Сущность, роль и влияния конфликтов на развитие фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Проблема конфликтов в современных условиях является актуальной и находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений.
Цель - проведение анализа конфликтных ситуаций и разработка методов их разрешения.

Содержание

Введение 6
6
1 Сущность, роль и влияния конфликтов на развитие фирмы
8
1.1 Понятие конфликта, причины возникновения конфликтов
8
1.2 Классификация конфликтов
12
1.3 Способы разрешения конфликтов
16
2 Современное состояние социально психологического состояния отдела по работе с потребителями ООО «Смак»
22
2.1 Краткая организационно - экономическая характеристика фирмы
22
2.2 Исследование социально психологической структуры коллектива
27
2.3 Исследование конфликтных ситуаций в коллективе и их влияние на работу отдела
35
3 Совершенствование управления конфликтами отдела по работе с потребителями ООО «Смак»
38
3.1 План мероприятий по улучшению социально – экономического климата в коллективе
38
3.2 Эффективность проводимых мероприятий
39
Заключение
42
Библиографический список
43
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
46
47
50
51
54
56

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент (Восстановлен) (1).docx

— 121.30 Кб (Скачать файл)

 

          По результатам SWOT – анализа магазина ООО «Смак» можно сделать вывод о стабильном текущем положении фирмы на рынке.

          2.2 Исследование социально- психологической структуры коллектива

          Для определения вида конфликта на анализируемом предприятии проведем исследование социально-психологического климата в коллективе. Исследование будет проходить в два этапа. На первом этапе включенного наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между членами коллектива.

          На втором этапе был применен метод тестирования, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

          Исследование проводилось в  одном из отделов магазина ООО «Смак»: отдел по  работе  с потребителями, состоящем из 6 человек.

          Характеристика  персонала  отдела  работы  с  потребителями представлена  в таблице 4.

Таблица 4 – Характеристика  персонала отдела  работы  с  потребителями ООО

                    «Смак»

Должность

Задачи

Пол

Возраст

Заместитель  директора по работе  с  потребителями

Управление  и  контроль  за  работой  отдела, проверка обработанных  данных, составление  отчета о  работе  отдела

Мужской

43

Начальник  по  работе с  персоналом

Управление  и  контроль  за  работой  отдела, сбор, обработка  информации, предоставление   выводов.

Женский

37

Документовед

Сбор  документов, осуществление  контроля  за  правильностью  их  ведения  и  заполнения, составление  контрактов.

Женский

28

Экономист 1

Расчет  экономических  показателей, предоставление выводов, вынесение  предложений

Женский

25

Экономист 2

Расчет  экономических  показателей, предоставление выводов, вынесение  предложений, работа  с  потребителями

Мужской

41

Программист

Следит  за  исправной  работой  программного  обеспечение.

Мужской

27


 

          На  основании  таблицы 3  представим  схему  возрастных  промежутков, рисунок 4.

Рисунок 4 –  Возрастные  промежутки

          По  данному  рисунку 4, можно   сделать  вывод, что  основной  процент  работающих  являются  молодой  персонал  от  20-30 лет (50 %).

          Для исследования были применены следующие методы: метод наблюдения (включенное наблюдение в естественных условиях), было  выявлено  мнение  персонала  о  степени  конфликтности, а также был использован метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены три методики: тест на определение предрасположенности к конфликтам, затем методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

          Фактическое  состояние  конфликтности   по  мнению  коллектива представлен  в  таблице 5.

 

 

Таблица 5 – Фактическое состояние конфликтности в ООО «Смак»

Признак

Респонденты

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

Конфликтность в коллективе

3

5

4

7

5

4

28

Отношения  в  коллективе

6

7

8

5

6

8

40

Отношения  к   себе

5

5

5

5

5

5

30

Качество  выполняемых  работ

3

4

2

5

4

5

37

Условия  труда

5

7

6

8

6

7

39

Состояние  компьютеров

8

7

8

10

8

7

48

Распределение  обязанностей

9

6

4

5

5

7

36


 

          Пояснения  к  таблице 5: под испытуемым №1 –заместитель  директора по работе  с  потребителями; под № 2 - начальник  по  работе с  персоналом; под № 3- документовед; под № 4 - экономист 1; под № 5 - экономист 2; под № 6 – программист.

          По  данным  таблицы 5 можно сделать вывод, что группа  считает себя  не  конфликтной, отношения в коллективе - хорошие, однако  по  отношение к себе  видна явная недооценка, группа  довольна  условиями труда, но  качество  работ  оставляет  желать  лучшего, она  довольна  распределением  обязанностей, а  так же  состоянием  компьютеров. В  общем  можно  отметить, что  конфликтность  в  отделе  минимальная.

          Методы  тестирования:

  1. У любого человека можно выделить черты характера, предрасполагающие к конфликтам в межличностном общении. У одних они ярко выражены, у других слабее. О том, что сам человек в соответствующих условиях может содействовать возникновению конфликта, необходимо знать. Это поможет члену коллектива правильно определить свое поведение и скорректировать его. С этой целью мы предложили сотрудникам отдела  работы  с  потребителями ООО «Смак» тест на определение предрасположенности к конфликтам. Описание методики тестирования и ключ в приложении Б.

          По результатам тестирования представленные  в  приложении В выяснилось, что сотрудники № 1, № 2 можно назвать людьми тяжелые в общении, они подчас идут на конфликт не ради дела, а «из-за принципа». Возможно, они, не признаваясь сами себе, испытывают удовлетворение, давая волю своим эмоциям и наблюдая, как разгораются страсти вокруг. Иногда о таких людях говорят: «Борец за правду», «Смелый, не боишься критиковать недостатки». Но этим сотрудникам не мешало бы, присушатся к мнению других: «Побереги свои нервы и нервы окружающих», «Твою бы энергию да в мирных целях».

         Участников  под  № 3, № 5,№ 6 по результатам теста можно считать людьми уживчивыми, общительными, покладистыми, способным противостоять обострениям отношений в группе, коллективе.

         Участницу под № 4 - можно назвать источником конфликта. Однако общение с ними немногим доставляет удовольствие, поскольку людям не интересен тот человек, который всегда и во всем со всеми соглашается. К тому же пассивность, стремление уйти в сторону невольно делает этих сотрудников косвенными виновниками конфликтных ситуаций.

  1. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение.

          Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.

          В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

          Результаты  тестирования  «Ваш  способ  управления конфликтами  К.Томаса (приложение Г), представлены  в таблице 6.

Таблица 6 – результаты  диагностики по методике К. Томаса

№ испытуемого

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

8

11

13

1

7

2

1

7

8

9

5

3

5

1

7

11

6

4

4

6

6

10

4

5

1

7

4

10

8

6

2

6

9

9

8

Итого

21

38

47

50

38


 

          В   результате  было  установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов приходится на тактику избегания, ухода от конфликта. На втором  месте преобладает тактика компромисс, в основном у  заместителя  директора по  работе  с  потребителями (13 баллов)  и программиста (9 баллов). Такие  тактики, как приспособления, и  сотрудничество, находятся  на  третьем  месте. А  такая  тактика, как  соперничество, находится  на  последнем  месте. В результате проведенного наблюдения по методике К. Томаса, было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе благоприятный.

  1. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем выше у них готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.

          Результаты  теста Д.Марлоу и Д.Крауна  (приложение Д) представлен в таблице  7.

Таблица 7 – результаты диагностики по  методу  Д.Марлоу и Д.Крауна.

№ испытуемого

Мотивация одобрения (баллы)

1

14

2

12

3

11

4

9

5

10

6

12


          Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения.

          Для подтверждения этой гипотезы вычисляем коэффициент корреляции Спирмена по формуле (1):

 

          rs = 1 – 6 * (d2 + Та + Тb / N (N2 - 1)),                                                        (1)

 

где d - квадрат  разности между рангами;

      N - количество испытуемых;

      Та и Тb - поправка на одинаковые ранги.

          Поправки  на  одинаковые  ранги  рассчитываем  по  формуле (2) и (3):

 

          Та = S (а3 - а) / 12,                                                                                            (2)

 

          Тb = S (b3 - b) / 12,                                                                                           (3)

где а и b - объем каждой группы одинаковых рангов.

          Анализ  ранговой  корреляции  по  Спирмену  представлена  в  таблице 8.

Таблица 8 - Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии избегания и

                     стремления к одобрению

№ п/п

Стратегия избегания,баллы

Стремление к одобрению, баллы

Ранги по стратегии избегания

Ранги по стремлению к одобрению

Разность рангов,d

d2

1

1

14

1

6

5

25

2

9

12

2,5

4,5

2

4

3

11

11

6

3

- 3

9

4

10

9

4,5

1

- 3,5

12,25

5

10

10

4,5

2

- 2,5

6,25

6

9

12

2,5

4,5

2

4

Итого

50

68

21

21

-

60,5

Информация о работе Сущность, роль и влияния конфликтов на развитие фирмы