между краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными планами.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования, со способностью изменять свою направленность и параметры в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться таким образом, чтобы в них можно было вносить уточнения в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий. Особенно это актуально в период формирования рыночных отношений, когда всевозрастающая конкурентная борьба приводит к совершенствованию эффективности хозяйственных процессов.

Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени плана.

Принцип участия предусматривает активное воздействие работников организации на процесс планирования независимо от занимаемой должности и выполняемых функций. Реализация принципа участия способствует более глубокому пониманию каждым участником планирования целей организации, получению более глубоких знаний. Принцип участия способствует развитию у работников, занимающихся планированием, личностных качеств, а организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих заданий. При этом планы перестают быть чем-то внешним для руководителей, они сами приобщаются к их составлению [2].

Таковы важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные  методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов.

В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные. У каждого из этих методов, судя по их названию, имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату.

Еще один элемент методологии планирования - это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. План - реальный ориентир к действиям. И действия плана требуют своих обоснований. Без них план никогда не станет реальностью. Надежды на то, что запланированная цель осуществится сама собой, маловероятны. Достижение цели требует продуманных, волевых и ответственных действий. Поэтому меры выполнения плана включают:

- развернутое описание необходимых действий;

- ресурсное обеспечение;

- перечень участвующих исполнителей (служб) и определение их дифференцированных задач;

- сроки выполнения расчетных показателей [6].

Меры достижения целей плана требуют обоснования с организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных сторон. Типовые меры (действия) по выполнению планового показателя предусматриваются для различных сфер деятельности - в сфере основного капитала, в сфере персонала, менеджмента, оборотного капитала, в сфере рационализации издержек производства и обращения.

 

 

 

 

2 ВИДЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

2.1 Сущность и назначение прогнозирования

 

Прогнозирование - это процесс разработки прогнозов с целью предсказания динамики изменения объектов (явлений) в ближайшей или отдаленной перспективе [10].

Первичной формой прогнозирования является гипотеза, которая по своей внутренней сути есть метод познания, заключающийся в выдвижении научно-обоснованного предложения в общей форме о природе, структуре или закономерностях развития объекта прогнозирования. Гипотеза должна быть основана на достоверном фактическом материале, принципиально проверяемая, логически проста (универсальна). Она характеризует вероятностное поведение исследуемых объектов и их качественную характеристику. Разработка гипотез позволяет подготовить основу для научного прогнозирования.

Экономическое прогнозирование  - одна из форм научного предвидения о возможных путях развития и будущего состояния экономики республики или отдельных отраслей хозяйства.

Цель прогнозирования - создать научные предпосылки, обоснованные предположения о развитии в будущем объекта прогнозирования путем разработки различных вариантов прогнозов возможного развития экономики.

Прогноз - это научно обоснованное суждение, носящее вероятностный характер, о возможных состояниях изучаемого объекта (явления) в будущем или о путях и сроках достижения определенных целей и результатов.

Суть прогноза состоит в том, чтобы показать, каким может быть экономическое развитие в будущем при тех или иных условиях.

Цель прогнозирования - создать научные предпосылки для обоснования и практической реализации управленческих решений.

Концепция - руководящая идея или общий замысел.

Прогноз должен включать:

- анализ современного состояния объекта прогнозирования и направления его развития;

- новейшие технологии и средства производства;

- ожидаемые объемы продукции и потребности в ней рынка;

- ожидаемые затраты на внедрения новых технологий и самой продукции;

- необходимые производственные мощности для внедрения новых технологий и производства  продукции;

- потребность в трудовых ресурсах с учетом ожидаемого роста производительности труда и др. вопросы [9].

Процесс прогнозирование состоит из трех основных стадий:

Первая стадия - исследование, анализ объекта с установлением основных тенденций, закономерностей его развития, подбор наиболее приемлемых методов прогнозирования.

Информация о работе Сущность и необходимость планирования на предприятии. Прогнозирование