Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:19, курсовая работа
Вряд ли кто-то может не согласиться с утверждением, что главное богатство компании – это её сотрудники. От того, насколько результативным окажется их труд, зависит успех любой организации. А наибольшая результативность достигается, только в том случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Какими бы сильными ни были решения руководителей, результат может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены сотрудниками фирмы.
Введение
Сущность мотивации и её необходимость в управлении
Понятие мотивации и её роль в управлении
Классификация мотивации
Содержание мотивационного процесса
Потребности как основа мотивации
Понятие мотивов деятельности
Мотивационные теории. Двухфакторная теория мотивации Герцберга
Основные группы мотивационных теорий и их краткая характеристика
Теория двух факторов Герцберга
Модель обогащения работы как наиболее удачный подход к организационному дизайну
Исследование мотивации по двухфакторной теории Герцберга (на примере ООО «Вкусный дом»)
Общие сведения об объекте и предмете исследования
Результаты исследования и их анализ
Основные выводы и рекомендации по совершенствованию мотивации труда и удовлетворенности работой в предприятии
Заключение
Список литературы
Пятый этап — получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию.
Шестой этап — ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Очень непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека в конкретных условиях. Знание логики процесса мотивации не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом. Здесь немаловажным фактором является не очевидность мотивов. Можно догадываться, какие мотивы преобладают, но в конкретном виде их вычленить достаточно трудно.
Потребности являются источником активности личности. Именно они побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении.
Потребность – это, с одной стороны, то без чего человек не может обойтись, в чем нуждается (дефицит), с другой, то, к чему стремится, чем хочет обладать (желание), или то, чего хочет избежать.
Человек испытывает
потребность тогда, когда физиологически
или психологически ощущает недостаток
чего-либо. Потребности невозможно непосредственно
наблюдать или измерять. Об их существовании
можно судить лишь по поведению людей.
Они являются мотивом к действию. Когда
потребность ощущается человеком, она
побуждает в нем состояние устремленности.
Мотив – это потребность с осознанной
целью ее удовлетворения, побуждающая
к действию. Другими словами, когда у нас
есть потребность, и мы понимаем каким
образом она может быть удовлетворена,
и эта цель – удовлетворение данной потребности,
имеет для нас ценность, и толкает нас
на действия по достижению этой цели, тогда
мы имеем мотив.
Или так:
Все вместе это и будет
мотивом.
Мотивация – динамический процесс
формирования мотива. Мотивацию разделяют
на внешнюю, т.е. стимулируемую внешними
факторами – вознаграждение, наказание
и пр., и внутреннюю. Но нужно понимать,
что в основе мотива лежит потребность
в том широком смысле, как мы ее определили
выше, а потребность – это внутренний
фактор. Поэтому, внешние обстоятельства
могут стать мотивацией только тогда,
когда станут значимыми для человека,
т.е. превратятся во внутреннюю мотивацию.
Если у человека нет внутренней потребности,
или он ее не осознает, а вы не смогли эту
потребность в нем сформировать, или “открыть
человеку глаза” на наличие у него такой
потребности и ценности ее удовлетворения
для него, то никакими внешними мотивациями
вы не заставите его совершать необходимые
вам действия.
Мотив и мотивация
тесно связаны с “потребностями”, т.к.
в основе мотива всегда лежит потребность.
Потребности делятся
на первичные или базовые (врожденные)
и вторичные (приобретенные).
Предлагаемая классификация
потребностей:
Материальные потребности являются первичными, а статусные и личностные – вторичными. Потребности не имеют жесткой иерархии и строго определенной последовательности их удовлетворения. Конечно, чаще всего, неудовлетворенные базовые потребности имеют более сильное влияние на мотивы поведения человека, чем неудовлетворенные вторичные. Но, во-первых, нет никакой закономерности, по которой можно было бы определить с какой доли удовлетворенности первичной потребности, у человека начинают возникать вторичные потребности. А, во-вторых, это утверждение не является непреложным правилом.
1.5. Понятие мотивов
деятельности
Мотив деятельности - это то, что ее
побуждает, ради чего она осуществляется,
это то, что может само по себе породить
целенаправленную деятельность, это то,
ради чего ставятся и достигаются данные
цели. Мотив деятельности - это опредмеченная
потребность.
Мотив осуществляет следующие
функции: направляющую и побуждающую.
Мотивацию деятельности обеспечивают
мотивы ведущие (главные, смыслообразующие)
и второстепенные (мотивы - стимулы).
Предмет деятельности - это ее действительный
мотив. Он может быть вещественным или
идеальным, данным в восприятии или существующим
только в воображении, в мысли. За ним всегда
стоит потребность, он всегда отвечает
той или иной потребности. Предмет деятельности
открывается субъекту как отвечающий
той или иной его потребности. В качестве
цели деятельности выступает ее продукт.
Он может представлять собой реальный
физический предмет, создаваемый человеком,
определенные знания, умения и навыки,
приобретаемые в ходе деятельности, творческий
результат (мысль, идея, теория, произведение
искусства).
Цель деятельности не равнозначна
ее мотиву (то, что побуждало его деятельность
(мотив), и то, на что были направлены его
действия (цель), не совпадают между собой),
хотя иногда мотив и цель деятельности
могут совпадать друг с другом. Мотивация
деятельности в ходе ее развития не остается
неизменной. Очень часто изменение мотивации
деятельности человека происходит с возрастом,
по мере его развития. Если человек изменяется
как личность, то мотивы его деятельности
преобразуются. Прогрессивное развитие
человека характеризуется движением мотивов
в сторону их все большего одухотворения
(от органических к материальным, от материальных
к социальным, от социальных к творческим,
от творческих к нравственным).
В отличие от целей, мотивы
актуально не сознаются субъектом:
когда мы совершаем те или иные
действия, то в этот момент мы обычно
не отдаем себе отчета в мотивах, которые
их побуждают. Правда, нам нетрудно
привести их мотивировку, но мотивировка
вовсе не всегда содержит в себе
указание на их действительный мотив.
Мотивы, однако, не отделены от сознания.
Мотивы открываются сознанию путем
анализа деятельности. Субъективно
же они выступают только в своем
косвенном выражении - в форме
переживания желания, хотения, стремления
к цели. Даже когда мотивы не сознаются,
т.е. когда человек не отдает себе
отчета в том, что побуждает его
совершать те или иные действия,
они все же находят свое психическое
отражение - в форме эмоциональной
окраски действий.
Особенность эмоций состоит
в том, что они отражают отношения между
мотивами и успехом или возможностью успешной
реализации отвечающей им деятельности
субъекта. Даже успешное выполнение того
или иного действия вовсе не всегда ведет
к положительной эмоции, оно может породить
и резко отрицательное переживание, сигнализирующее
о том, что со стороны ведущего для личности
мотива достигнутый успех психологически
является поражением.
Различают группы мотивационных теорий:
• содержательные, анализирующие структуру потребностей и мотивов личности и их проявления;
• процессуальные, изучающие влияние на мотивацию внешних факторов.
Широко известную сегодня теорию иерархии потребностей в 1943 г. разработал американский врач-психолог А. Маслоу.
Согласно теории А. Маслоу, существует пять групп потребностей Физиологические потребности — в пище, воде, воздухе, убежище, сексе, т. е. те, которые человек должен удовлетворять для поддержания своего организма в жизнедеятельном состоянии. Такие потребности в значительной мере связаны с физиологией человека.
2. Потребности в защищенности и безопасности связаны со стремлением и желанием человека находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести ему жизнь.
3. Потребности в принадлежности
и причастности. Человек
стремится к участию в совместных действиях;
он хочет дружбы, любви, а также быть членом
каких-то объединений, участвовать в общественных
мероприятиях и т. п. Все эти стремления
составляют группу потребностей принадлежности
и причастности. Если для человека эти
потребности являются ведущими, он рассматривает
свою работу
как принадлежность к коллективу, возможность
установить хорошие и дружеские отношения
с коллегами.
4. Потребности в признании и уважении отражают желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также видеть, что окружающие признают их таковыми и уважают за это.
5. Потребности в самовыражении проявляются в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте, политике и т. п.
Данные потребности в гораздо большей степени, чем другие, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с этой потребностью открыты к восприятию себя и окружения, они созидательны и независимы.
Теорию потребностей существования, связи и роста (или ERG — Existence, Relations, Growth) разработал в 1972 г. американский ученый К. Альдерфер. Он предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей А. Маслоу. Отмечая недостаточную четкость различения некоторых групп потребностей в теории А. Маслоу, он выделил не пять, а три класса (группы) потребностей: существования, связи и роста.
Потребности существования содержат две группы потребностей пирамиды А. Маслоу: в безопасности и физиологические.
Потребности связи отражают социальную природу человека. Его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к группе потребностей связи относятся потребности в принадлежности к социальной группе, признании и уважении, связанные со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей в безопасности пирамиды А. Маслоу, которая связана с групповой безопасностью.
Потребности роста аналогичны потребностям в самовыражении пирамиды А. Маслоу и включают в себя также потребности группы признания и самоутверждения, связанные со стремлением к развитию уверенности, самосовершенствованию и т. п.
Эти три группы потребностей, как и в теории А. Маслоу, расположены по иерархии. Однако между ними есть одно принципиальное различие: согласно А. Маслоу, движение от потребности к потребности происходит только снизу вверх (удовлетворил потребность нижнего уровня — перешел к следующей и т. д.). К. Альдерфер полагает, что это "движение" идет в обе стороны (наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня). При этом К. Альдерфер считает, что в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него опять "включаются" потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний.
В соответствии с теорией К. Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность, и этот процесс определяет наличие обратного движения сверху вниз.
Процесс движения вверх по уровням потребностей К. Альдерфер называет удовлетворением потребностей, а процесс движения вниз — фрустрацией, т. е. поражением в стремлении удовлетворить потребность.
Информация о работе Сущность мотивации и её необходимость в управлении