Сущность, структуры, виды и функции технологий менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 11:48, реферат

Краткое описание

Целью менеджмента как науки является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надёжное, перспективное и эффективное функционирование системы управления. Целью его как практики является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности или других целей путём рациональной организации производственного процесса и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

технологии менеджмента сущность структура виды.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

ТЕХНОЛОГИЯ — важная составляющая, влияющая на процесс управления — имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например, полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья — будь то люди, информация или физические материалы — в искомые продукты и услуги. Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. По сути своей технология представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование.

Влияние технологии на управление в значительной мере определялось тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией; стандартизацией и механизацией; применением конвейерных сборочных линий.

Менеджмент – это управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в различных организациях. Менеджмент – это искусство и наука управления, совокупность научных знаний и практического опыта. Менеджмент – аппарат управления.

К искусству менеджмента следует отнести: концептуальное искусство; административное; аналитическое; искусство принятия управленческих решений; коммуникативное; психологического мастерства.

Целью менеджмента как науки является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надёжное, перспективное и эффективное функционирование системы управления. Целью его как практики является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности или других целей путём рациональной организации производственного процесса и т.д.

Существует три подхода к понятию менеджмента:

- как наука и практика

- как организация управления организацией

- как процесс принятия управленческих решений.

 

Под технологией мы понимаем любое средство преобразования исходных материалов для получения желаемых результатов. Поскольку предметом и соответственно исходным материалом управленческого труда выступает информация, то технологию менеджмента, например, можно определить как комплекс методов по обработке управленческой информации с целью выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Современные технологии менеджмента опираются на стратегии повышения эффективности деятельности предприятия.

Технология менеджмента (управления) отражает содержание управления, характеризуется процессами движения и обработки информации и определяется составом и порядком выполнения управленческих работ, в ходе которых эта информация преобразуется и оказывает воздействие на управляемый объект. Отсюда вытекает основное назначение технологии управления — установление рациональной схемы взаимодействия структурных подразделений и отдельных исполнителей в процессе управления.

Также технологию менеджмента определяют как систему операций и процедур, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в определенной последовательности с использованием необходимых для этого методов и технических средств.

Целью технологии управления является оптимизация управленческого процесса, рационализация его путем исключения таких видов деятельности и операций, которые не являются необходимыми для достижения результата.

Основная функция технологии управления состоит в обеспечении научной и функциональной взаимосвязи процессов управления с конкретными управленческими технологиями, способствующими реализации функций управления. В связи с этим важно формировать мышление нового типа менеджеров, ориентировать их на упреждающую аналитическую и инновационную деятельность.

Разработка технологии менеджмента предполагает определение количества, последовательности и характера операций, составляющих процесс управления, разработку или подбор для каждой операции соответствующих способов, приемов и технических средств, выявление оптимальных условий протекания процесса перевода объекта системы из исходного состояния в желаемое.

Четкое функционирование органа управления требует расчленения процесса управления на операции, а эффективная организация управления - надлежащего комбинирования операций. Каждую операцию необходимо увязать с предыдущими операциями данного цикла процесса управления. Выполнение операции должно быть увязано с выполнением других операций. Понятие «технология менеджмента» тесно связано с процессом алгоритмизации операций в рамках тех или иных функций управляющей системы.

В роли алгоритма (процедуры) процесса управления выступает предписание, определяющее содержание и последовательность действий в каком-либо информационном или организационном процессе. Его алгоритм представляет собой правила последовательного осуществления определенных, связанных друг с другом операций, на которые этот процесс может быть разложен, и которые должны быть реализованы для достижения желаемой цели. Процедуру можно определить как систему последовательно реализуемых предписаний о выполнении в определенном порядке операций, приводящих к решению управленческих задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность, структуры, виды и функции технологий менеджмента

 

Управление как вид деятельности человека распадается на ряд технологий управления, которые сформировались в течение определенного периода времени. Технология менеджмента - это подсистема управления, организационно сформированная в единую проблему.

Каждая технология характеризуется семью функциями управления:

    • Прогнозирование;
    • Планирование;
    • принятие решений;
    • учет;
    • контроль;
    • анализ;
    • регулирование.

Каждая технология содержит конкретные методы и технику реализации на практике этих функций. Она используется специалистами управления в качестве нормативного материала при проектировании технологии принятия решений и, как правило, имеет самостоятельную научно-теоретическую базу.

Технологии менеджмента можно разделить на активные и обеспечивающие.

Активные технологии менеджмента это такие технологии принятия решений, которые направлены на решение вопросов, связанных, прежде всего, с внешней средой фирмы.

К ним относятся:

- стратегический менеджмент;

- инвестиционный менеджмент (управление инвестициями и управление инвестиционными проектами);

- инновационный менеджмент;

- долгосрочное (пятилетнее) планирование;

- годовое планирование (управление на основе маркетинга);

- оперативное управление производством (в том числе контроллинг – управление получением прибылью).

Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент («strategos» - искусство генералов) представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Стратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию внешней среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном итоге способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе.

Стратегический менеджмент обычно рассматривает как совокупность пяти взаимосвязанных процессов:

  • определение миссии и целей;
  • анализ внешней и внутренней среды;
  • анализ и выбор стратегии;
  • реализация стратегии;
  • оценка и контроль выполнения стратегии.

Стратегическое управление основывается на стратегических целях компании, а именно на будущей структуре хозяйственной деятельности, на создаваемом научном, производственном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением выделяются ресурсы.

Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся возможности.

Всё многообразие стратегий, которые используют фирмы, представляет собой различные модификации нескольких базовых стратегий:

  1. Ограниченный рост – выбирает большинство фирм со стабильной технологией. Цели развития – «от достигнутого». Наименее рискованный способ действия.
  2. Рост – обычно применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Придерживаются фирмы, стремящиеся к диверсификации для того, чтобы покинуть рынки в состоянии стагнации. Может иметь место внешний рост (приобретение другой фирмы), внутренний рост (расширение ассортимента выпускаемой продукции).
  3. Сокращение – используется реже всего: обычно показатели деятельности фирмы приобретают тенденцию к ухудшению. Цели ниже достигнутого раньше уровня.
  4. Комбинированная стратегия – сочетание рассмотренных выше стратегий. Используется обычно крупными организациями, функционирующими в нескольких отраслях.

Каждая из стратегий эффективна при определённых условиях и состояния среды.

Задача стратегического менеджмента — обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования.

К ним относятся:

- распределение ресурсов (распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт);

- адаптация к внешней среде (Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое управление преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.);

- внутренняя координация (включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.);

- организационное стратегическое предвидение (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях).

В качестве функции управления планирование можно представить в виде отдельных процедур, которые выполняются параллельно-последовательно: прогнозирование, программирование, разработка проекта плана.

Прогнозирование - это научное предвидение состояния какого-то объекта в будущем. Основывается на том, что можно опережающе отображать событие, зная законы, которым подчиняется его развитие. Результатом прогнозирования является прогнозный сценарий. Отличительными особенностями прогнозов является то, что они обязательно многовариантны (не менее 3-х: оптимистический, пессимистический, средний) и имеют временной параметр (нельзя прогнозировать вообще, а только на определенный срок). Чтоб достичь цели, необходимо выработать соответствующие мероприятия, сколько нужно средств на их реализацию.

Выработка мероприятий и определение средств относятся к процедуре программирования.

Программирование - разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий, согласованных по срокам осуществления, материально-техническим, кадровым и финансовым ресурсам, закрепленных за конкретными исполнителями, которые (мероприятия) обеспечивают достижение определенных целей. Результатом программирования является целевая комплексная программа.  А также необходимо разрабатывать и внепрограммные мероприятия, выделять на них ресурсы. Для этих целей служит проектирование, или разработка проекта плана. Одной из самых распространенных форм проекта плана является бюджет.

Инновационный менеджмент - направление стратегического управления, осуществляемое на высшем уровне руководства компанией. Цель - отделение основных направлений НТ и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность) и снятие старой, модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции. Главное внимание уделяется выработке стратегии и. и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становятся приоритетными направлениями ее развития. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

1. Разработку планов и программ  инновационной деятельности

Информация о работе Сущность, структуры, виды и функции технологий менеджмента