Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, которые объясняют правила и закономерности внутрифирменного планирования.
Исходя из поставленной цели, курсовая работа ставит перед собой следующие основные задачи:
- рассмотреть экономическую сущность внутрифирменного планирования в деятельности предприятия;
- раскрыть необходимость внутрифирменного планирования на предприятии;
Введение
1 Теоретические основы планирования на предприятии
1.1 Сущность, содержание, необходимость внутрифирменного планирования
1.2 Цели и задачи внутрифирменного планирования
1.3 Принципы внутрифирменного планирования
2 Классификация внутрифирменного планирования
2.1 Сущность и назначение прогнозирования
2.2 Стратегическое (перспективное) планирование, его виды и цели
2.3 Текущее и оперативное планирование
Заключение
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
4 | |
1 |
Теоретические основы планирования на предприятии |
6 |
1.1 |
Сущность, содержание, необходимость внутрифирменного планирования |
6 |
1.2 |
Цели и задачи внутрифирменного планирования |
12 |
1.3 |
Принципы внутрифирменного планирования |
13 |
2 |
Классификация внутрифирменного планирования |
18 |
2.1 |
Сущность и назначение прогнозирования |
18 |
2.2 |
Стратегическое (перспективное) планирование, его виды и цели |
20 |
2.3 |
Текущее и оперативное планирование |
22 |
Заключение |
28 | |
Литература |
30 |
ВВЕДЕНИЕ
Любая работа требует от человека осмысления целей, порядка действий и возможных результатов. Эта координация намеченных мер, опосредованная планом, помогает добиться успехов с меньшими затратами по принципу «минимум средств - максимум результата». С разработки плана начинается любое дело: будь то решение о покупке товара, определение целей деятельности предприятия или выбор жизненного пути. Экономические проекты и сделки, направленные на достижение поставленных целей - получение прибыли, рост рентабельности или завоевание рынка, - требуют предельного осмысления в виде составления прогноза, плана или программы действия как непременного условия обоснования замысла и надежности получения желаемого результата.
Актуальность тему курсовой работы «Сущность и необходимость планирования на предприятии. Прогнозирование» заключается в том, что знание принципов и методов научного предвидения помогает менеджеру, занимающемуся прогнозной деятельностью, понимать суть происходящих явлений и принимать верные решения в различных ситуациях. Любое управление требует научного предвидения в форме прогноза или плана. Это - аксиома управления любого уровня хозяйствования. Однако фирме нужен не любой план или прогноз. Ей нужен хорошо обоснованный образ будущего. Ибо только на основе знания сущности экономических тенденций и явлений, отраженных посредством инструментария экономического предвидения и планирования, может быть создан действительно полезный прогноз, или план.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, которые объясняют правила и закономерности внутрифирменного планирования.
Исходя из поставленной цели, курсовая работа ставит перед собой следующие основные задачи:
- рассмотреть экономическую сущность внутрифирменного планирования в деятельности предприятия;
- раскрыть необходимость внутрифирменного планирования на предприятии;
- рассмотреть принципы, инструменты, и методику внутрифирменного планирования в деятельности предприятий;
- раскрыть сущность прогнозирования;
- изучить основы стратегического (перспективного) планировании;
- изучить основы текущего и оперативного планирования.
При подготовке курсовой работы будут использованы учебные материалы таких авторов, как И.Н. Герчиков, Н.Л. Зайцев, Н.И. Кабушкин, Н.В. Максименко, А.И. Ильин, Л.Н. Нехорошева, Л.М. Синица и др. Данные учебные материалы послужат основой для формирования главных аспектов, помогут логически организовать структуру работы и ясно изложить мысли.
1 Теоретические основы внутрифирменного
планирования
1.1 Содержание, необходимость, цели и задачи внутрифирменного планирования
Планирование охватывает все стороны жизнедеятельности человека, различные аспекты его становления и развития, позволяет определить цели и приоритеты намеченных действий, обосновать пути и необходимые средства их достижения. Историческая наука свидетельствует, что человек с древних времен занимался планированием своей деятельности. Считается, что первым учебным пособием по планированию является древнекитайская «Книга перемен - И-цзин», написанная примерно в IV в. до н.э. Разработке планов хозяйствования уделялось большое внимание во всех социально-экономических формациях общества. Но наибольшее развитие планирование получило в период становления и развития рыночной экономики.
Система планирования советской экономики, будучи передовой и прогрессивной в начале ее становления, затем постепенно оказалась консервативной, архаичной, отвергнутой самой жизнью. Это обусловлено, прежде всего, влиянием идеологии государства на процесс планирования, пронизывающий все уровни народнохозяйственной системы, высокой степенью централизации планирования, закрытостью единого народнохозяйственного комплекса и др. плановая система рассматривалась в качестве альтернативы рынку, а не как составная часть рыночной экономики.
В современных условиях быстрые темпы роста и постоянное совершенствование экономики современной Беларуси всем хорошо известны. Однако очень немногим субъектам хозяйствования удается успешно вести дело, причем успех деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной политики, хорошо разработанного плана действий [2].
Не все фирмы пользуются официально принятыми системами планирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо, несмотря на то, что внутрифирменное финансовое планирование сулит целый ряд выгод. В их числе системное осмысливание ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и прочее. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности предприятия и росту его прибыли.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
- проясняет возникающие проблемы;
- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
- улучшает координацию действий в организации;
- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
- способствует более рациональному распределению ресурсов;
- улучшает контроль в организации [12].
Процесс планирования начинается с постановки общих целей, что дает возможность выбрать направление работы. Цели являются категорией долгосрочного планирования. Они получают свою конкретизацию в постановке краткосрочных задач.
Планирование производства является решающим фактором эффективного ведения хозяйства в условиях его интенсификации. Оно основывается на объективных экономических законах, и, прежде всего, законе планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. Необходимость планирования обусловлена высоким уровнем концентрации производства, общественной собственностью на средства производства.
Внутрифирменное планирование в условиях рынка представляет собой процесс научного обоснования стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта, выбор оптимальных путей их достижения в соответствии с имеющимися ресурсами.
Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждой службой и всем предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку: исследования и разработку, производство товаров и предоставление услуг. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей качества и ассортимента предлагаемой продукции вслед за изменениями спроса на рынке [7].
Потребность в планировании современного субъекта хозяйствования вытекает из большого количества конкурентных предприятий, разнообразия возможных форм управления предприятием, наличия многочисленных структурных подразделений в рамках предприятия, тесных межфирменных связей с поставщиками и подрядчиками, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.
Планирование имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам планирования относится:
- стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;
- обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;
- улучшение координации действий исполнителей;
- усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;
- более рациональное использование ограниченных ресурсов;
- возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.
Недостатки планирования:
- невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;
- стабильность принятого решения, что может обернуться убытки при динамичных обстоятельствах бизнеса;
- необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.
Поэтому желательно, чтобы руководитель предприятия имел план из-за сложных и быстроменяющихся условий бизнеса (в частности, сбыта и конкуренции), которые надо заранее прогнозировать и продумывать, а также разработать своевременные и оптимальные действия по нивелированию их негативов. Кроме того, у руководителя возникает потребность в разработке нескольких вариантов наступления события по типу: «А что, если…?», из которых надо выбрать один наиболее вероятный и целесообразный. Подобное разрешение ситуации требует времени.
Таким образом, план нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые обусловлены:
- неопределенностью, многомерностью и стохастичностью среды хозяйствования, поэтому для исполнителя так важны поиск дополнительной достоверной информации и прогноз и определение степени его вероятности;
- несовершенством законодательной базы страны;
- ограничениями по ресурсам;
- проблемами этического свойства, если в обществе не сформированы устои предпринимательской этики и отсутствует культура бизнеса.
Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим причинам:
- авторитарность руководства фирмы;
- субъективность взглядов исполнителей;
- неточная и неполная информация;
- форс-мажорные обстоятельства;
- отсутствие финансового обеспечения действий исполнителей;
- ошибки в экономических расчетах.
Внутрифирменное планирование в рамках предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования.
Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства предприятием на всех уровнях управления; квалификацией обслуживающего персонала, работающего в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Планирование предполагает:
- обоснованный выбор целей;
- определение политики;
- разработку мер и мероприятий (образа действий);
- методы достижения целей;
- обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений [13].
Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.
Планирование включает в себя определение:
- конечных и промежуточных целей;
- задач, решение которых необходимо для достижения целей;
- средств и способов их решения;
- требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
Весь процесс планирования на предприятии в зависимости от направленности и характера решаемых задач можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности предприятия (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выбранной стратегии (текущее и оперативное планирование). Каждой из этих подсистем свойственны определенные формы разрабатываемых финансовых планов (таблица 1).
Информация о работе Сущность и необходимость планирования на предприятии. Прогнозирование