Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях все большее значение приобретает повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага и оказывать услуги. Из этого определения вытекает, что трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, людей, занятых экономической деятельностью в различных отраслях, а с другой, - не занятых, но которые могут трудиться. Т.е. трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) немыслима без обращения к персоналу. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов
1.1 Сущность менеджмента человеческих ресурсов в современных условиях
1.2 Планирование человеческих ресурсов в организации в современных условиях
2. Анализ человеческих ресурсов ООО "Транзит Динамо"
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ персонала на ООО «Транзит Динамо»
2.3 Анализ производительности труда на ООО «Транзит Динамо»
3. Предложения по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов на «Транзит Динамо»
3.1.Мероприятия по совершенствованию использования персонала в транспортном цехе ООО "Транзит Динамо"
3.2.Оптимизация численности ремонтных рабочих цеха с помощью СМО
3.3 Экономическая эффективность предложенных мер
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 239.85 Кб (Скачать файл)

- создание благоприятных  условий труда для работников  предприятия и др.

Необходимо отметить, что управление персоналом является составной частью управления предприятием в целом.

Процесс управления предприятием ООО "Транзит Динамо"           можно разбить на следующие составляющие: управление техникой, экономикой, кадрами.

Если первые две составляющие процесса управления для специалиста не представляют особой трудности, то наиболее сложным является управление кадрами. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива имеет свои потенциальные трудовые возможности, свои черты характера, в своем плане он неповторим. Поэтому руководители различного уровня обязаны знать психологию каждого подчиненного им работника и на этой основе так воздействовать на него, чтобы полностью раскрылись и реализовались его потенциальные возможности на работе.

Для анализа, планирования, учета и управления персоналом все работники предприятия ООО "Транзит Динамо"          классифицируются по ряду признаков. В зависимости от участия в производственном процессе весь персонал предприятия делится на две категории: промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный.

К промышленно-производственному персоналу относятся работники, которые непосредственно связаны с производством и его обслуживанием.

К непромышленному персоналу относятся работники, которые непосредственно не связаны с производством и его обслуживанием. В основном это работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно: санитарных учреждений, принадлежащих предприятию.

В свою очередь, промышленно-производственный персонал в зависимости от выполняемых им функций классифицируется на следующие категории: рабочие; руководители; специалисты; служащие.

К рабочим относятся работники предприятия ООО "Транзит Динамо", непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие, в свою очередь, подразделяются на основных и ремонтных. К основным относятся рабочие, которые непосредственно связаны с производством продукции, к вспомогательным - обслуживанием производства. Это деление чисто условное, и на практике иногда их трудно разграничить.

К специалистам на предприятии относятся: бухгалтеры, экономисты, техники, механики, психологи, социологи, художники, товароведы, технологи и др.

К служащим на предприятии ООО "Транзит Динамо"          относятся: агенты по снабжению, машинистки, секретари-машинистки, кассиры, делопроизводители, табельщики, экспедиторы и др.

Кроме общепринятой классификации ППП по категориям существуют классификации и внутри каждой категории. Например, руководителей на производстве в зависимости от возглавляемых ими коллективов принято подразделять на линейных и функциональных.

К линейным относятся:  руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий, объединений, отраслей и их заместители; к функциональным — руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб (отделов, управлений) и их заместители.

По уровню, занимаемому в общей системе управления народным хозяйством, все руководители подразделяются на: руководителей низового звена, среднего и высшего звена.

К руководителям низового звена принято относить мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений внутри функциональных отделов и служб.

Руководителями среднего звена считаются директора предприятий, генеральные директора всевозможных объединений и их заместители, начальники крупных цехов.

К руководящим работникам высшего звена обычно относятся руководители ФПГ, генеральные директора крупных объединений, руководители функциональных управлений министерств, ведомств и их заместители.

На структуру ППП влияют следующие факторы:

- уровень механизации  и автоматизации производства;

- тип производства (единичный, мелкосерийный, крупносерийный, массовый);

- размеры предприятия;

- организационно-правовая  форма хозяйствования;

- сложность  и наукоемкость выпускаемой продукции;

- отраслевая  принадлежность предприятия и  др. Кадровая политика на предприятии  должна быть направлена на  оптимальное сочетание категорий  ППП.

Процесс управления персоналом в ООО "Транзит Динамо"          требует, чтобы на каждом предприятии определялась и анализировалась структура ППП по половому и возрастному составу, а также по уровню квалификации. Это необходимо для того, чтобы своевременно готовить замену кадров, а также для достижения наиболее приемлемой для предприятия структуры кадров по половому и возрастному составу, по уровню квалификации.

Структура персонала зависит от особенностей производства; номенклатуры изделий; специализации производства; масштабов производства. Удельный вес каждой категории работающих меняется с развитием техники, технологии, организации производства. Повышение организационно-технического уровня производства приводит к относительному сокращению численности служащих и росту удельного веса рабочих в общей численности работающих.

Совершенствование техники, технологии, организации производства, особенно обслуживающих производств (механизация погрузочно-разгрузочных и транспортных работ и т.д.), приводит к изменению соотношения основных и ремонтных рабочих. Удельный вес основных рабочих возрастает, а ремонтных сокращается.

В состав работников транспортного цеха ООО "Транзит Динамо" входят функциональные руководители низового звена, рабочие, специалисты, служащие и практиканты. Практиканты в среднесписочную численность не входят.

При анализе состава кадров определим удельный вес каждой категории работников в общей численности персонала транспортного цеха и сравним фактические данные с плановыми (табл.2).

 

Таблица 2 - Анализ состава и численности работников транспортного цеха в 2013 году

 

Показатели

Состав кадров

Отклонение

План

Факт

По числ.

По уд.весу

 

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Численность ППП, чел., в т.ч.:

110

100,0

95

100,0

-5

-

Рабочие

97

88

83

87

-14

1

Руководители

2

2

2

2

-

           -

Специалисты

10

9

9

9

-1

-

Служащие

1

1

1

1

-

-


 

 

Данные табл. 2 показывают, что в транспортном цехе незначительно снизился производственный потенциал, так как удельный вес рабочих фактически ниже его величины, чем предусмотрено планом.

В анализируемом периоде фактическая численность работников в ООО "Транзит Динамо"  уменьшилась на 5 человек по сравнению с планом. Это уменьшение произошло в основном за счет уменьшения численности рабочих на 14 человека.

В структуре наибольшие изменения связаны с уменьшением  на 1% фактической доли рабочих  по сравнению с плановым показателем. По остальным категориям структурные изменения были незначительными. Доля руководителей не изменилась, доля специалистов и служащих также не изменилась.

Таким образом, снижение численности рабочих произошло при постоянной численности и удельного веса руководителей, специалистов и служащих в составе персонала. Более наглядно фактическая структура промышленно-производственного персонала цеха представлена на рисунке 1, а на рисунке 2 показана доля каждой категории персонала в общей численности транспортного цеха по плану и сравнение ее с фактическими данными.

Рисунок 1.Фактическая структура промышленно-производственного

персонала транспортного цеха в 2013 г.

 

Рисунок 2. Плановая и фактическая структура персонала транспортного цеха в 2013 г.

Основными профессиями в транспортном цехе ООО "Транзит Динамо"   являются:

- водитель автомобиля (по  типам);

- водитель (машинист) специализированной  техники;

- слесарь по ремонту  автомобилей;

- аккумуляторщик.

В табл.3 представлен укрупнённый состав рабочих транспортного цеха по данным 2013 года.

Таблица 3.Состав рабочих транспортного цеха в 2013 г.

Наименование профессии

Кол-во чел

Удельный вес, %

Водители легкового автомобиля

8

9

Водители грузового автомобиля

46

49

Водители (машинисты) спец. Техники

7

8

Ремонтные рабочие

14

15

Аккумуляторщики

5

5

Прочие работники

13

14

ИТОГО:

95

100


 

 

 

Рисунок 3.Фактический состав рабочих транспортного цеха в 2013 г

Среднесписочную численность работников можно определить по формуле:

 

Ср= (2.1)

Определение численного состава имеет свои особенности и включает:

  • Общий численный состав работающих, который соответствует наиболее полному понятию численного состава работающих: включает наемных работников всех категорий, связанных с нанимателем трудовым контрактом (даже если его действие приостановлено), и временных работников.

  • Списочный состав работающих, т. е. вписанных в регистрационные книги персонала, получается в результате исключения из общей численности работающих тех, кто находится в длительном отпуске без оплаты, и тех, кто проходит военную службу.

  • Численный состав работников, представленный на предприятии - результат исключения из списочного состава работающих всех отсутствующих по любым причинам. Отсутствие- социальное понятие, т. е. отсутствующие не составляют часть работающих (оплаченные отпуска, учеба, забастовка).

  • Численный состав, участвующий в работе: из числа представленных на предприятии работников вычитают забастовщиков. Работники, находящиеся на учебе, в оплаченном отпуске, должны считаться «на работе».

Речь идет не о подсчете рабочих часов, а об определении численного состава работников, которые «готовы» участвовать в работе.

Большинство определений используются в сочетании с другими понятиями для определения различных показателей индексов деятельности предприятия.

Общий численный состав работающих может, помимо других критериев, помочь понять размеры и мощь предприятия. Именно по этому анализ структуры численного состава работающих на предприятии представляет собой особый интерес.

 

Анализ качественной структуры кадров

 Проанализируем качественный  состав кадров  транспортного  цеха ООО "Транзит Динамо". Качественная структура трудового потенциала характеризуется рядом группировок рабочих цеха по таким признакам как возраст, образование, стаж работы на предприятии, квалификация. Система показателей позволяет охарактеризовать структуру рабочей силы цеха и изменения, произошедшие за два года.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.Структура рабочих по возрасту

Информация о работе Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов