Сущность управленческого цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Управление не может существовать отдельно от его объекта, поэтому содержание функций управления в каждом конкретном случае в значительной мере определяется особенностями управляемого объекта.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управленческого цикла в организации
1.1. Понятие управленческого цикла
1.2. Функции управленческого цикла
Глава 2. Анализ управленческого цикла в ООО «Александра»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ функции планирования
2.3. Изучение процесса организации
2.4. Исследование механизма мотивации
2.5. Описание контроля
Глава 3. Разработка рекомендаций по управлению ООО «Александра»
3.1. Совершенствование функции организации
3.2. Совершенствование функции мотивации
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР Основы менеджмента.doc

— 421.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Управление не может существовать отдельно от его объекта, поэтому содержание функций управления в каждом конкретном случае в значительной мере определяется особенностями управляемого объекта.

При управлении предприятием реализуются  как общие функции, характерные  для всех систем, так и функции, присущие только данной системе. Наличие общих функций предопределяет принципиальное единство структуры процесса управления на предприятиях независимо от их отраслевой принадлежности.

Основными функциями  управления предприятием являются: перспективное  и текущее планирование; организация  и регулирование; мотивация и координирование; контроль и учет. Таким образом, основа управленческой деятельности — это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют так называемый цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль

Целью исследования является изучение управленческого цикла  в организации.

Задачами исследования являются:

  1. Изучение теоретических аспектов управленческого цикла
  2. Проведение анализа функций управленческого цикла в ООО «Александра».
  3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управленческого цикла в организации.

Предметом исследования является управленческий цикл. Объектом исследования выступает ООО «Александра».

 

Глава 1. Теоретические аспекты управленческого цикла в организации

1.1. Понятие управленческого цикла

 

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей [10].

Цикл — совокупность процессов, совершаемых в течение  определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента обычно осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению [2].

Управленческий цикл - это завершенная последовательность повторяющихся активных действий, направленных на достижение поставленных целей.

Управленческий цикл начинается с уяснения задачи или  проблемы и заканчивается достижением  определенного результата. После  этого цикл управления повторяется. Частота его повторения определяется конкретным типом и природой управляемой системы. В социальных системах этот цикл повторяется непрерывно. Конечная цель управления системой может достигаться одним или несколькими циклами управления. Циклическая реализация процессов позволяет устанавливать и фиксировать характерные черты, общие зависимости, единые закономерности процессов и обеспечивать на этой основе их рациональную преемственность и предвидение.

В характеристиках управленческого  цикла используются также более  узкие понятия [4]:

  • период, имеющий хронологическое значение;
  • действия и операции - целостные и четко обособленные части процесса;
  • процедура - определенная регламентированная последовательность осуществления процесса.

Начинается цикл с  появления управленческой проблемы. В качестве проблемы могут выступать  как задачи, указания начальника, так и собственные задачи. Проблему также можно определить как вопрос, который объективно возникает в ходе управления, и решение которого представляет практический интерес, соответствует поставленным целям.

Задачи - это, по существу, развернутый план действий. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров или услуг с учетом выявленных потребностей на основе имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также обеспечение эффективности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. Перечень задач, решаемых предприятием, может быть чрезвычайно разнообразным. В качестве примера можно привести некоторые наиболее важные: освоение новых рынков сбыта продукции; повышение квалификации персонала; постоянный контроль за эффективностью деятельности предприятия; автоматизация производства; создание лучших условий труда и т.д.

Качество работы менеджера  по выполнению поставленных задач и  достижению намеченных целей получает оценку лишь в результате реализации произведенной продукции на рынке [15].

Следующее звено процесса управления - выработка решения, которое  следует в максимальной степени  оптимизировать путем достижения заявленных целей предприятия при минимальном  использовании ресурсов. Решения  являются основным средством воздействия менеджера на производственный коллектив. Методы обоснования решений выбираются с учетом специфики объекта, на который обращается решение.

Завершающие звенья процесса управления - выдача на основе принятого  решения команды, призванной обеспечить реализацию принятого решения, изменение управляемого объекта или перевод его из одного состояния в другое.

1.2. Функции управленческого цикла

 

Управленческий цикл содержит в себе четыре функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Данные функции охватывают все виды управленческой деятельности по созданию материальных ценностей, финансированию, маркетингу и т. д.[11]

1. Планирование. Важнейшей  функцией управления считают  планирование. Оно позволяет поддерживать  пропорциональность производства, слаженную работу всех подразделений предприятия, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря этому обеспечивается необходимая организация хода производства — динамическое равновесие внутренних процессов предприятия [8].

Основными принципами планирования являются: комплексность, точность, непрерывность (органическое единство перспективных  и текущих планов), гибкость, экономичность. Целостность перспективного и текущего планирования — одно из главных условий, обеспечивающих непрерывность производственного процесса, бесперебойную работу предприятия, стабильность его хозяйственных связей. План предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего развития. В плане не только ставятся определенные конечные цели, но и предусматриваются условия их достижения.

Планирование в условиях рыночной экономики имеет определенную специфику. В развитых в экономическом  отношении странах на предприятиях существует хорошо налаженная система  планирования при одновременном отсутствии таковой в масштабах всей страны. Другими словами, государство не требует от предприятий обязательного составления и, соответственно, выполнения плановых заданий. Каждое предприятие решает эту проблему автономно. При этом основное внимание уделяется долгосрочному планированию в противовес планированию ежегодному.

Долгосрочное планирование определяется как период, простирающийся за пределы того времени, которое  дает возможность точного предвидения  отдельных событий. Таким образом, долгосрочное планирование — это процесс определения желаемого положения предприятия в будущем и составления планов для достижения этого положения.

Считается, что планирование должно быть непрерывным. Первоначально  составленный план служит лишь отправной точкой. Постоянный пересмотр и ревизия планов необходимы, чтобы они сохраняли свою актуальность и приносили максимальную пользу, чтобы можно было проверить, как идет выполнение планов, изменить их в зависимости от конкретной обстановки.

Планирование часто позволяет менеджеру идти на довольно серьезный риск. Компания, выяснив возможность изготовления новой продукции, начинает работу по тщательному изучению потенциального рынка. Исходную информацию могут сообщить торговые представители фирмы, идея может возникнуть в самой компании, она может также исходить от покупателя или же вызов может быть брошен конкурентом. Изучение рынка имеет исключительно большое значение. Подготовка к производству начинается только в том случае, если высший менеджмент компании уверен в том, что спрос на данный товар действительно существует [4].

Основной задачей всех предприятий в условиях рыночной экономики является учет интересов  потребителей. Поэтому определение  возможных объемов реализации продукции  и плановой цены продажи, а лишь затем планирование производства продукции следует признать единственно верным решением для менеджера.

На стадии планирования для удешевления продукции необходимо осуществлять работу по упрощению конструкции  изделия. Борьба за повышение производительности труда предполагает, что специалисты предприятия должны изучать конструкции изделий и менять их с единственной целью — удешевить производство. Крупные предприятия могут передать производство многих отдельных деталей субподрядчикам — более мелким специализированным компаниям.

Важным моментом процесса планирования производства являются постоянные проверки и перепроверки правильности намеченных планов всеми заинтересованными  лицами. Хотя это связано с определенной потерей времени, в конечном счете, как показывает опыт зарубежных компаний, это дает огромную экономию времени и средств. Поэтому делается все, чтобы обеспечить наиболее тщательную проверку планов до внедрения их в производство [6].

Таким образом, необходимо осуществлять тщательное подготовительное планирование еще до принятия решения о начале производства того или иного изделия и даже до окончания работы над его конструкцией.

2. Организация. Организация  производства представляет собой  совокупность методов, обеспечивающих  наиболее целесообразное использование предметов и средств труда в процессе трудовой деятельности с целью выполнения установленных для предприятия плановых заданий. Только при соответствующей организации производства продукции становятся возможными эффективное взаимодействие людей в процессе совместного труда, целенаправленность и четкая согласованность всех элементов системы. Тем самым обеспечивается оптимальное сочетание следующих процессов: основных (производственно-технологических), вспомогательных (энергетическая, ремонтная и другие службы) и обслуживающих (контроль за качеством продукции, транспортные и складские операции и т.д.) [7].

Организация производства предполагает дифференциацию процесса производства на операции, рациональную расстановку работников по рабочим  местам, обеспечение четкой взаимосвязи между ними в целях бесперебойного выпуска продукции. Работа по организации производства, являясь одной из функций менеджмента, связана с решением многочисленных вопросов, например: определение номенклатуры выпускаемой предприятием продукции; создание технологии производства и контроль над ним; организация транспортировки сырья, материалов и готовой продукции: уход за оборудованием и его ремонт; анализ издержек производства и осуществление мер по их снижению; сбор рационализаторских предложений [6].

Организация производства на предприятии в решающей степени  предопределяется характером и уровнем  его специализации. Внутрипроизводственная специализация, являющаяся продолжением и углублением специализации  предприятия, выражается в обособлении структурных подразделений по выпуску отдельных видов продукции или по выполнению определенных стадий технологического процесса.

В зависимости от сочетания  основных принципов организации  производства — специализации и  непрерывности — различают три  основных типа производства [15]:

  • массовое производство характеризуется большим объемом выпускаемой продукции при строго ограниченной номенклатуре. Производственный процесс расчленяется на отдельные операции, что позволяет добиваться специализации оборудования, широкого внедрения автоматизации и механизации производства и ритмичной работы предприятия;
  • в серийном производстве изготавливаются изделия сравнительно большой, но ограниченной и периодически повторяющейся номенклатуры. Поэтому здесь используются серийные методы организации производства;
  • единичное.

3. Мотивация персонала. Давно известно, что оказывать воздействие на людей, стимулируя их к труду, для успешного выполнения поставленных задач можно с помощью двух основных методов: поощрения и наказания.

Мотивация бывает материальной, моральной и социальной. Материальная мотивация осуществляется путем выплаты сотрудникам заработной платы, премий и других видов материального вознаграждения. Примерами моральной (психологической) мотивации являются благодарность, грамота, фото на доске почета и др. Наконец, социальная мотивация состоит в создании менеджером условий для интересной творческой работы в дружном, слаженно работающем коллективе, в котором каждый человек может рассчитывать на поддержку и взаимопомощь коллег по работе [3].

Информация о работе Сущность управленческого цикла