Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:58, реферат
Управление в социальных системах охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. В процессе производства, распределения и потребления, материальных благ и услуг люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Управление в таких системах обеспечивает их упорядоченность, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие. Оно обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 3
1.СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА …………………………..……… 5
2.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА ……………………….... 10
3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА ………………… 15
3.1 Прогнозирование и планирование……………………………………………………… 15
3.2. Функция организации……………………………………………………………………. 17
3.3. Мотивация и стимулирование………………………………………………………… 18
3.4. Контроль ………………………………………………………………………………… 20
3.5. Координация и регулирование………………………………………………………... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………… 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 22
Прямое управляющее
Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения. Классификация целей может осуществляться: по охватываемой сфере (общая, частная цели); значению (главная, промежуточная, второстепенная); количеству переменных (одно- и многоальтернативная); предмету цели (рассчитан на общий или частный результат). Формулировка целей является важной задачей менеджмента. При этом следует четко определить: содержание цели; ее размер (максимум, минимум, уровень); временные параметры; пространственные характеристики; персональную привязку; ранг в иерархии целей.
Миссия любой организации — это ее социальное предназначение, то есть то, чего общество ждет от функционирования данной организации, а ждет оно, разумеется, удовлетворения каких-либо своих потребностей.
Однако, кроме этой внешней цели, у любой организации имеется внутренняя цель — это то, что члены данной организации хотят получить для себя в результате своей деятельности. Для любой организации она заключается, как минимум, в обеспечении своего выживания, а как максимум — в повышении собственного благосостояния. Это предполагает стремление коммерческой организации к увеличению получаемой прибыли, а некоммерческой — к увеличению своих доходов либо за счет усиления дозволенной коммерческой деятельности, либо же за счет усилий по наращиванию объема финансирования со стороны государства, меценатов и иных благотворителей. Не различение миссии и внутренней цели ведет к путанице, как в теории, так и в практике менеджмента. Ограничение - конкурирующая главной цель из разряда второстепенных, противоречащая ей, достижение которой нежелательно.
Классификация целей может
осуществляться:
- по охватываемой сфере (общая, частная
цели);
- по значению (главная, промежуточная,
второстепенная);
- по количеству переменных (одно- и многоальтернативная);
- по предмету цели (рассчитана на общий
или частный результат).
Типичные результативно-
- стремление к доходу;
- стремление к имущественному состоянию
(например, доведение фирмы до состояния,
обеспечивающего возможность ее выгодной
продажи);
- стремление к увеличению оборота;
- стремление к снижению расходов.
Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.
Ограничения могут задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов).
Формулировка целей и
ограничений является важной задачей
менеджмента. При этом следует четко определить:
- содержание цели;
- ее размер (максимум, минимум, уровень);
- временные параметры;
- пространственные характеристики;
- персональную привязку;
- ранг в иерархии целей.
Задачами менеджмента
как науки являются разработка, экспериментальная
проверка и применение на практике
научных подходов, принципов и
методов, обеспечивающих устойчивую, надежную,
перспективную и эффективную
работу коллектива (индивидуума) путем
выпуска конкурентоспособного товара.
В то же время конечной целью менеджмента
как практики эффективного управления
является обеспечение прибыльности предприятия
путем рациональной организации производственного
(торгового) процесса, включая управление
производством (коммерцией) и развитие
технико-технологической базы.
Исходя из этого важнейшей задачей менеджмента
является организация производства товаров
и услуг с учетом спроса потребителей
на основе имеющихся ресурсов.
Задачи менеджмента непрерывно усложняются
по мере роста масштабов и развития производства
и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые
намеченные цели оцениваются на рынке.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА.
Принципы менеджмента. Принципы управления Анри Файоля:
1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком
вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему
и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет
сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и
усилия.
2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать
приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где
даются полномочия — там возникает ответственность.
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к
достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих
соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают
дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач
руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо
применяемые санкции.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного
непосредственного начальника.
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной
цели, должна быть объединена единым планом, иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим.
Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над
интересами компании или организации большего масштаба.
7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и
поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою
службу.
8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является
естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации
будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает
вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это
проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.
9. Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на
руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое
положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Выло бы
ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной
необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту
иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
10. Порядок. Место — для всего и все на своем месте.
11. Справедливость. Справедливость—это сочетание доброты и
правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть
кадров
снижает эффективность
который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся,
талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
13. Инициатива.
Инициатива означает
успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом
гармонии персонала.
Важно отметить, что эффективное управление возможно лишь на основе
сочетания, неразрывного единства четырех групп методов — экономических,
административных, социально-психологических и воспитательных. Лишь их
совместное взаимосвязанное применение способно сделать труд рациональным и
привлекательным, а его результаты — эффективными, полезными обществу и
каждому из нас.
Первый из экономических методов управления — хозрасчет. Что это такое?
«Хозрасчет»: две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главным
здесь является первое слово, а «расчет» — второстепенным, хотя и важным.
Полный хозрасчет в сочетании с самофинансированием обеспечивает
хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и
социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются
за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и
социальную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации
продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях
главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности
становится прибыль или доход. После того как часть прибыли или дохода будет
выплачена по обязательствам предприятия, все, что останется, поступает в
полное распоряжение Собственника предприятия и расходуется на развитие
производства, оплату труда и социальные нужды. Исходя из этой общей
установки на каждом предприятии может вводиться одна из возможных форм или,
как часто говорят, моделей хозрасчета.
Выбор модели
хозрасчета предприятия,
условиям хозяйствования на данном заводе или фабрике — важнейшая задача
менеджера и сонета (правления) предприятия. Полезно для решения этой задачи
привлекать независимых консультантов — управленцев, экономистов,
правовиков.
Ценообразование.
В рыночной экономике различают следующие виды цен:
1. Производственная цена, по которой производитель поставляет товар
крупными партиями оптовым торговцам.
2. Оптовая цена — цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар
крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей.
3. Розничная цена — цепа, но которой ведется продажа товара в магазинах в
розницу и небольшими партиями.
4. Рыночная цена — цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в
данное время.
5. Базисная цена —
согласуется путем
покупателем крупных партий товара.
6. Монопольная цена — это цена, устанавливаемая монополиями выше или ниже
цены производства. Выше — для сбыта своих товаров и ниже — для товаров,
приобретаемых у других фирм.
7. Номинальная цена — та, которая публикуется в прейскурантах,
справочниках, биржевых котировках (сокращенно — номинал).
8. Скользящая цена — цена, устанавливаемая договором в зависимости от
условий конъюнктуры на определенную дату.
9. Твердая цена ~ цена, фиксируемая в договоре купли-продажи, которая не
может быть изменена.
10. Цена «падающий лидер» — цена, используемая торговцами для привлечения
покупателей. Обычно снижается цена лишь па один какой-нибудь товар, но
покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и другие
товары, цена на которые не снижалась.
11. Цена спроса — цена, складывающаяся на рынке в результате свободных
рыночных соотношений конкуренции, спроса и предложения.
Финансирование.
Финансы нужны предприятию для его производственного и социального
развития, Деньги дают предприятию возможность заработать еще большие
деньги, т. е. получить прибыль. Именно получение прибыли позволяет судить о
том, нужную ли для общества работу делает данный завод или фабрики,
эффективно и экономно ли производство. Если продукция, выпускаемая
предприятием, нужна - будет прибыль, не нужна — прибыли не будет. Чтобы
обеспечить себе прибыль, предприятие, не ожидая указания сверху, само
станет повышать качество продукции и услуг, снижать их себестоимость,
наращивать производительность труда, совершенствовать оборудование и приемы
работы.
Финансовая
самостоятельность предприятия,
самофинансированием, предусматривает не только новые права руководителя, но
и высокую финансовую ответственность его перед собственником и трудовым
коллективом.
Административные, социально - психологические и воспитательные методы
менеджмента.
Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма
административного воздействия в разработке и реализации таких
организационных документов, которые определяют порядок управления
предприятием, а именно: а) положений общеорганизационного порядка, например
положения о данном предприятии; б) структуры (организации) управления
предприятием; в) штатного расписания и должностных инструкций
(функциональных обязанностей) по управлению предприятием; г) положений,
определяющих внутренний порядок работы, а также статус, задачи и полномочия
различных звеньев управления, например положения об органах линейного,
функционального и целевого управления.
Нормирование деятельности предприятия. Оно заключается в разработке и