Сущность организационной структуры управления и факторы, влияющие на еёизменениенапримере ОАО «МАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 01:40, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является организационная структура управления предприятием.
Предметом исследования выступает организационная структура управления ОАО «МАЗ».
Целью работы является исследование теоретического материала и изучение особенностей организационной структуры ОАО «МАЗ».
В процессе работы рассматривается понятие организационной структуры; типыструктур; принципы построения структур; проводится анализ организационной структуры ОАО «МАЗ».

Содержание

Введение…………………………………………….………………….…….……
1 Теоретические основы сущности организационной структуры……………
1.1 Понятие организационной структуры и принципы её построения…..…..
1.2 Основные типы организационных структур………………………………
1.3 Новые подходы в проектировании организаций…………..…...…………..
2 Анализ организационной структуры ОАО «МАЗ»……..…………………..
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия……………
2.2Анализ организационной структуры предприятия………………………….
2.3 Основные направления оптимизации организационной структуры предприятия………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………..……………………….
Список использованных источников…

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность организационной структуры управления и факторы, влияющие на её изменение на примере ОАО «МАЗ»-.docx

— 163.01 Кб (Скачать файл)

УО  «Белорусский государственный экономический 

университет»

 

Бобруйский  филиал

 

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: Менеджмент

на тему:Сущность организационной структуры управления и факторы, влияющие на еёизменениенапримере ОАО «МАЗ»

 

 

 

 

 

 

Студентка

3 курса, ЭУП 102         Т.Н. Соболева

 

 

 

Руководитель                                                                                   Т.В. Букас

 

 

 

 

БОБРУЙСК2012

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

Курсовая работа: 30 с., 4 рис., 4 табл., 13 источников.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА  УПРАВЛЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ, СВЯЗИ, УРОВНИ, ПОЛНОМОЧИЯ, ВИДЫ СТРУКТУР,ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  СТРУКТУРЫ

 

Объектом исследования является организационная структура управления предприятием.

Предметом исследования выступает  организационная структура управления ОАО «МАЗ».

Целью работы является исследование теоретического материала и изучение особенностей организационной структуры ОАО «МАЗ».

В процессе работы рассматривается понятие организационной структуры; типыструктур; принципы построения структур; проводится анализ организационной структуры ОАО «МАЗ».

 

 

Автор подтверждает, что  весь аналитический материал правильно  и объективно отражает состояние  исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

                                                                                                        _____________________

  (подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………….………………….…….……

1 Теоретические основы сущности организационной структуры……………

1.1 Понятие организационной структуры и принципы её построения…..…..

1.2 Основные типы организационных структур………………………………

    1. Новые подходы в проектировании организаций…………..…...…………..

2 Анализ организационной  структуры ОАО «МАЗ»……..…………………..

2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия……………

2.2Анализ организационной структуры предприятия………………………….

2.3 Основные направления  оптимизации организационной структуры  предприятия………………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………..……………………….

Список  использованных источников…………………..………………………..

4

5

5

9

13

17

17

20

 

24

29

30


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности  производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.

Организационная структура  создает некоторый каркас, который  является основой для формирования отдельных административных функций. В рамках этой структуры протекает  весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют  менеджеры всех уровней, категорий  и профессиональной специализации. Структура выявляет и устанавливает  взаимоотношения сотрудников внутри организации.

Организационная структура  имеет отношение непосредственно  к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных  процессах: разделении труда, ресурсном  обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы.

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются  интересы личности и групп, стимулы  и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные  требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Не понимая сущности организаций  и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные  технологии их деятельности. Таким  образом, актуальность темы работы не вызывает сомнений.

Целью работы является рассмотрение организационной структуры на примере  ОАО «МАЗ», а также путей её оптимизации.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  аспекты организационной структуры:  понятие, сущность, типы и принцип  построения организационной структуры;

- сделать анализ организационной структуры ОАО «МАЗ»;

- рассмотретьнаправления оптимизации организационной структуры предприятия.

 

  1. Теоретические основы сущности организационной структуры

 

 

    1. Понятие организационной структуры и принципы её построения

 

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.

Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структуры управления:

  1. в зависимости от состава структурных подразделений организации выделяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
  2. исходя из характера общих функций, выполняемых в процессеуправления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять нагоризонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре  создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в  организационной структуре управления формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия:линейного персонала, штабного персонала и функциональные.Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений)[1].

Полномочия штабного персонала  ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать  другим членам организации выполнять  их распоряжения.

Если тому или иному  работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать  решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими организационной  структуры управления существуют сложные  отношения взаимозависимости: изменения  в каждой из них (скажем, числа элементов  и уровней, количества и характера  связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации  принято решение о введении в  организационную структуру управления нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто  не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие  задачи будет решать новый отдел? кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения  организации будут доводить до него необходимую информацию? какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?

Увеличение количества элементов  и уровней в организационной  структуре управления неизбежно  приводит к многократному росту  числа и сложности связей, возникающих  в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко  является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации [2].

К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах  формирования организационной структуры  управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных  авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

1 Организационная структура  управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2 Следует предусматривать  оптимальное разделение труда  между органами управления и  отдельными работниками, обеспечивающее  творческий характер работы и  нормальную нагрузку, а также  надлежащую специализацию.

3 Формирование структуры  управления надлежит связывать  с определением полномочий и  ответственности каждого работника  и органа управления, с установлением  системы вертикальных и горизонтальных  связей между ними.

4Между функциями и  обязанностями, с одной стороны,  и полномочиями и ответственностью  с другой, необходимо поддерживать  соответствие, нарушение которого  приводит к дисфункции системы  управления в целом.

5 Организационная структура  управления призвана быть адекватной  социально-культурной среде организации,  оказывающей существенное влияние  на решения относительно уровня  централизации и детализации,  распределения полномочий и ответственности,  степени самостоятельности и  масштабов контроля руководителей  и менеджеров. Практически это  означает, что попытки слепо копировать  структуры управления, успешно функционирующие  в других социально-культурных  условиях, не гарантируют желаемого результата[3].

Реализация этих принципов  означает необходимость учета при  формировании (или перестройке) структуры  управления множества различных  факторов воздействия на организационную  структуру управления.

Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры  структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются  по многим критериям. Большое разнообразие организаций предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации и т.д. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа которых требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.

Информация о работе Сущность организационной структуры управления и факторы, влияющие на еёизменениенапримере ОАО «МАЗ»