Сущность и функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:43, реферат

Краткое описание

Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную работу. В социально-политической жизни это период перехода к демократии, в экономике ─ от административно- командной системы к рынку. В жизни отдельного человека ─ превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны уже тем, что они требуют изменения нас самих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность менеджмента…………..……….………………………..5
1.1. Понятие менеджмента…………………………………………....………...5
1.2.Цели и задачи менеджмента…...…………………………………………...8
1.3. Характерные черты и стадии менеджмента.……………………………..10
1.2.Организация и менеджмент………………………………………………..12
Глава 2. Функции менеджмента......................................................................14
2.1. Система функций менеджмента…………….…………………………….14
2.2. Функция планирования.…………………..………………………….……17
2.3. Функция организации……....………………...……………………………20
2.4. Функция мотивации………………………………………………………..21
2.5. Функция контроля………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………………....25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ОМ..doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ



 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Сущность менеджмента…………..……….………………………..5

1.1. Понятие менеджмента…………………………………………....………...5

1.2.Цели и задачи менеджмента…...…………………………………………...8

1.3. Характерные черты и стадии менеджмента.……………………………..10

1.2.Организация и менеджмент………………………………………………..12

 

Глава 2. Функции менеджмента......................................................................14

2.1. Система функций менеджмента…………….…………………………….14

2.2. Функция планирования.…………………..………………………….……17

2.3. Функция организации……....………………...……………………………20

2.4. Функция мотивации………………………………………………………..21

2.5. Функция контроля………………………………………………………….23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………………....25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную работу. В социально-политической жизни  это период перехода к демократии, в экономике ─ от административно- командной системы к рынку. В жизни отдельного человека ─ превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны уже тем, что они требуют изменения нас самих.

Подобную ситуацию американцы, привыкшие к резким поворотам  судьбы, к конкуренции, определяют словом challenge 1. Согласно этому понятию, каждый вызов таит в себе для личности, организации, страны как возможности, так и угрозы. Для того чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом, нам, кроме всего прочего, необходимо овладеть новым знанием, научиться пользоваться им на прктике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опят, ─ постижение науки и искусства менеджмента.

Следует учитывать, что  по сравнению  со старой системой управления, до сих пор действующей во многих организациях,  новых условиях появляются функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике организация сама принимает решения, что раньше было прерогативой вышестоящих органов управления. Она самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает множество структурных вопросов,  т.ч. и такие, как создание, ликвидация, слияние или, наоборот, разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других объединений, реорганизация производственной  сферы и перестройка организационной структуры управления и многие др.

Организации приобретают все черты самостоятельности, характерные для работы  условиях рынка. Это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличения объема и усложнения выполняемых менеджерами работ. Существенно растет и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке  товаров и услуг. Научно-технический прогресс превращается  одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. Все большее значение приобретает и решение вопросов, связанных с управлением персоналом, занимающим в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и по существу предопределяющим успех организации в достижении её целей.

Управление организациями  в условиях рыночной экономики значительно  сложнее, чес в централизованной командноадминистративной системе. Это  связано как с расширением  их прав и ответственности, так и  с необходимостью более гибкой адаптации  к изменениям в  окружающей среде. Возникают новые цели и задачи, которые раньше организации самостоятельно не решали и даже не ставили; создается много новых предприятий; под влиянием процессов приватизации меняются формы собственности; налаживаются новые хозяйственные связи; формируются рыночные механизмы управления. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента. Более того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль будет расти, т.к. менеджмент─ это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность менеджмента.

1.1.Понятие менеджмента.

В начале 20-го столетия особое внимание уделяли менеджменту.

Менеджмент- это управление людьми, работающими в одной организации, имеющими общую цель. При этом управление людьми в условиях рыночной экономики при постоянных изменениях в социальных, экономических, производственных структурах, т.е. в условиях риска.

Менеджмент направлен  на создание благоприятных условий (технических, психологических и др.) для успешного функционирования и для успешного развития организации.

Основные составляющие менеджмента:

    • Выживание организации в долгосрочной перспектве
    • Сохранение организации в сегменте рынка
    • Эффективность и производительность организации

Менеджмент─ это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель.

Менеджмент определяется как:

    • Функция (вид деятельности)
    • Наука и искусство
    • Категория людей
    • Процесс
    • Орган = аппарат управления

Менеджмент определяется, как способ манеры общения с людьми, власть и искусство управления.2

Труд в сфере управления людьми носит название управленческого  характера. Его особенность─ по сравнению с другими видами труда, он имеет особенности с характером самого труда и его предметам и применяемых средств.

Специфика:

    1. Предметом труда является совместный труд
    2. Средство труда─ организационная и вычислительная техника, информация, система её сбора, обработки, передачи.
    3. Коллектив, группа, кооператив.
    4. Продукт труда управленца.
    5. Результаты труда, которые выражаются в конечных экономических результатах.

Управление – планирования, организации, мотивации и контроля необходимые для того, чтобы наиболее рационально использовать имеющиеся в наличии ресурсы (технические, материальные, психологические и тд.) для достижения целей организации.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики  означает:

  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
  • хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
  • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
  • выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Менеджмент - воздействие  одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Термин «менеджмент» прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании).

Рассматривая суть понятия  «менеджмент», важно уточнить некоторые  входящие в его определение положения.

Менеджмент как самостоятельный  вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей, работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Цели и задачи  менеджмента.

Цель управления - это необходимый результат деятельности, осознаваемый руководителями, исполнителями и имеющий качественное и количественное определение на основе перспективных и текущих потребностей.

Необходимо выполнять  следующие правила формирования целей:

  • совокупность поставленных задач должна быть необходимой и достаточной для обеспечения полного достижения цели;
  • задачи должны быть качественно и количественно определены;
  • структура любой цели может быть описана в нескольких альтернативных вариантах;
  • каждая цель должна быть отнесена к организационно обоснованному подразделению, группе или должностному лицу, принимающему решение;
  • должен быть определён временной период действия целей;
  • цели должны быть достижимыми и мотивировать действия исполнителей в правильном направлении;
  • цели должны иметь возможность их корректировки при изменении внешней и внутренней среды организации;
  • цели должны быть совместимыми;
  • цели должны приниматься всеми участниками процесса производства и реализации продукции и не противоречить желаниям и потребностям общества.

Сформированная система  целей позволит:

  • выделить организационно обособленные блоки системы управления, ориентированные на обеспечение определенных целей;
  • рационально распределить полномочия и ответственность за достижение целей между уровнями и звеньями аппарата управления;
  • определить последовательность и характер работ по достижению конечных целей, определить их связи и координацию;
  • сформировать систему оценки и стимулирования труда исполнителей в подразделениях при достижении поставленных задач.

Менеджмент призван  создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль ─результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

  • обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
  • стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
  • постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
  • постоянный поиск и освоение новых рынков.

Выполнение задач менеджмента  по регулированию, организации, координации  и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

 

 

1.3.Характерные черты  и стадии менеджмента.

Характерные для менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты.

Содержание экономического аспекта составляет управление процессом  производства, в ходе которого достигается  координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические  аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей.

Правовой аспект менеджмента  отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.

Организационно-технический  аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический  отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых  ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Информация о работе Сущность и функции менеджмента