Сущность, структуры, виды и функции технологий менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 11:48, реферат

Краткое описание

Целью менеджмента как науки является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надёжное, перспективное и эффективное функционирование системы управления. Целью его как практики является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности или других целей путём рациональной организации производственного процесса и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

технологии менеджмента сущность структура виды.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

 

- выбор  и принятие решения должны  отражать интересы и возможности  тех уровней управления, на которые  будет возложено выполнение решения  или которые заинтересованы в  его реализации;

 

- должна  строго соблюдаться  соподчиненность  в отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.

 

Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.

 

Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.

 

В американских компаниях менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации конкретного решения. Американские менеджеры при принятии решений предпочитают не вступать в прямые контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже, чтобы не нарушать принцип  звенности в управлении.

 

Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в их состав входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первона-чально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции. Руководителем целевой межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.

 

Использование формальных правил и процедур в принятии реше-ний - это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.

 

Использование планов в принятии решений нацелено на координацию деятельности фирмы в целом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления. Системы контроля и бухгалтерского учета приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых пока-зателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшими руководителями фирмы или руководителями производственных отделений.

 

Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений. В американских фирмах руководители разных уровней имеют право осуществить непосредственные контакты с внешними по отношению к фирме партнерами: потребителями, поставщиками, контролирующими организациями, которые позволяют получать конкретную информацию о ситуации на рынке и принимать решения, способствующие быстрой адаптации к изменяющимся условиям. Практика принятия управлен-ческих решений определяется в значительной мере традициями и обычаями, существующими в разных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология управления



 

Схематически технология управления может быть представлена в виде информационного и организационного взаимодействия трех основных циклов или процессов, в рамках которых выполняются различные операции и процедуры.

Информационный процесс: поиск, сбор, передача, обработка и хранение различных видов информации. Здесь заняты преимущественно творческие исполнители и специалисты.

Логико-мыслительный, или процесс выработки и принятия управленческих решений: исследование, обработка, расчеты, прогнозы, выработка решений. Здесь заняты, в основном, специалисты и руководящие работники организации.

Организационный процесс или организационное воздействие на объект управления для реализации управленческих решений: подбор и расстановка кадров, доведение заданий до исполнителей, оперативное планирование, организация труда, координация, контроль за исполнением и пр.

 

Существенными моментами в управленческой технологии являются исследования и описание рациональных путей реализации процессов управления при помощи соответствующих операций и процедур. Тем не менее, описать алгоритмы функционирования систем управления и определить всю совокупность методов выполнения и упорядочения информационных преобразований и организационных взаимодействий, составляющих процесс управления, весьма сложно, и сформулировать однозначно не удается.

 

В настоящее время существует несколько подходов к формированию управленческой технологии. Так как технология управления определяется составом управленческих работ, то соответственно ее построение может осуществляться в зависимости от того, какой подход к пониманию управления взят за основу, или каким стилем управления характеризуется деятельность руководящих работников предприятия.

 

Наиболее разработанным и простым является традиционный, классический функциональный подход, в основе которого лежит понимание управления как процесса по выполнению определенных функций. Здесь технологию управления можно определить как регламентацию рациональных процедур и способов работы с информацией в процессе реализации функций управления. Суть функционального подхода заключается в том, что на каждом иерархическом уровне систем управления выделяются относительно обособленные участки управленческих работ или функций, для каждого из которых строится определенный набор процедур. В дальнейшем выделяются подфункции и соответствующие им блоки процедур, детализируемые до уровня операции; определяются виды документов, необходимые технические средства и пр.

 

Такой подход к технологизации процессов управления применим для предприятий, работающих стабильно, в мало меняющейся среде. Так, в организации может существовать технология планирования, технология контроля или (с учетом специальных функций управления) технология управления разработкой нового изделия, технология маркетинговых исследований и т.д.

 

Наиболее подходящим в условиях меняющейся внешней среды является ситуационный подход, суть которого заключается в обосновании алгоритма выбора процедуры на основе учета признаков той или иной ситуации или проблемы. При ситуационном подходе технологию управления определяют как последовательность действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий. Схема управленческой технологии включает:

диагноз проблемы и определение путей ее разрешения;

выявление факторов, влияющих на решение;

выработку и оценку альтернатив;

разработку тактики реализации намеченных путей развития.

 

И, наконец, подход к управлению с точки зрения принятия решений позволяет рассматривать технологию управления как определенную последовательность действий, используемых при постановке целей предприятия и разработке механизмов их достижения. При этом выделяют два этапа:

выработка целей и стратегии развития предприятия;

формирование технологии принятия и реализации управленческих решений.

 

Эффективность технологии управления – это конечный результат, выражающийся не только в экономии времени и затрат, но и в обеспечении устойчивости и выживаемости организации в изменяющейся внешней среде.

 

К критериям эффективности технологии управления относятся:

простота (технология управления не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции);

гибкость (адаптация к изменяющимся условиям);

надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма);

экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной);

удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется работать).

 

Особое место в технологии управления сегодня занимают техника управления.

 

Техника управления это совокупность материальных средств(оргтехника, средства связи, вычислительная техника и т.д.), позволяющих снизить трудоемкость управленческих работ, сроки их выполнения, а также повысит качество принимаемых решений.

 

Умственные возможности отдельного индивидуума имеют предел, использование оперативной и долговременной памяти вычислительных машин позволяет расширить интеллектуальные возможности специалистов для решения управленческих проблем. Развитие средств автоматизации способствует углублению информационного характера управленческого труда, а неотъемлемой частью технологии управления сегодня становятся компь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БАЗОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА

 В статье рассматриваются подходы, возможности и ограничения трех базовых технологий менеджмента.

Основные понятия

 Определим  менеджмент как интеграционную  деятельность по успешному формированию  организации как системы, работающей  в конкурентной среде, путем постановки целей, выработки решений и достижения поставленных целей с использованием доступных ресурсов.

 

 Слово  технология подразумевает, основанные  на некоторых знаниях, принципах, методах и закономерностях способы  действий или совокупность действий  над предметом, сырьем, ресурсом, объектом, с целью получения продукта, результата или нового качества, состояния. Технология часто есть продукт достижений в смежных областях знаний.

 

Технологии менеджмента представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и методик управления. Технологии менеджмента обеспечивают процесс преобразования объекта управления из исходного состояния в новое целевое конкурентное состояние или качество, либо обеспечивают его гарантированное эффективное функционирование.

 

 Сегодня технологии менеджмента поддерживаются мощным информационно-технологическим пластом в виде соответствующих программных систем. На слуху системы бюджетирования и финансового анализа, менеджмента качества, системы сбалансированных показателей (ССП), контроллинга, управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), интеллектуального анализа данных (BI), бизнес моделирования и управления изменениями, управления проектами и т.д. Такие системы, как правило, интегрируются с помощью программных шлюзов в корпоративные информационные системы, либо являются её частью.

Приход технологий менеджмента в Россию

 Технологии  менеджмента в зарубежных компаниях  прошли эволюционный путь развития. Двадцатый век со своими экономическими  реалиями, дал мощный толчок появлению  и совершенствованию новых методов и практик управления. Была выработана однородная для всех субъектов рынка управленческая культура, новые технологии стали штатными инструментами менеджмента.

 

 В нашей  стране переход от административной  системы к рыночной произошел резко, был пропущен эволюционный этап развития. У новых собственников, пришедших в бизнес из торговой, инженерной, гуманитарной и даже финансовой сферы, отсутствовали знания и опыт управления, в том числе способность оценки рекламируемых западных технологий.

 

 Приход  западных практик и технологий  на такую почву, во многих случаях, вызвал путаницу и разочарование, затруднил управление, хоть и дал бесценный опыт. Очевидными причинами неудачных внедрений новых технологий менеджмента стали:

- некомпетентность отечественного топ-менеджмента, завышенные ожидания и слепое следование модным тенденциям в управлении, как панацеи от стоящих проблем;

- неподготовленность  компаний к применению современных  инструментов, к процессу скрупулезного  внедрения, сопровождения.

 

 К настоящему  моменту у бизнес сообщества  в целом сложилось представление  о применимости зарубежных инструментов к нуждам своих компаний. В тоже время, практикой их применения большей частью владеют лишь консалтинговые компании и центры компетенций, предлагающие решения.

 

 Тем  не менее, возьмем на себя смелость  еще раз просмотреть истоки, возможности  и ограничения технологий менеджмента, сделав акцент на три базовых подхода. Приведенные ниже рассуждения были сформированы с использованием материалов Российской Академии Деминга (www.deming.nm.ru), работ проф. Ю.Т.Рубаника (www.rubanik.mbq.ru) и личных наблюдений автора за развитием информационных технологий менеджмента в России.

Эволюция технологий менеджмента

 Накопление  и обобщение практик управления, усложнение задач и условий управления приводит к выделению специальных дисциплин, разработке новых технологий. Так родились управление производством, управленческий учет, финансовый менеджмент, управление персоналом, маркетинг, менеджмент качества, управление проектами и др.

 

 Каждая  технология совершенствуется, вырабатывает  понятия, методы, способствует очевидному  локальному повышению качества  управления. Например, в современном  маркетинге применяются специфические технологии продвижения брендов, стимулирования розничных продаж, управления взаимоотношениями с клиентами и т.д.

Информация о работе Сущность, структуры, виды и функции технологий менеджмента