Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:20, курсовая работа
Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Проблема конфликтов в современных условиях является актуальной и находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений.
Цель - проведение анализа конфликтных ситуаций и разработка методов их разрешения.
Введение 6
6
1 Сущность, роль и влияния конфликтов на развитие фирмы
8
1.1 Понятие конфликта, причины возникновения конфликтов
8
1.2 Классификация конфликтов
12
1.3 Способы разрешения конфликтов
16
2 Современное состояние социально психологического состояния отдела по работе с потребителями ООО «Смак»
22
2.1 Краткая организационно - экономическая характеристика фирмы
22
2.2 Исследование социально психологической структуры коллектива
27
2.3 Исследование конфликтных ситуаций в коллективе и их влияние на работу отдела
35
3 Совершенствование управления конфликтами отдела по работе с потребителями ООО «Смак»
38
3.1 План мероприятий по улучшению социально – экономического климата в коллективе
38
3.2 Эффективность проводимых мероприятий
39
Заключение
42
Библиографический список
43
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
46
47
50
51
54
56
По результатам SWOT – анализа магазина ООО «Смак» можно сделать вывод о стабильном текущем положении фирмы на рынке.
2.2 Исследование социально- психологической структуры коллектива
Для определения вида конфликта на анализируемом предприятии проведем исследование социально-психологического климата в коллективе. Исследование будет проходить в два этапа. На первом этапе включенного наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между членами коллектива.
На втором этапе был применен метод тестирования, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Исследование проводилось в одном из отделов магазина ООО «Смак»: отдел по работе с потребителями, состоящем из 6 человек.
Характеристика персонала отдела работы с потребителями представлена в таблице 4.
Таблица 4 – Характеристика персонала отдела работы с потребителями ООО
«Смак»
Должность |
Задачи |
Пол |
Возраст |
Заместитель директора по работе с потребителями |
Управление и контроль за работой отдела, проверка обработанных данных, составление отчета о работе отдела |
Мужской |
43 |
Начальник по работе с персоналом |
Управление и контроль за работой отдела, сбор, обработка информации, предоставление выводов. |
Женский |
37 |
Документовед |
Сбор документов, осуществление контроля за правильностью их ведения и заполнения, составление контрактов. |
Женский |
28 |
Экономист 1 |
Расчет экономических показателей, предоставление выводов, вынесение предложений |
Женский |
25 |
Экономист 2 |
Расчет экономических показателей, предоставление выводов, вынесение предложений, работа с потребителями |
Мужской |
41 |
Программист |
Следит за исправной работой программного обеспечение. |
Мужской |
27 |
На основании таблицы 3 представим схему возрастных промежутков, рисунок 4.
Рисунок 4 – Возрастные промежутки
По данному рисунку 4, можно сделать вывод, что основной процент работающих являются молодой персонал от 20-30 лет (50 %).
Для исследования были применены следующие методы: метод наблюдения (включенное наблюдение в естественных условиях), было выявлено мнение персонала о степени конфликтности, а также был использован метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены три методики: тест на определение предрасположенности к конфликтам, затем методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Фактическое состояние
Таблица 5 – Фактическое состояние конфликтности в ООО «Смак»
Признак |
Респонденты |
Сумма баллов | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
Конфликтность в коллективе |
3 |
5 |
4 |
7 |
5 |
4 |
28 |
Отношения в коллективе |
6 |
7 |
8 |
5 |
6 |
8 |
40 |
Отношения к себе |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
30 |
Качество выполняемых работ |
3 |
4 |
2 |
5 |
4 |
5 |
37 |
Условия труда |
5 |
7 |
6 |
8 |
6 |
7 |
39 |
Состояние компьютеров |
8 |
7 |
8 |
10 |
8 |
7 |
48 |
Распределение обязанностей |
9 |
6 |
4 |
5 |
5 |
7 |
36 |
Пояснения к таблице 5: под испытуемым №1 –заместитель директора по работе с потребителями; под № 2 - начальник по работе с персоналом; под № 3- документовед; под № 4 - экономист 1; под № 5 - экономист 2; под № 6 – программист.
По данным таблицы 5 можно сделать вывод, что группа считает себя не конфликтной, отношения в коллективе - хорошие, однако по отношение к себе видна явная недооценка, группа довольна условиями труда, но качество работ оставляет желать лучшего, она довольна распределением обязанностей, а так же состоянием компьютеров. В общем можно отметить, что конфликтность в отделе минимальная.
Методы тестирования:
По результатам тестирования представленные в приложении В выяснилось, что сотрудники № 1, № 2 можно назвать людьми тяжелые в общении, они подчас идут на конфликт не ради дела, а «из-за принципа». Возможно, они, не признаваясь сами себе, испытывают удовлетворение, давая волю своим эмоциям и наблюдая, как разгораются страсти вокруг. Иногда о таких людях говорят: «Борец за правду», «Смелый, не боишься критиковать недостатки». Но этим сотрудникам не мешало бы, присушатся к мнению других: «Побереги свои нервы и нервы окружающих», «Твою бы энергию да в мирных целях».
Участников под № 3, № 5,№ 6 по результатам теста можно считать людьми уживчивыми, общительными, покладистыми, способным противостоять обострениям отношений в группе, коллективе.
Участницу под № 4 - можно назвать источником конфликта. Однако общение с ними немногим доставляет удовольствие, поскольку людям не интересен тот человек, который всегда и во всем со всеми соглашается. К тому же пассивность, стремление уйти в сторону невольно делает этих сотрудников косвенными виновниками конфликтных ситуаций.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Результаты тестирования «Ваш способ управления конфликтами К.Томаса (приложение Г), представлены в таблице 6.
Таблица 6 – результаты диагностики по методике К. Томаса
№ испытуемого |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
8 |
11 |
13 |
1 |
7 |
2 |
1 |
7 |
8 |
9 |
5 |
3 |
5 |
1 |
7 |
11 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
10 |
4 |
5 |
1 |
7 |
4 |
10 |
8 |
6 |
2 |
6 |
9 |
9 |
8 |
Итого |
21 |
38 |
47 |
50 |
38 |
В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов приходится на тактику избегания, ухода от конфликта. На втором месте преобладает тактика компромисс, в основном у заместителя директора по работе с потребителями (13 баллов) и программиста (9 баллов). Такие тактики, как приспособления, и сотрудничество, находятся на третьем месте. А такая тактика, как соперничество, находится на последнем месте. В результате проведенного наблюдения по методике К. Томаса, было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе благоприятный.
Результаты теста Д.Марлоу и Д.Крауна (приложение Д) представлен в таблице 7.
Таблица 7 – результаты диагностики по методу Д.Марлоу и Д.Крауна.
№ испытуемого |
Мотивация одобрения (баллы) |
1 |
14 |
2 |
12 |
3 |
11 |
4 |
9 |
5 |
10 |
6 |
12 |
Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения.
Для подтверждения этой гипотезы вычисляем коэффициент корреляции Спирмена по формуле (1):
rs = 1 – 6 * (d2 + Та + Тb / N (N2 - 1)),
где d - квадрат разности между рангами;
N - количество испытуемых;
Та и Тb - поправка на одинаковые ранги.
Поправки на одинаковые ранги рассчитываем по формуле (2) и (3):
Та = S (а3 - а) / 12,
Тb = S (b3 - b) / 12,
где а и b - объем каждой группы одинаковых рангов.
Анализ ранговой корреляции по Спирмену представлена в таблице 8.
Таблица 8 - Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии избегания и
стремления к одобрению
№ п/п |
Стратегия избегания,баллы |
Стремление к одобрению, баллы |
Ранги по стратегии избегания |
Ранги по стремлению к одобрению |
Разность рангов,d |
d2 |
1 |
1 |
14 |
1 |
6 |
5 |
25 |
2 |
9 |
12 |
2,5 |
4,5 |
2 |
4 |
3 |
11 |
11 |
6 |
3 |
- 3 |
9 |
4 |
10 |
9 |
4,5 |
1 |
- 3,5 |
12,25 |
5 |
10 |
10 |
4,5 |
2 |
- 2,5 |
6,25 |
6 |
9 |
12 |
2,5 |
4,5 |
2 |
4 |
Итого |
50 |
68 |
21 |
21 |
- |
60,5 |
Информация о работе Сущность, роль и влияния конфликтов на развитие фирмы