Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях все большее значение приобретает повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага и оказывать услуги. Из этого определения вытекает, что трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, людей, занятых экономической деятельностью в различных отраслях, а с другой, - не занятых, но которые могут трудиться. Т.е. трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) немыслима без обращения к персоналу. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов
1.1 Сущность менеджмента человеческих ресурсов в современных условиях
1.2 Планирование человеческих ресурсов в организации в современных условиях
2. Анализ человеческих ресурсов ООО "Транзит Динамо"
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ персонала на ООО «Транзит Динамо»
2.3 Анализ производительности труда на ООО «Транзит Динамо»
3. Предложения по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов на «Транзит Динамо»
3.1.Мероприятия по совершенствованию использования персонала в транспортном цехе ООО "Транзит Динамо"
3.2.Оптимизация численности ремонтных рабочих цеха с помощью СМО
3.3 Экономическая эффективность предложенных мер
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 239.85 Кб (Скачать файл)

Эта проблема является значительно менее актуальной при планировании «снизу-вверх», когда каждое подразделение разрабатывает собственную стратегию и планы организационно-технических мероприятий, которые впоследствии интегрируются в единый план организации. Недостатками этого подхода являются недостаточная компетентность низовых подразделений в оценке динамики внешней среды, понимании общей стратегии развития организации, ее приоритетов и возможностей, а также согласовании планов различных подразделений между собой. Как правило, руководство организации разрабатывает и направляет в подразделения стратегию управления персоналом на долгосрочный период (3-5 лет), на основании которой разрабатываются планы организационно-технических мероприятий для каждого из подразделений на более короткие периоды (1-2 года), которые впоследствии утверждаются руководством. Часто для проведения анализа динамики внешней среды и формулирования стратегии управления персоналом создаются временные группы из сотрудников организации различных уровней (с привлечением и без привлечения внешних консультантов), что позволяет обеспечить соединение взглядов «сверху» и «снизу» на организацию и ее персонал.

Оперативное планирование в области персонала называют планированием мероприятий.

В зависимости от выделяемых задач в сфере планирования персонала различают:

планирование потребности в персонале;

планирование обеспечения персоналом;

планирование использования персонала;

планирование повышения квалификации персонала.

В зависимости от степени индивидуальности процесса планирования выделяют:

индивидуальное планирование (например, планирование карьеры);

коллективное планирование (например, планирование потребности в персонале, использования персонала и т.д.).

Исходная точка планирования персонала организации - это стоящие перед ней задачи, а также количественный и качественный состав персонала. Несовпадение этих двух величин свидетельствует о наличие потребности в персонале, которая покрывается в количественном аспекте - путем привлечения персонала, а в качественном - путем его развития.

Факторы, определяющие потребность организации в человеческих ресурсах.

Внутриорганизационные факторы, определяющие потребность организации в человеческих ресурсах.

1) Потребности организации в  рабочей силе зависят, прежде  всего, от стоящих перед ней  целей, для реализации которых  необходимы человеческие ресурсы. Цели организации могут быть  представлены как в виде долгосрочной  стратегической задачи, бизнес стратегии  или бизнес-плана. Чем конкретнее  организационная цель, тем легче  определить потребности в рабочей  силе, необходимой для ее реализации.

У компании со стабильной долгосрочной стратегией потребности в рабочей силе не претерпевают серьезных изменений из года в год, и планирование человеческих ресурсов не представляет особой сложности. И наоборот, если организация меняет стратегию - переходит к выпуску новой продукции, освоению новых рынков, ликвидации отдельных сегментов бизнеса, потребности, как в численности, так и в квалификации рабочей силы могут существенно измениться.

2) Еще один источник изменений  потребностей организации в рабочей  силе - внутриорганизационная динамика  рабочей силы - увольнения по собственному  желанию, выходы на пенсию, декретные  отпуска и т.п. Отдел человеческих  ресурсов должен отслеживать  эту динамику и заблаговременно  предсказывать изменения.

Внешние факторы, влияющие на потребность организации в человеческих ресурсах:

1) Макроэкономические параметры - темпы экономического роста, уровень  инфляции и безработицы, структурные  изменения (развитие одного сектора  народного хозяйства за счет  сокращения другого) - оказывают  сильное воздействие как на  стратегию компании (потребности  в человеческих ресурсах), так  и на ситуацию на рынке труда (предложение человеческих ресурсов). Например, устойчивый экономический  рост, как правило, приводит к  увеличению платежеспособного спроса  в экономике и, следовательно, предоставляет  компании возможности для увеличения  объемов реализации. Одновременно  с этим наблюдается возрастание  спроса на труд и, соответственно, заработной платы. В экономически  развитых странах существуют  детальные прогнозы эволюции  разнообразных макроэкономических  параметров, поэтому задача отдела  человеческих ресурсов состоит, прежде всего, в определении влияния  предполагаемой динамики макроэкономических  показателей на потребности в  человеческих ресурсах данной  организации.

2) Развитие техники и технологии  может самым кардинальным образом  изменить потребности организации  в рабочей силе. Достаточно вспомнить  пример персональных компьютеров, заменивших миллионы счетоводов во всем мире. Специалисты по человеческим ресурсам должны работать в тесном контакте с техническими экспертами компании, чтобы заблаговременно оценить влияние возможного внедрения новой техники или технологии на потребности организации в персонале.

3) Политические изменения могут  влиять на потребности в человеческих  ресурсах и положение на рынке  труда через изменение законодательства (налогового режима, системы социального  страхования, трудового законодательства), регулирование макроэкономических  параметров, создание определенного  политического климата в стране. Снижение обязательных выплат  в фонды социального страхования  автоматически сокращает издержки  работодателей на рабочую силу  и может сделать прибыльным  для компании привлечение дополнительных  рабочих, которые прежде не могли  быть наняты из-за высоких издержек. Применительно к данному фактору  сложность для специалистов по  человеческим ресурсам состоит  не столько в прогнозировании  влияния определенных политических  изменений на потребности в  рабочей силе, сколько в предсказании  самих изменений, особенно в нашей  стране.

4) Конкуренция и состояние  рынка сбыта, изменяющиеся под  воздействием множества факторов, оказывают самое прямое влияние  на потребности компании в  человеческих ресурсах. Усиление  конкуренции на стабильном или  сокращающемся рынке, как правило, означает, что компании необходимо  подумать о сокращении численности  своих сотрудников. И наоборот, быстро  растущий спрос на продукцию  организации является индикатором  необходимости набора дополнительной  рабочей силы. Искусство предсказания  состоит, в данном случае, в способности  определить тенденции развития  рынка и их влияние на потребности  в персонале раньше конкурентов  и воспользоваться этим преимуществом - например, заранее начать подбор  квалифицированных специалистов, ожидая  увеличение спроса на продукцию  организации. Успешно решить данную  задачу можно за счет тесного  взаимодействия специалистов по человеческим ресурсам и маркетингу, занимающихся исследованиями рыночной динамики.

Управление  персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом.

Эта деятельность заключается в формировании системы управления персоналом, планировании кадровой работы, проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология управления персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров.

Она предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации также решают вопросы оценки деятельности  подразделений системы управления организации, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.

Основными задачами анализа являются:

- объективная оценка использования  персонала - рабочей силы, рабочего  времени, производительности труда;

- определение факторов  и количественное изменение их  влияния на изменение трудовых  показателей;

- изыскание путей устранения  факторов, отрицательно влияющих, и  закрепление влияния положительных;

- изучение и оценка  обеспеченности предприятия и  его структурных подразделений  персоналом в целом, а также  по категориям и профессиям;

- определение и изучение  показателей текучести кадров;

- выявление резервов персонала, более полного и эффективного  их использования;

- определение размеров  и динамики средней заработной  платы;

- оценка степени обоснованности  применяемых форм и систем  оплаты труда.

Источниками информации для анализа  служат план по труду, статистическая отчетность “Отчет по труду”, данные табельного учета и отдела кадров, материалы бухгалтерского учета о начисленной заработной плате, штатные расписания специалистов и служащих и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПЕРСОНАЛА  В
 ООО "Транзит Динамо"

                           

2.1. Характеристика ООО "Транзит Динамо"

 

ООО «Транзит Динамо» является крупнейшим в России разработчиком и изготовителем кранового и тягового электрооборудования уже более 100 лет.

Головная компания холдинга – открытое акционерное общество Акционерная электротехническая компания "Динамо". Она является распорядителем недвижимости, т.е. зданий и сооружений, образующих производственные площади, арендатором земельных участков, выделенных городом для целей электротехнического производства, владельцем средств  производства, научных и технических разработок, владельцем произведенной в холдинге интеллектуальной собственности. Она же является управляющей компанией холдинга и правопреемником Научно-производственного объединения "Динамо" – головного предприятия электротехнической отрасли.

ООО "Транзит Динамо" – дочернее предприятие головной компании – занимается промышленным производством и реализацией электротехнической продукции.

Общества по управлению недвижимостью – дочерние предприятия головной компании, в уставный капитал которых переданы основные здания и сооружения, учреждены для оптимизации использования производственных площадей.

Социально-культурная деятельность холдинга передана в учрежденные головной компанией автономные некоммерческие организации с целью приведения этой сферы деятельности в соответствие с действующим законодательством.

Управление холдингом построено в системе отношений "материнская – дочерняя компании". Хозяйственные отношения между членами холдинга, как самостоятельными хозяйствующими субъектами, осуществляются на основе договоров.

Транспортный цех относится к группе ремонтных цехов, является самостоятельным производственным подразделением, подчиняется непосредственно коммерческому директору и состоит из автомобильного и электрокарного участков и административно-управленческой службы.

Основной вид деятельности транспортного цеха – оказание услуг по грузовым транспортным перевозкам. Основные функции транспортного цеха: доставка на завод сырья, материалов, оборудования, комплектующих изделий, топлива; внутризаводские перевозки материалов, деталей и прочих грузов; отправка готовой продукции и других грузов. Это подразделение предоставляет транспорт для перемещения грузов внутри завода, а также оказывает услуги на сторону.

Рисунок 1. Структура управления ООО АЭК "Динамо"

Транспортный цех производит ремонт и техническое обслуживание автомашин и электротранспорта. Основной задачей цеха является обеспечение бесперебойного хода производственного процесса и снижение затрат на производство за счёт рациональной организации   и своевременной перевозки грузов, внедрения новых и содержания в надлежащем техническом состоянии действующих транспортных средств, погрузо-разгрузочных механизмов и строительной техники.

В ведении транспортного цеха находится весь автотранспорт, электротранспорт, специализированная техника, оборудование и механизмы, переданные цеху для осуществления производственных планов предприятия.

 

2.2. Анализ персонала  на ООО «Транзит Динамо»

  Известно, что основными факторами производства на предприятии являются: средства труда, предметы труда и кадры. Основная роль принадлежит кадровому потенциалу на предприятии. Именно кадры играют первую скрипку в производственном процессе, именно от них зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства производства и насколько успешно работает предприятие в целом. Поэтому на каждом предприятии должна разрабатываться и осуществляться кадровая политика, которая должна быть направлена на достижение следующих целей:

- создание здорового  и работоспособного коллектива;

- повышение  уровня квалификации работников  предприятия;

- создание трудового  коллектива, оптимального по половой  и возрастной структуре, а также  по уровню квалификации;

- создание высокопрофессионального  руководящего звена, способного  гибко реагировать на изменяющиеся  обстоятельства, чувствовать и внедрять  все новое и передовое и умеющего смотреть далеко вперед.

Кадровая политика на предприятии ООО "Транзит Динамо"          включает в себя:

- отбор и  продвижение кадров;

- подготовку  кадров и их непрерывное обучение;

- наем работников  в условиях неполной занятости;

- расстановку  работников в соответствии со  сложившейся системой производства;

- стимулирование  труда;

- совершенствование  организации труда;

Информация о работе Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов